Творческий проект на тему: "Использование фольклора в музыкальном воспитании детей ранего возраста"
проект (младшая группа)

Скараева Алена Заитовна

Русский фольклор - одно из действенныхи ярких средств, таящий огромные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx30.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

(МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Использование фольклора

в музыкальном воспитании детей

раннего возраста».

Воспитатель: Скараева А.З.

г. Тейково

2022г

Название проекта:        «Использование фольклора в музыкальном воспитании детей раннего возраста»

Тип проекта: творческий.

Вид проекта:        долгосрочный.

По количеству детей, вовлечённых в проект: групповой.

Форма проведения: дневная.

Структура и срок реализации проекта:        

1.  Подготовительный этап.

Срок реализации: сентябрь - октябрь

2. Основной этап.

Срок реализации: ноябрь - март

3. Обобщающий этап. Презентация проекта.

Срок реализации: апрель

Составитель проекта: Скараева Алена Заитовна,  воспитатель высшей квалификационной категории.

Введение

    Русский фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

     Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.  

Актуальность

        Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши деды и отцы наследовали от предков – трудная и благородная задача.

        Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М. И. Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетия… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Проблема:

        В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовыми, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Взрослые -  хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. В конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.  Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

        Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».

Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается:

           Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

        Каждый жанр русского народного творчества -  кладесь народной мудрости. И в каждом- огромный запас положительной энергии, направленной на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнивать «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определённых случаях. Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребёнку почувствовать себя ребёнком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Цель:

Углубить и систематизировать знания об использовании фольклора в музыкальном воспитании детей раннего возраста.

Задачи: 

  • изучить современную программно-методическую литературу по использованию фольклора;
  • составить перспективный план работы с детьми раннего возраста по использованию фольклора в разных видах деятельности детей;
  • выявить уровень знаний детей произведений устного народного творчества;
  • создать и разнообразить музыкальную предметно–развивающую среду, воспитывающую в ребёнке чувство национальной принадлежности, духовности, красоты;
  • расширить знания родителей по использованию фольклорных произведений в развитии речи;
  • подготовить и провести консультацию для педагогов «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»;

Ожидаемый результат:

  • Целенаправленное и систематическое использование музыкального фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
  • Дети самостоятельно или с помощью взрослого рассказывают, инсценируют произведения устного народного творчества.
  • Эмоционально проявляют своё состояние в соответствии произведений устного народного творчества.
  • Заинтересованность родителей в развитии речи детей.

Концептуальное обоснование проекта

        В работах многих исследователей (Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Л. В. Кокуева, Л. Е. Стрельцова, Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина, Е. Г. Речицкая, О. Н. Грачёва и др.) отмечается важность приобщения ребёнка к устному народному творчеству, определяются цели и задачи знакомства дошкольников с произведениями фольклора, разрабатываются методы и приёмы развития и воспитания детей на основе произведений фольклора.

        Широко известны в мировой практике системы музыкального воспитания немецкого педагога-музыканта, композитора Карла Орфа и венгерского композитора и теоретика Золтана Кодая. Особенностью их систем, которые сформировались ещё к середине прошлого столетия, является использование национальной музыкальной культуры в музыкальном воспитании детей.  В отечественной педагогике, начиная с 70-х годов, фольклор также занял прочное место. Тогда в педагогике сформировалось самостоятельное направление, получившее название «этнопедагогика». Этнопедагогика использует различные виды фольклора (поэтического, музыкального, танцевального, драматического), а также изучает его воспитательные функции.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап.

Срок реализации: сентябрь, октябрь.

Цель: обеспечить информационную, мотивационную, организационную готовность. Создать условия для решения поставленных задач.

Прогнозируемый результат: обеспечена информационная, мотивационная, организационная готовность.  

Сбор, накопление информационной базы по изучаемой проблеме:

  • Изучение литературы по данной теме;
  • Подбор иллюстративного материала;
  • Подбор музыкально-песенного репертуара;
  • Подбор хороводных игр, плясок;
  • Создание развивающей среды: подбор игрушек атрибутов для игровой деятельности;
  • Составление перспективного плана работы с детьми раннего возраста по использованию фольклора в разных видах деятельности детей.

Пути реализации

МЕРОПРИЯТИЯ

С родителями

Сроки

Анкетирование: «Что важнее для данного возраста?»

Октябрь

Показ материала по фольклору

Беседа по данной теме

Помощь в создании предметно-развивающей среды

Октябрь

Создание предметно-развивающей среды

Жанры фольклора

Необходимый материал

Потешки,  прибаутки

Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц…

Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, ворон…

Картины животных, птиц…

Маски: коза, кошки, мышки….

Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен…

Настольная ширма

Колыбельные

Куклы, кроватки

Пальчиковые игры

Картинки: сорока

Объёмные модели ладоней

Загадки

Игрушки животных, птиц

Картинки

2. Основной этап.

Решаются поставленные задачи всех мероприятий основной части проекта.

Сроки реализации: ноябрь - март.

Цель: приобщение детей к народному творчеству через использование малых форм фольклорного жанра.

           Задачи:

  • Создать и разнообразить музыкальную предметно–развивающую среду, воспитывающую в ребёнке чувство национальной принадлежности, духовности, красоты.
  • Расширить знания родителей по использованию фольклорных произведений в развитии речи.
  • Подготовить и провести консультацию для педагогов «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»;

Пути реализации

МЕРОПРИЯТИЯ

С детьми

Сроки

Знакомство с произведениями народного творчества: потешками, песнями, прибаутками

Ноябрь - Апрель

Исполнение произведений

Просматривание презентаций

Прослушивание записей MP3 формата

С воспитателями

Сроки

Консультация «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»

Ноябрь

С родителями

Сроки

Информация  «Роль фольклора в развитии детей»

Январь

3.Обобщающий этап.

Сроки реализации: апрель.

Третий этап посвящен организации самого представления.

Презентация проекта.

Подведение итогов.

Перспективный план работы

Организованная педагогическая деятельность

Сроки

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная

деятельность детей

                 

Потешка «Идёт коза рогатая»

Попевка «Зайка серенький сидит»

Сказка «Репка»

Сентябрь

Потешка «Петушок»

Пальчиковая игра «Сорока-сорока»,

                                «Огуречик, огуречик»

Колыбельная «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай»

Сказка «Курочка Ряба»

Октябрь

Потешка «Водичка, водичка»

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик, где ты был?»

Потешка «Сорока-белобока»

Ноябрь

Потешка «Вот и люди спят»

Попевка  «Ладушки, ладушки»

Потешка «Как у нашего кота»

Сказка «Колобок»

Декабрь

Потешка «Большие ноги»

                 «Пошёл котик на торжок»

Потешка «Ночь пришла…»

Январь

Песня «Наша Маша маленькая»

Попевка «Еду, еду…»

Потешка «Наши уточки с утра»

Февраль

Потешка «Кисонька- мурысонька»

Попевка  «Поехали, поехали»

Сказка «Волк и козлята»

Март

Потешка «Травка, муравка»

Колыбельная «Ай люли, люли….»

Потешка «Привяжу я козлика»

Апрель

Взаимодействие с родителями

Основные направления:

  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  • Дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.

     

Риски и пути преодоления рисков

  • Утеря интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей.

Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с традиционными методиками обучения

Результативность проекта в сравнении  с традиционными методиками обучения очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данный проект доказывает, что такой инновационный метод обучения как проектная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону достижений детьми  целевых ориентиров дошкольного образования.

Вывод

        Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные попевки, песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества. Положительная динамика развития выявлена по результатам диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста...

Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

Мастер - класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ

Цель: трансляция эффективного  опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми....

Консультация для родителей на тему «Использование русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей на тему «Использование русского фольклора в развитии речидетей раннего возраста»  Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью...