Паспорт пректа "История нашей страны"
проект (старшая группа)

Калинкина Анастасия Борисовна

Проект направлен на развитие и воспитание патриотических чувст у воспитанников старшей группы. Проект составлен на 1 учебный год. в нем подробно описана работа по тематическим неделям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт проекта38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта.

Патриотизм — любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Все чаще «с помощью телевидения» в детские души вторгается реклама, нормой жизни становиться уклонение от армии, открытие детских домов при живых родителях.

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому нами было принято решение, изменить форму организации образовательного процесса и решением данной проблемы стала реализация проекта «История своей страны». Так как метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный материал, через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей и самому педагогу повысить свою компетентность.

Поэтому нами была поставлена цель и выделены задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель проекта: Создать условия для обогащения воспитанников знаниями о прошлом нашей страны, ее традициях, ремесле. Расширить знания о символике и крупных городах России, ее столице – Москва. Сформировать чувство гордости и патриотизма за свою страну, желание ее защищать.

Задачи проекта:

  • Вызвать у детей интерес к прошлому родной страны, формировать представления о культуре Русского народа.
  • Развивать умение сравнивать и выделять предметы быта, изделия народных промыслов, игрушек, архитектурные формы, характерные для русского народа; создавать декоративное изображение по мотивам русских народных промыслов, создавать постройки, макеты, отражающие старинный стиль характерный для русской деревни.
  • Дать представление о русском народном творчестве, ремесле, литературе, музыке, с русской культурой, языком, традициями.
  • Расширить представления детей о разных формах фольклора.
  • Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды.
  • Способствовать формированию представлений о Российской Армии и ВОВ, познакомить с различными видами войск.
  • Расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России – Москва.
  • Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания.
  • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
  • Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России, воспитывать личность гражданина-патриота Родины, встать на защиту государственных интересов страны.

Вид проекта: долгосрочный (6 месяцев)

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Необходимые материалы: иллюстрации и видео файлы о Древней Руси, столице России – Москве, о символика страны; материал «жостово», «Гжель», и «городецкая» росписи; наглядный материал  «ВОВ», рода войск. Материал для чтения: русские народные сказки, поговорки, песенки и др.

Предполагаемый продукт проекта: серии альбомов «Предметы быта времен Древней Руси», «Изделия народных промыслов», «Рода войск нашей страны», «Достопримечательности столицы нашей страны – Москвы», «Города России», «Праздники русского народа», «Как менялась одежда с Древней Руси и до наших дней».

Список литературы: 

  1. В.И. Натарова «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Воронеж, ТЦ «Учитель», 205.-205 с.
  2. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
  3. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина». Москва, ТЦ Сфера, 2005.-192с.
  4. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
  5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
  6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
  7. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/09/13/proektnaya-deyatelnost-puteshestvie-v-drevnyuyu-rus

9. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-detei-starshei-grupy-zhivaja-rus-zhivaja-rus

10. https://infourok.ru/proekt-na-temu-kak-lyudi-na-rusi-zhili-starshaya-gruppa-3562036.html

Содержание проекта

Содержание работы с детьми

С родителями

Ответственные

Подготовительный этап

Подбор иллюстративного материала, пособий, атрибутов на темы: Древняя Русь, Мастера земли русской, устное народное творчество, столица России – Москва, символика России, защитники нашей родины.

Подбор художественной литературы,  пословиц, поговорок, стихов, загадок на данные темы.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

Подбор материала для ознакомления родителей с данными темами.

Разработка конспектов бесед, занятий, подбор методического, дидактического материала по теме пректа.

Воспитатели группы

Основной этап

Ноябрь «Древняя Русь»

1 неделя: «Быт крестьян»

Вызвать у детей интерес к теме проекта, желание включиться в проектную деятельность

Беседа «Быт крестьян», просмотр видео фильма.

Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, заклички, загадки.

Пополнения в тематический альбом «Предметы быта времен Древней Руси» (рисунки, приклеивание картинок).

Инсценирование прибаутки «Плавно ручеек течет, разговор народ ведет»

НОД «Как люди жили на Руси»

2 неделя: «Русская изба»

Беседа «Изба и её устройство».

Просмотр мультфильмов и кинофильмов по мотивам р.н.с. «Никита Кожемяка»

Рассматривание иллюстраций «Изба в Древней Руси»

Беседы: «Что было в крестьянской избе»

Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, заклички, загадки.

Изготовление макета «Изба» совместная работа детей, педагогов, родителей.

Изобразительная  деятельность: лепка «Выпечка на Руси»; рисование «Деревня»; конструирование «Русская печь».

Конструирование из бумаги «Русская изба»,

Пополнения в тематический альбом «Предметы быта времен Древней Руси»

3 неделя: «Богатыри земли Русской»

Беседа «Могучие богатыри на Руси»

Рассматривание альбома «Русские богатыри»

Просмотр видео фильма «Богатыри».

Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, заклички, загадки.

Изобразительная  деятельность: лепка «Щит и меч»; рисование «Богатырь будущего»

Конструирование «Крепость».

Театрализованная деятельность «Бой богатырей земли русской с Тугариным змеем»

Развлечение «А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!».

Пополнения в тематический альбом «Предметы быта времен Древней Руси»

4 неделя: «Одежда на Руси»

Рассматривание иллюстраций на тему «Национальный русский костюм», «Одежда крестьян»

Беседа «Цвета в одежде на Руси»

Изобразительная  деятельность: аппликация «Русский сарафан», «Рубаха – парень!»

Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, заклички, загадки.

5 неделя: «Дело мастера боится»

Рассматривание иллюстраций с изображением ремесел наших предков (гончарное дело, кузнечное промысла, ткачество).

Беседа «Труд славян»

Просмотр видео фильма «Промысла славян»

Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, заклички, загадки.

Изобразительная  деятельность: лепка «Посуда славян», рисование «Работа кузнеца»

Сюжетно-ролевая игра «Кузница»

Создать тематический альбом «Изделия народных промыслов»

Декабрь «Мастера земли Русской и УНТ»

1 неделя «Мастера земли русской»

Беседа «Городецкие мастера»

Рассматривание иллюстраций «Городецкая роспись»

Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, заклички, загадки.

Изобразительная  деятельность: лепка «Конек – горбунок», рисование «Городецкие узоры»

2 неделя «Искусство Жостова»

Рассматривание иллюстраций «Жостовская роспись»

Беседа «Отличие Жостовской и Городецкой росписей»

Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, заклички, загадки.

Изобразительная  деятельность: рисование «Элементы Жостовской росписи», аппликация «Роспись подноса»

3 неделя «Устное народное творчество»

Просмотр видео фильма «Русский народный танец «Березка»

Музыкальная деятельность: прослушивание музыки славянских народов, Древней Руси, игры на музыкальных инструментах.

Инсценирование «Танец хоровод»

Беседа «Фольклор и его разные формы»

Чтение прибауток, потешек, песенки, пословицы, поговорки, заклички, загадки, сказки.

Хороводные игры, подвижные игры.

4 неделя «Зимние забавы»

Подготовка к проведению спортивного мероприятия «Зимние забавы» с использованием народных игр.

Проведение спортивного мероприятия «Зимние забавы»

Январь «Москва от древности и до наших дней»

1 неделя «Древняя Москва»

Беседа и рассматривание иллюстраций «Как жили москвичи в древности, как выглядела Москва»

Рассматривание иллюстраций с постройками древней Москвы.

Игровое упражнение «Найди отличия»

Чтение стихов Н. Кончаловской из книги «Наша древняя столица»

Прогулка по Кремлю. Рассматривание иллюстраций Царь-пушки, Царь-колокол, Кремль белокаменный, Кремль краснокаменный. Подбор видео фильмов по данной теме.

Конструирование «Кремль»

Изобразительная деятельность: рисование «Как я вижу город – Москва»

2 неделя «Современная Москва»

Рассматривание иллюстраций современной, безопасной Москвы.

Беседа, вопрос-ответ  «Чем отличается Москва от всех городов?»

Чтение стихов о Москве.

Изобразительная деятельность: рисование «Москва золотоглавая», аппликация «Краснокаменный Кремль».

3 неделя «Достопримечательности Москвы»

Рассматривание альбома «Достопримечательности Москвы»

Просмотр видео фильма «Москва – столица нашей родины и ее достопримечательности»

Изобразительная деятельность: рисование «Кремлевская набережная»; памятник А.С. Пушкина.

Чтение стихов В. Казина, Д. Сухарева, С. Гринберга о Москве.

Создание тематического альбома «Достопримечательности столицы нашей страны – Москвы»

Февраль «Они защищали Родину»

1 неделя «Вооружение нашей страны»

Рассматривание иллюстраций по теме: «военная техника», «военная профессия».

Просмотр презентации «Защитники Отечества» к 23 февраля.

Изобразительная деятельность: рисование «Я бы в армию пошел, пусть меня научат…», аппликация «Внимание, танки»

Конструирование «Летчики-герои, водят самолеты»

Музыкальная деятельность: восприятие и понимание смысла произведений о различных военных профессиях.

Сюжетно-ролевая игра «Солдаты, в атаку!»

Чтение художественных произведений О. Высотская «Мой брат уехал на границу», Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

Создать тематический альбом ««Рода войск нашей страны»

2 неделя «Вставай страна огромная!»

Просмотр презентации «ВОВ»

Беседа на тему «Есть такая профессия – Родину защищать»

Музыкальная деятельность: восприятие и понимание смысла произведений о ВОВ (Журавли; Эх, дороги; Катюша)

Инсценировака «Марш русских солодат»

Изобразительная деятельность: рисование «Аты-баты, шли солдаты»

Конструирование из бумаги «Треугольники судьбы» (письмо)

3 неделя «Герои ВОВ»

Беседа «Что такое героизм?»

Рассматривание фотографий героев ВОВ, фотографии памятников.

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Л. Барбас «Имя героя»

Музыкальная деятельность: восприятие и понимание смысла произведений Д. Тухманов «Памяти павшим», В. Агапкин «Прощание славянки»

Изобразительная деятельность: рисование «Мой прадед – герой!»

4 неделя «День победы!»

Просмотр презентации «Этот день победы!»

Беседа «Победа – какое великое слово!»

Рассматривание фотографий с изображением салюта в День победы 1945 года.

Музыкальная деятельность: восприятие и понимание смысла произведений: Л. Лещенко «День победы».

Чтение художественной литературы: Е. Карасева «Город-герой», М. Лисянский «Моя Москва»

Проведение спортивного мероприятия «По страницам героического прошлого!»

Март «Символика России и народные праздники»

1 неделя «Символика России»

Беседа «Россия – наш общий дом»

Рассматривание герба и флага РФ.

Беседа «Что означают цвета на флаге РФ?»

«Двуглавый орел»

Музыкальная деятельность: восприятие и понимание смысла произведений: «Гимн РФ».

Чтение поговорок о Родине, В. Степанов «О флаге», С. Зайцева «Флаг родной».

Изобразительная деятельность: аппликация «Вейся флаг РФ»

2 неделя «Народные праздники»

Беседа:  «Какие праздники отмечает наша страна?»

Рассматривание фотографий «Праздники»

Инсценировка «За праздничным столом»

Чтение художественной литературы: Н. Меркушова «День народного единства», В. Степанов «Масленица», А. Майков «Пасха» и др.

Рассматривание иллюстраций «Празднование…»

Изобразительная деятельность: рисование «Мой любимый праздник».

Создание тематического альбома «Праздники русского народа»

3 неделя «Веснянки»

Беседа «Веснянки - встреча весны»

Рассматривание иллюстраций «Празднование веснянки»

Просмотр презентации «История празднования веснянки»

Чтение и разучивание закличек о весне и прилете птиц.

Инсценировка «Закликание птиц и весны»

Пополнение тематического альбома «Праздники русского народа»

Конструирование из бумаги «Скворечник»

Изобразительная деятельность: рисование «Прилет птиц»

Музыкальная деятельность: восприятие пение птиц.

4 неделя «Широкая Масленица»

Просмотр презентации «История празднования Масленицы»

Хороводы и народные игры в масленичную неделю.

Чтение и разучивание частушек, закличек и поговорок про масленицу.

Беседа «Роль Чучело», «Значение и символика блинов»

Изобразительная деятельность: лепка «Ой, блины, блины, блиночки», аппликация «Масляничное солнышко».

Конструирование из природного материала «Чучело чудесное»

Сюжетно-ролевая игра «Масленица краса»

Пополнение тематического альбома «Праздники русского народа»

Продолжать пополнение тематического альбома «Праздники русского народа»

Апрель «Крупные города России»

1 неделя «Города России»

Рассматривание иллюстраций с изображением крупных городов России.

Беседа «Наша Родина – Россия»

Рассматривание фотографий городов: Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань.

Изобразительная деятельность: рисование «Город моей мечты».

Чтение художественной литературы: произведения поэтов Новосибирской области (для детей).

Создание тематического альбома «Города России»

2 неделя «Северная столица России – Санкт-Петербург»

Рассматривание иллюстраций и фотографий города Санкт-Петербург.

Беседа «Какие места города вам понравились»

Просмотр презентации «История создания Санкт-Петербурга»

Изобразительная деятельность: рисование «Мосты Санкт-Петербурга», аппликация «Памятники Санкт-Петербурга»

Чтение художественной литературы: Борисова М. "Мы гуляем по Летнему саду", Ефимовский Е. "Путешествие в Санкт- Петербург"

Театрализованная деятельность: «Параход по реке Неве»

3 неделя «Казань»

Рассматривание иллюстраций «Древняя и современная Казань»

Беседа «Казань - столица республики Татарстан».

Просмотр презентации «Казань - один из крупнейших городов России».

Чтение художественной литературы: чтение легенд и приданий о Казани, стихотворения С. Хакима "Мы с Волги, из Казани"

Изобразительная деятельность: рисование «Казань глазами детей»

Пополнение тематического альбома «Города России»

4 неделя «Новосибирск»

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением Новосибирска и его достопримечательностей.

Рассматривание герба и флага города Новосибирск.

Изобразительная деятельность: рисование «Вечерний Новосибирск»

Конструирование «Улицы Новосибирска»

Чтение художественной литературы: А. Зуев «Новосибирск – столица Сибири и моей души», В. Пухначев «Мой Новосибирск», Л. Ачёлова «Новосибирск».

Пополнение тематического альбома «Города России»

Предложить пополнить тематический альбом «Предметы быта времен Древней Руси»

Предложить принять участие в изготовлении макета «Русская изба»

Предложить пополнить тематический альбом ««Как менялась одежда с Древней Руси и до наших дней»

Предложить пополнить тематический альбом «Изделия народных промыслов»

Выставка совместно с родителями «Народная мастерская» (роспись гжель)

Консультация для родителей «Приобщение к истории, культуре и традициям России»

Привлечь родителей к созданию тематического альбома «Достопримеча

тельности столицы нашей страны – Москвы»

Привлечь родителей к созданию тематического альбома «Рода войск нашей страны»

Привлечь родителей к созданию выставки «Мой прадед – герой!»

Привлечь родителей к созданию тематического альбома «Праздники нашего народа»

Предложить создать сборник рецептов «Масляничных» блинов.

Привлечь родителей к созданию тематического альбома «Города России»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Воспитатели

 

Заключительный этап

Подведение итогов проекта.

Проведение итоговой НОД, викторина «От истоков и до наших дней»

Изобразительная деятельность: выставка рисунков на тему «Россия – наш общий дом!»

Презентация проекта.

Воспитатели

Ключевые понятия:

Родина – это наш родной край, город, наша страна, наша планета, наша семья.

Русь – древнерусское государство.

Устное народное творчество (УНТ) – это творчество народа, которое не записывалось, а передавалось устно.

Фольклор – народная мудрость, устное словесное и музыкальное народное творчество.

Методическое обеспечение проекта:

  1. Материал для проведения бесед:  «Быт крестьян», «Изба и её устройство», «Что было в крестьянской избе», «Могучие богатыри на Руси», «Цвета в одежде на Руси», «Труд славян», «Городецкие мастера», «Отличие Жостовской и Городецкой росписей», «Фольклор и его разные формы», «Как жили москвичи в древности, как выглядела Москва», «Чем отличается Москва от всех городов?», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Что такое героизм?», «Победа – какое великое слово!», «Россия – наш общий дом», «Что означают цвета на флаге РФ?», «Какие праздники отмечает наша страна?», «Веснянки - встреча весны», «Роль Чучело», «Значение и символика блинов», «Наша Родина – Россия», «Какие места города Санкт-Петербург, вам понравились», «Казань - столица республики Татарстан».
  2. Видео фильмы и презентации: р.н.с. «Никита Кожемяка», «Богатыри», «Промысла славян», «Русский народный танец «Березка», «Москва – столица нашей родины и ее достопримечательности», «Защитники Отечества» к 23 февраля, «ВОВ», «Этот день победы!», «История празднования веснянки», «История празднования Масленицы», «История создания Санкт-Петербурга», «Казань - один из крупнейших городов России».
  3. Ориентировочный план занятий: НОД «Как люди жили на Руси». Лепка: «Выпечка на Руси», «Щит и меч», «Посуда славян», «Конек – горбунок», «Ой, блины, блины, блиночки».  Рисование: «Деревня», «Работа кузнеца»,  «Богатырь будущего»,  «Городецкие узоры», «Элементы Жостовской росписи», «Как я вижу город – Москва», «Москва золотоглавая», «Кремлевская набережная»; памятник А.С. Пушкина, «Я бы в армию пошел, пусть меня научат…», «Аты-баты, шли солдаты», «Мой прадед – герой!», «Мой любимый праздник», «Прилет птиц», «Город моей мечты», «Мосты Санкт-Петербурга», «Казань глазами детей», «Вечерний Новосибирск».

Конструирование:  «Русская печь», «Русская изба», «Крепость», «Летчики-герои, водят самолеты», «Скворечник», «Чучело чудесное», «Улицы Новосибирска». Аппликация:  «Русский сарафан», «Рубаха – парень!», «Роспись подноса», «Краснокаменный Кремль», «Внимание, танки», «Треугольники судьбы» (письмо), «Вейся флаг РФ», «Масляничное солнышко», «Памятники Санкт-Петербурга».

  1. Рекомендации родителям: «Приобщение к истории, культуре и традициям России».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад №27»

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ИСТОРИЯ СВОЕЙ СТРАНЫ»

Составила:

Калинкина А.Б.

2019-2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Наши пернатые друзья"

Паспорт  проекта    МБУ детского сада комбинированного вида № 125  « Росточек» г.о. Тольятти            средняя  группаСоставитель: воспитатель...

Паспорт проекта "Наша армия"

Издавна наша страна славится своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Много славных воинов, прославивших Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с Российской армией...

Паспорт проекта "Наши любимые писатели"

Проект разработан для воспитанников старшей логопедической группы....

Паспорт проекта "Наша дружная семья"

Паспорт проекта для средней группы...

Паспорт птиц нашего края (зимующие)

данный материал содержит краткую информацию и интересные факты и зимующих птицах нашего края...

Паспорт проекта "Наши любимые сказки" вторая младшая группа

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры...

Паспорт проекта "Наша Родина -Россия"

Паспорт педагогического проекта...