КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
консультация
«Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста» 2023г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
Подготовила: Савельева Е.В.
г. Гусиноозерск
2023 г.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Савельева Елена Владимировна.
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»
Януш Корчак.
Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, хронические заболевания, снижение остроты зрения, избыток веса и т.д. Для разрешения возникшей ситуации администрацией президента РФ разработана концепция .Это программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно-развивающей работы:
-приобщение к физической культуре;
-развивающая форма оздоровительной работы.
Самое главное для растущего организма является двигательная активность (ДА) . Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. К старшему дошкольному возрасту уже должна быть развита способность переносить статические нагрузки, имея накопленный опыт двигательных средств. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на 6-7году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающим познавательным интересам детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередачи). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.
Эту задачу можно решить системно и сообща при помощи здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающей технологии:
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающей технологии:
1.Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы.
3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
1 группа Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
· динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
· подвижные и спортивные игры
· контрастная дорожка, тренажеры
· закаливание и др.
Способствует воспитанию волевых качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладания и пр.
2 группа Технологии обучения здоровому образу жизни.
· утренняя гимнастика
· физкультурные занятия
· точечный массаж
· спортивные развлечения, праздники
· День здоровья
· Занятия, игры-занятия, изодеятельность
· система питания
· рациональный режим и др.
Наиболее широко распространены в ДОУ физкультурные занятия, которые нацелены на развитие всех физических качеств (выносливость, быстрота, ловкость, глазомер, сила, гибкость, равновесие )
3 группа Технологии музыкального воздействия.
· музыкотерапия
· сказкотерапия
· чтение литературы и др.
4 группа Технология коррекции поведения.
Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и на развитие их физической активности.
Поставленные цели и задачи можно успешно реализовать на практике:
- динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Туда включают элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Предлагаю подборку динамических пауз, которые я использую в своей работе.
- Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
- Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)
Покатился по дорожке (бег на месте)
Подождал меня немножко (остановиться)
Наклонюсь, возьму его (наклониться)
И подброшу высоко (имитация движения)
- Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)
- Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)
В бензобак нальем бензин (имитация движения)
И поедем в магазин («поездить» по комнате)
- Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
Подвижные игры: «Найди себе пару»(с лентами), «Мы веселые ребята», «Два Мороза», «Кот и мыши», «Волк и зайцы», « Ловишки», «У медведя во бару», «Лохматый пес», «Перелёт птиц», «Мышеловка», и т.д.
Релаксация.
Гимнастика пальчиковая проводятся с детьми своей возрастной группы индивидуально либо с подгруппой ежедневно в любое удобное время, а так же во время занятий.
Пальчиковая гимнастика:
Транспорт-2.
Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)
Стирка
Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.)
Рукавицы
Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: ( Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга).
Семья
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!
«Ёжи»
Шли по лесу два Ёжа (пальчиками идут по коленям)
Шли тихонько не спеша
На спине иголки (показывают пальчики)
Длинные и колкие (показывают какие пальчики колкие растопырив их).
«Мальчик-пальчик», «Дом», «Дружная семья», и т.д.
Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика для глаз
«Ветер» (гимнастика для глаз)
Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)
Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)
Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше. ( Встают и глаза поднимают вверх.)
«Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей. ( Смотрят вверх.)
Капай, капель не жалей. (Смотрят вниз.)
Только нас не замочи. ( Делают круговые движения глазами.)
Зря в окошко не стучи. ( смотрят вправо, влево)
«Бабочка» ( Здесь идет самомассаж и гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика и физ. упражнения)
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
3. «Подыши одной ноздрёй»
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.
Гимнастика бодрящая ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещении 3 раза в неделю, в спортивном зале.
Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
Технология воздействия через сказки (сказкотерапия)
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни.
Технологии музыкального воздействия. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.
Общеукрепляющие мероприятия
Закаливание естественными физическими факторами:
режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физической культуре, во время прогулок.
режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна.
местные и общие воздушные ванны.
свето - воздушные ванны и солнечные ванны в весенне - летний сезон, полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры.
ходьба босиком по мокрой дорожке проводится после дневного сна.
обширное умывание.
ходьба по массажным коврикам.
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает также и работу с родителями. Перед нами стоит задача:
-ознакомить родителей с факторами влияющими на здоровье детей, с условиями созданными для охраны здоровья детей в группе.
— консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий.
- родительское собрание-обучение родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы);
- папки-передвижки;
-анкетирование;
- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»
Педагогическими условиями здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями, созданию уголка «Здоровья».
Вся эта работа должна осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Не стоит забывать о том, что родители являются примером подражания для своих детей и авторитетом. Поэтому очень важно чтобы родители прислушивались к советам, рекомендациям воспитателей по организации режима дня, досуга дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"
Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...
Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников....
Мастер - класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ
Цель: трансляция эффективного опыта использования здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально - оздоровительной работы с детьми....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье обобщен опыт работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию осознанного отношения к растительному и животному миру, развитию способности к чувственному во...
Консультация для воспитателей на тему : «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей....