Мастер - класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ
материал по коррекционной педагогике
Цель: трансляция эффективного опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми.
Задачи:
- познакомить слушателей курсов повышения квалификации с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей;
- способствовать развитию творческого мышления и ассоциативной фантазии педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_18.11.2019.docx | 31.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Мастер - класс
на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ
Гафиятуллина Э.В.
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко»
с.Высокая Гора,18.11.2019 г.
Цель: трансляция эффективного опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми.
Задачи:
- познакомить слушателей курсов повышения квалификации с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей;
- способствовать развитию творческого мышления и ассоциативной фантазии педагогов.
Материал и оборудование: ноутбук с аудиозаписями, цветные нотки по количеству педагогов, детские музыкальные инструменты (каждому участнику жёлтых ноток), деревянные палочки (по 2 шт. каждому участнику красных ноток), цветные перчатки и Гонзики (каждому участнику зелёных ноток), степ-платфомы (каждому участнику синих ноток), магнитная доска с нотным станом и цветными нотками.
Ход мероприятия:
Добрый день! Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас в нашем гостеприимном детском саду и в замечательном музыкальном зале.
Сегодня я хочу показать вам мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям, которые можно применять не только инструкторам по физической культуре, но и педагогам. В нашем детском саду отсутствует инструктор по физической культуре, поэтому на педагогическом совете было принято решение использовать интеграцию образовательных областей, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Мы являемся базовым детским садом и курируем пять малокомплектных детских садов, поэтому данную технологию активно используют воспитатели, прикреплённых учреждений.
Итак, начнём наш мастер-класс.
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс для вас сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети очень любят эти упражнения,
И вас они заинтересуют, вне всякого сомнения.
«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
(А.Кондратьев)
Что же означает слово «Здравствуйте»?
(Ответы)
Верно, мы желаем друг другу здоровья. Ведь Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой.
Уважаемые коллеги, как вы думаете, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать в детском саду, на музыкальных занятиях?
1. Зрительная гимнастика.
2. Пальчиковые игры.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Упражнения для коррекции плоскостопия.
5. Упражнения для коррекции и укрепления осанки.
6. Массаж и самомассаж.
7. Логоритмическая гимнастика.
8.Танцетерапия.
9. Вокалотерапия.
10. Игротерапия.
11. Релаксация.
(за правильный ответ дается нотка)
Сегодня мы остановимся на некоторых из них.
1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)
Музыкальный руководитель: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.
Музыкальный руководитель: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
2. РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «Музыкальный квадрат»
(Участники с оранжевыми нотками)
Музыкальный руководитель: Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
Звучит музыка польки. Участники, которым достались оранжевые нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:
а) шлепок по коленям;
б) хлопок в ладоши;
в) ладошки смотрят наверх («книжку раскрыли»);
г) ладошки смотрят вниз («книжку закрыли»).
Музыкальный руководитель: В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.
3. ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (оркестр шумовых инструментов)
Музыкальный руководитель: Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи мы снова и снова.
И научимся читать их с чувством, выражением.
Впереди нас ждут, друзья, море впечатлений.
Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ранним утром»
Ранним утром на рассвете шур-шур-шур, шур-шур-шур (звучат маракасы)
То ли аист, то ли ветер шур-шур-шу, шур-шур-шур (звучат маракасы)
Пролетел среди берёз а-А (глиссандо вверх на ксилофоне), А-а (глиссандо вниз на ксилофоне)
Новость свежую, принёс а-А (глиссандо вверх на ксилофоне), А-а (глиссандо вниз на ксилофоне)
И сейчас же слухи, слухи, дзинь-дзинь-дзинь, дзинь-дзинь-дзинь (звучат колокольчики)
Полетели словно мухи, дзинь-дзинь-дзинь, дзинь-дзинь-дзинь (звучат колокольчики)
Покатился лесом гул, гу-гу-гу, гу-гу-гу (ритмичные удары в барабан)
То спросонок лес вздохнул ф-ф-ф-ф-ф (тримоло бубна)
И посыпалась роса, дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля (звучат колокольчики)
Зазвучали голоса А-А-А-А-А-А (одновременно все инструменты звучат)
Музыкальный руководитель: В таком упражнении совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), развивается чувство ансамбля, творчество. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
4. ВОЛШЕБНЫЕ ГОНЗИКИ (участвуют зеленые нотки)
Пальчиковая гимнастика «Волшебные Гонзики»
Что за домик, просто диво!
Всё здесь чисто и красиво.
Птицы песенки поют,
В доме Гонзики живут (надевают на руки цветные перчатки)
Утром просыпаются, (растопырить пальцы)
Друг другу улыбаются….(на пальцы надеть «глазки» - Гонзики)
Постельки застилают, (плавные движения влево-вправо кистями рук)
На завтрак накрывают, (ладони сложить «лодочкой»)
А потом идут гулять,
И с ребятами играть! (на ладони левой руки показывают «ходьбу» большим и средним пальцем)
Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять»
Музыкальный руководитель: Такое ритмическое упражнение побуждает ребёнка к диалогу, стимулирует развитие речи, помогают побороть излишнюю робость и застенчивость. Гонзики – абстрактная игрушка, и благодаря своей неопределённости может быть «заместителем» любого персонажа. Детское воображение и творчество может превратить Гонзика и в Лягушонка, и в Зайчонка…
5. САМОМАССАЖ (задание для участников с голубыми нотками)
Упражнение «Путешествие по телу»
Вам необходимо прикасаться и массировать ту часть тела, о которой идет речь в стихотворении.
Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Музыкальный руководитель: это упражнение помогает снять нервное напряжение, расслабляет, улучшает работу внутренних органов и систем жизнедеятельности. Главным условием является не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки и начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела и разминанию.
6. ТАНЦТЕРАПИЯ (для участников с синими нотками)
Музыкальный руководитель: Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Я прошу выйти ко мне обладателей синих ноток.
Уважаемы коллеги, Вам я предлагаю принять участие в степ – аэробике, которая является нетрадиционной формой оздоровительной работы с детьми. Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе. Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, нормализует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, помогает выработать умения ритмически согласованно выполнять простые движения, способствует гармоничному развитию.
Импровизированный танец
*«приподнимание»- отрываем пяточки от пола, добавляем повороты с руками
*«птичка» - попеременно поднимаемся на степ-доску по диагонали правой и левой ногой, плавный взмах руками в стороны;
*«прямой приставной шаг» («дорожка»)- поднимаемся на степ-платформу правой-левой ногой, спускаемся правой-левой ногой;
*«приглашение» («галочка») – попеременно выставляем правую и левую ногу на пяточки на края степ-платформы, руки разводим в стороны. Возвращаемся в исходное положение ноги вместе, руки на пояс;
*«круги»- ходьба вокруг платформы вправую и левую сторону;
*«боковой приставной шаг» - стоя на платформе, поочерёдно выполняем движения вправо с платформы, назад, затем влево, назад, добавляем движения рук соответственно шагу в стороны;
*«хороводный шаг» - движения по внутреннему кругу, степ-платформы остаются во внешнем круге;
*«ковырялочка» - и.п.на полу, движения «носочек» и «пяточка» выполняем на степ-платформе, тройной притоп на полу;
*«полочка» - руки согнуты в локтях, указательный пальчик правой руки под щёчку.
Все движения выполняются с правой ноги.
Музыкальный руководитель: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
7. РЕЛАКС (упражнение для фиолетовых ноток)
«Игра с песком»
Музыкальный руководитель: представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. А теперь уроните бессильно руки вдоль тела, вам лень двигать тяжёлыми руками (повторить 2-3 раза).
Музыкальный руководитель: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Опыт показывает, что в результате применения релаксационных игр и упражнений, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Хочется отметить, что наша память сохраняет: 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, 90% из того, что мы делаем, просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. А теперь, обратите, пожалуйста, внимание на нотный стан (на нотном стане расположены нотки всех цветов радуги, которые участвовали в мастер-классе). В основе любой песни или мелодии - всего семь нот. Для меня каждая нота – это новый шаг к оздоровлению ребёнка. Используя здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях, в режимных моментах, мы сможем вырастить счастливых и здоровых детей. А семь разноцветных нот – это музыка, которая дарит здоровье! Будьте здоровы и счастливы! Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"
Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов человека. (по Уставу ВОЗ) Здоровьесбе...
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
В статье предложены здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на музыкальных занятиях...
Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье обобщен опыт работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию осознанного отношения к растительному и животному миру, развитию способности к чувственному во...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста» 2023г....