Мастер - класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ
материал по коррекционной педагогике

Гафиятуллина Эльмира Вильевна

Цель: трансляция эффективного  опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми.                                             

Задачи:

  • познакомить слушателей курсов повышения квалификации с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей;
  • способствовать развитию  творческого мышления и ассоциативной фантазии педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_na_18.11.2019.docx31.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский  детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Мастер - класс

на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ

Гафиятуллина Э.В.

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко»

с.Высокая Гора,18.11.2019 г.

Цель: трансляция эффективного  опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми.                                             

Задачи: 

  • познакомить слушателей курсов повышения квалификации с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей;
  • способствовать развитию  творческого мышления и ассоциативной фантазии педагогов.

Материал и оборудование: ноутбук с аудиозаписями, цветные нотки по количеству педагогов,  детские музыкальные инструменты (каждому участнику жёлтых ноток),  деревянные палочки (по 2 шт. каждому участнику красных ноток),  цветные перчатки и Гонзики (каждому участнику зелёных ноток), степ-платфомы (каждому участнику синих ноток), магнитная доска с нотным станом и цветными нотками.

Ход мероприятия:

Добрый день! Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас в нашем гостеприимном детском саду и в замечательном музыкальном зале.

Сегодня я хочу показать вам мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям, которые можно применять не только инструкторам по физической культуре, но и педагогам. В нашем детском саду отсутствует инструктор по физической культуре, поэтому на педагогическом совете было принято решение использовать интеграцию образовательных областей, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Мы являемся базовым детским садом и курируем пять малокомплектных детских садов, поэтому данную технологию активно используют воспитатели, прикреплённых учреждений.

Итак, начнём наш мастер-класс.

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс  для вас сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети  очень любят эти упражнения,

И вас они заинтересуют, вне всякого сомнения.

        «Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.
        «Здравствуй!» - улыбнется он в ответ,
         И, наверно, не пойдёт в аптеку,
         И здоровым будет много лет.

                                          (А.Кондратьев)

Что же означает слово «Здравствуйте»?

(Ответы)

Верно, мы желаем друг другу здоровья. Ведь Здоровье -  это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать в детском саду, на музыкальных занятиях?

1. Зрительная гимнастика.

2. Пальчиковые игры.

3. Дыхательная гимнастика.

4. Упражнения для коррекции плоскостопия.

5. Упражнения для коррекции и укрепления осанки.

6. Массаж и самомассаж.

7. Логоритмическая гимнастика.

8.Танцетерапия.

9. Вокалотерапия.

10. Игротерапия.

11. Релаксация.

(за правильный ответ дается нотка)

Сегодня мы остановимся на некоторых из них.

1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

Музыкальный руководитель: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.

Музыкальный руководитель: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

2. РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «Музыкальный квадрат»

(Участники с оранжевыми нотками)

Музыкальный руководитель: Зазвучали жесты наши,

         А ведь так бывает

         Координацию движений, ритм

         В упражнениях развиваем.

Звучит музыка польки. Участники, которым достались оранжевые нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:

а) шлепок по коленям;

б) хлопок в ладоши;

в) ладошки смотрят наверх («книжку раскрыли»);

г) ладошки смотрят вниз («книжку закрыли»).

Музыкальный руководитель: В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

3. ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (оркестр шумовых инструментов)

Музыкальный руководитель: Если только свяжем мы музыку и слово,

         Захотим учить стихи мы снова и снова.

         И научимся читать их с чувством, выражением.

         Впереди нас ждут, друзья, море впечатлений.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ранним утром»

Ранним утром на рассвете шур-шур-шур, шур-шур-шур (звучат маракасы)

То ли аист, то ли ветер шур-шур-шу, шур-шур-шур (звучат маракасы)

Пролетел среди берёз а-А (глиссандо вверх на ксилофоне), А-а (глиссандо вниз на ксилофоне)

Новость свежую, принёс а-А (глиссандо вверх на ксилофоне), А-а (глиссандо вниз на ксилофоне)

И сейчас же слухи, слухи, дзинь-дзинь-дзинь, дзинь-дзинь-дзинь (звучат колокольчики)

Полетели словно мухи, дзинь-дзинь-дзинь, дзинь-дзинь-дзинь (звучат колокольчики)

Покатился лесом гул, гу-гу-гу, гу-гу-гу (ритмичные удары в барабан)

То спросонок лес вздохнул ф-ф-ф-ф-ф (тримоло бубна)

И посыпалась роса, дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля (звучат колокольчики)

Зазвучали голоса А-А-А-А-А-А (одновременно все инструменты звучат)

Музыкальный руководитель: В таком упражнении совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), развивается чувство ансамбля, творчество. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. ВОЛШЕБНЫЕ ГОНЗИКИ (участвуют зеленые нотки)

Пальчиковая гимнастика «Волшебные Гонзики»

Что за домик, просто диво!

Всё здесь чисто и красиво.

Птицы песенки поют,

В доме Гонзики живут (надевают на руки цветные перчатки)

Утром просыпаются, (растопырить пальцы)

Друг другу улыбаются….(на пальцы надеть «глазки» - Гонзики)

Постельки застилают, (плавные движения влево-вправо кистями рук)

На завтрак накрывают, (ладони сложить «лодочкой»)

А потом идут гулять,

И с ребятами играть!  (на ладони левой руки показывают «ходьбу» большим и средним пальцем)

Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять»

Музыкальный руководитель: Такое ритмическое упражнение побуждает ребёнка к диалогу, стимулирует развитие речи, помогают побороть излишнюю робость и застенчивость. Гонзики – абстрактная игрушка, и благодаря своей неопределённости может быть «заместителем» любого персонажа. Детское воображение и творчество может превратить Гонзика и в Лягушонка, и в Зайчонка…

5. САМОМАССАЖ (задание для участников с голубыми нотками)

Упражнение «Путешествие по телу»

Вам необходимо прикасаться и массировать ту часть тела, о которой идет речь в стихотворении.

Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Музыкальный руководитель: это упражнение помогает  снять нервное напряжение, расслабляет, улучшает работу внутренних органов и систем жизнедеятельности.  Главным условием является не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки и начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела и  разминанию.

6. ТАНЦТЕРАПИЯ (для участников с синими нотками)

Музыкальный руководитель: Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Я прошу выйти ко мне обладателей синих ноток.

        Уважаемы коллеги, Вам я предлагаю  принять участие в степ – аэробике, которая является нетрадиционной формой оздоровительной работы с детьми. Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной  степ-платформе. Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, нормализует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, помогает выработать умения ритмически согласованно выполнять простые движения, способствует гармоничному развитию.

Импровизированный танец

*«приподнимание»- отрываем пяточки от пола, добавляем повороты с руками

*«птичка» - попеременно поднимаемся на степ-доску по диагонали правой и левой ногой, плавный взмах руками в стороны;

*«прямой приставной шаг» («дорожка»)- поднимаемся на степ-платформу правой-левой ногой, спускаемся правой-левой ногой;

*«приглашение» («галочка») – попеременно выставляем правую и левую ногу на пяточки на края степ-платформы, руки разводим в стороны. Возвращаемся в исходное положение ноги вместе, руки на пояс;

*«круги»- ходьба вокруг платформы вправую и левую сторону;

*«боковой приставной шаг» - стоя на платформе, поочерёдно выполняем движения вправо с платформы, назад, затем влево, назад, добавляем движения рук соответственно шагу в стороны;

*«хороводный шаг» - движения по внутреннему кругу, степ-платформы остаются во внешнем круге;

*«ковырялочка» - и.п.на полу, движения «носочек» и «пяточка» выполняем на степ-платформе, тройной притоп на полу;

*«полочка» - руки согнуты в локтях, указательный пальчик правой руки под щёчку.

Все движения выполняются с правой ноги.

Музыкальный руководитель: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

7. РЕЛАКС (упражнение для фиолетовых ноток)

«Игра с песком»

Музыкальный руководитель:  представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. А теперь уроните бессильно руки вдоль тела, вам лень двигать тяжёлыми руками (повторить 2-3 раза).

Музыкальный руководитель: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению).  Опыт показывает, что в результате применения релаксационных игр и упражнений, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Хочется отметить, что наша память сохраняет: 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, 90% из того, что мы делаем, просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. А теперь, обратите, пожалуйста, внимание на нотный стан  (на нотном стане расположены нотки всех цветов радуги, которые участвовали в мастер-классе).  В основе любой песни или мелодии - всего семь нот. Для меня каждая нота – это новый шаг к оздоровлению ребёнка. Используя  здоровьесберегающие технологии  на музыкальных занятиях, в режимных моментах, мы сможем вырастить счастливых и здоровых детей. А семь разноцветных нот – это музыка, которая дарит здоровье! Будьте здоровы и счастливы! Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье – состояние полного физического,  душевного и социального благополучия,  а не только отсутствие болезней и физических  дефектов человека. (по Уставу ВОЗ) Здоровьесбе...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

В статье предложены здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на музыкальных занятиях...

Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обобщен опыт работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию осознанного  отношения к растительному и животному миру, развитию  способности  к чувственному во...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста» 2023г....