: «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»
консультация

 Скоробогатько Елена Александровна

Организация предметно развивающей среды организована по последним требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_rpps.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»

Предметно - пространственная развивающая среда в нашей группе поделена  на три зоны:
                                                 рабочая  активная   спокойная

     
 Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
      Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.
      Границы каждой зоны подвижны, они могут расширяться, трансформироваться, что побуждает детей проявить интерес к занятиям сверстников, присоединяться к их деятельности или сразу к нескольким видам деятельности. Один и тот же вид деятельности, разворачиваясь в разных зонах, видоизменяется.  
      Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

1. Рабочий сектор
 Особое внимание следует обратить на организацию рабочей зоны.
 Моделью построения образовательного процесса в ней является партнерская форма занятия: воспитатель находится среди детей, а не у доски; дети не сидят за парами. Рабочая зона должна стать  полифункциональным рабочим пространством: в продуктивной деятельности она превращается в мастерскую, в познавательно-исследовательской деятельности – в лабораторию и, наконец, вне занятий со взрослым она становится местом свободной деятельности детей.


Вариативные модули (центры):

«Живая природа, неживая природа», «Экспериментирование -
исследовательская деятельность.»

«Сенсорика – конструирование»

«Наследие культуры и социокультурные ценности»

  Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников.  У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из    экологических проблем, доступными ребёнку – дошкольнику средствами.  Здесь есть необходимое оборудование для трудовой деятельности: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

   В уголке природы есть мини-лаботория, в которой имеется всё необходимые для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объёма, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т.д.) Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим существенную любознательность дошкольника. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

«Сенсорика-конструирование»

    Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
   Центр   достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор  легко перемещается в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, ) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.  

«Математическое развитие»

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группе  организован центр занимательной математики. Центр занимательной математики  оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

«Освоение родного языка и литературы»

     Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Пространство, в котором «обитает» ребёнок, должно быть насыщенно дидактическими играми, плакатами и иным наглядным материалом. Чем более обогащённой будет окружающая обстановка, тем больше возможностей у ребёнка будет для развития речи. Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребёнка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.   Только посредством игры, многократно в ней участвуя, ребёнок запоминает информацию, прочно ее усваивает. В зависимости от цели игры, ребёнок учится запоминать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, выделять качества предметов.

«Наследие культуры и социокультурные ценности»

 Социокультурные ценности заключены в познании ребёнком мира культуры, её общечеловеческой ценности, общности и специфики эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах.

Необходима организация такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте с общечеловеческой культурой.

 Это в первую очередь символика нашей страны. Различные альбомы, дидактические игры, народные игрушки, музыкальные инструменты,  различная художественная литература.

Детям необходимо знать о родном крае и его народе, уважать культуру, обычаи и традиции своей "малой Родины".

2. АКТИВНЫЙ СЕКТОР

На сектор активной деятельности выделена большая часть пространства группы, чтобы удовлетворить потребность маленького ребёнка в движении. Он включающий в себя: вариативные модули (центры):

«Физкультура  и спорт»,

«Сюжетно-ролевые игры» («Кухня», «Прачечная», «Семья»,  «Парикмахерская»,  «Поликлиника», «Автопарковка»,  «Дорожное движение»),

«Мир звуков и музыки»,

«Театр»

«Мир звуков и музыки»

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на познавательное развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление ребёнка, развиваются творческие способности детей, чуткость к красоте в искусстве и жизни.

Познание ребёнком окружающего мира осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии.

Музыка развивает ребёнка умственно. Она отражает жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, быте и традициях.

«Физкультура и спорт»

   Наш спортивный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования.
Все процессы внутреннего мира ребёнка (удовольствие, удивление, сосредоточение и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка. Познавательное развитие в сочетании с двигательной активностью помогает детям легче овладеть  знаниями, приобщает их к отечественным, этнокультурным  и национальным  ценностям. А подвижная игра- естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой.    Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического и физического воспитания. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальный колорит обычаев, представления о чести, смелости,  желание обладать силой, ловкостью. Умение проявлять смекалку, выдержку, волю.

«Дорожное движение»

 Цель игры: учить детей различать дорожные знаки: запрещающие, информационно-указательные, предупреждающие.  Уточнить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах, улицах. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, трамвай, троллейбус). Закреплять представления детей о назначении светофора. Обогащать и активизировать словарь детей.

«Автопарковка»

  Цель игры: способствовать развитию реакции на цвет светофора, вниманию и закреплению правил дорожного движения. Обучить умению различать дорожные знаки, закрепить знание детей о запрещающих и предупреждающих знаках, развитие внимания. Понимание важности соблюдения правил дорожного движения. Закрепление навыков счёта. Закреплять знания основных цветов.

«Парикмахерская»

Цель: Познакомить с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Закрепить знания детей о труде парикмахера.

«Больница»

Цель игры: Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины, вызвать интерес к профессии врача, медсестры: воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

«Магазин»

Цель игры: приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;  выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры ,подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме «Магазин»: научить детей умению обращаться к продавцу, воспитывать культуру общения, совершенствовать диалогическую форму речи; совершенствовать навыки счета.

«Кухня»

Цель игры: Через игру закреплять и углублять интерес детей к профессии повара, воспитывать уважение к труду, обогащать словарь детей словами на тему «Кухня», расширять кругозор, развивать творческое мышление, воображение.

«Театр»

В театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Это хорошая возможность для развития познавательных способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и формирования его личности. Поэтому театрализованная деятельность развивает у ребёнка потребность к восприятию новизны, умению импровизировать и делать собственные.

3. Спокойный сектор

Сектор спокойной деятельности не большой, так как предполагает уединённость детей.
Вариативные модули (места)
«Место для отдыха и уединения»,
«Художественная мастерская»

 Спокойный сектор

(Место для отдыха и уединения)

Это место психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно

 Спокойный сектор

(Центр творчества)

Этот центр выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...