Музыкально-дидактические игры
методическая разработка (старшая группа)

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-didakticheskie_igry.doc85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры для развития звуковысотного слуха:

  1. «Музыкальное лото» (металлофон)
  2. «Ступеньки» (металлофон)
  3. «Три поросенка» (металлофон)
  4.  «Подумай и отгадай!» (металлофон)

5. «Солнышко» (металлофон)

6. «Домик - крошечка» (металлофон)

7. «Музыкальные  птенчики» (металлофон, бубен, колокольчики)

8. «Музыкальное  окошко» (металлофон, бубен, дудочка, колокольчик)

9. «Музыкальная  поляна» (металлофон, румба, ложки)

10. «Бубенчики» (валдайские  колокольчики)

Игры на развитие чувства ритма:

  1. «Веселые  подружки» (ложки, бубны)
  2. «Три  медведя» (ударные и шумовые инструменты)
  3. «Определи по ритму!» (ложки,треугольник,барабан,муз.молоточек и др)
  4. «Веселые  гудки» (ударные  инструменты)
  5. «Ритмическое  лото» (ложки, погремушки)
  6. «Наше  путешествие» (металлофон, бубен, треугольник, ложки, муз. молоточек, барабан)
  7. «Научи  матрешек  танцевать» (ложки, бубен)

Игры на развитие тембрового слуха:

  1. «Определи инструмент!» (металлофон, бубен и др.)
  2. «На чем играю?» (металлофон, бубен, ложки, колокольчик, дудочки)
  3. «Слушаем внимательно!» (различные муз. инструменты)
  4. «Музыкальные загадки» (металлофон, барабан, трещотка и др.)
  5.  «К  нам  пришли  гости» (бубен, металлофон, муз. молоточек, колокольчик)

Игры на развитие диатонического слуха:         

  1. «Громко — тихо запоем!» (различные муз. инструменты)
  2. «Колобок» (бубен, ложки, маракасы  и  др.)
  3. «Найди щенка!» (ударные и шумовые инструменты)

Игры на развитие памяти и слуха:

 1 .«Цветик - семицветик» (ложки, балалайка, бубенчики, гармонь и т. д.)

 2. «Что  делают в домике» (металлофон, бубен, муз. молоточки, ксилофон,    трещотка)

 3.«Слушаем  музыку» (различные  муз. инструменты)

Игры для развития детского творчества:

1. «Музыкальная шкатулка» (различные  инструменты)

  1. «Музыкальная карусель» (металлофон, ложки, бубны, барабан)
  2. «Музыкальный магазин» (металлофон, ударные  и  шумовые  муз. инструменты).

                Игры для развития звуковысотного  слуха

«Музыкальное лото»

Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы 5 линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры: ребенок-ведущий играет мелодию на одном инструменте вверх — вниз или на одном звуке. Дети должны на карточках выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке. Игра проводится в свободное от занятий время.

«Ступеньки»

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка,зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная  гармошка).

Ход игры: ребенок-ведущий исполняет на любом музыкальном инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх — вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх - вниз или постукивает на одной ступеньке.

Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей.

«Три поросенка»

Игровой материал: на планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика поочередно появляются все три поросенка.

Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой ФА первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке — Нуф-Нуфа, под пластинкой ЛЯ первой октавы — поросенок в красной шапочке, Наф-Наф. Под пластинкой ДО второй октавы — поросенок в желтой шапочке Ниф-Ниф.

Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки; 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая из которых разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной, желтой.

Ход игры: дети рассаживаются полукругом. - Посмотрите, дети, какой красивый домик! — говорит воспитатель. — Живут в нем знакомые вам поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споете, как они. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я — Ниф-Ниф. (Поет и играет на пластинке ДО второй октавы.) У Нуф-Нуфа самый низкий голос. (Поет и играет на пластинке ФА первой октавы.) У Наф-Нафа немного повыше». (Поет и играет на пластинке ЛЯ первой октавы.)

Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в следующем. Дети поочередно вращают диск. В окошке домика появляется поросенок, например в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я%— Ниф-Ниф» — на звуке ДО второй октавы и, если спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей

карточке. Если ребенок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты. Игра проводится в свободное от занятий время и на музыкальном занятии (без раздачи карточек).

                               «Солнышко»

Ход  игры: Музыкальный  руководитель. Жило – было  солнышко. Встало  утром  рано, потянулось  и  запело  свою  песенку. (Напевает  произвольно.)

Я, солнышко  лучистое,

Очень-очень  чистое!

Люблю  я  умываться

И  в  лужицах  купаться. (Говорит)

Мои  детки  засмеялись,

По  линейкам  разбежались.

Помогите  их  собрать

И  по  именам  назвать.

Я  нашла  маленькое  солнышко  (ставит  нотку-солнышко  на  первую  линейку), вот  оно  на  первой  линейке, а  зовут  его  «ми».

Дети  повторяют, выкладывают  ритмический  рисунок  у  себя  на  карточке  и  все  пропевают  ее. На  каждом  занятии  количество  использованных  нот-солнышек  может  быть  различным, в  зависимости  от  поставленных  задач.

«Домик – крошечка»

Ход  игры:

Музыкальный  руководитель: Стоит  в  поле  теремок, теремок.

                                                    Как  красив  он  и  высок, да  высок.

                                                    По  ступенькам  мы  идем, все  идем.

                                                    Свою  песенку  поем, да  поем.

                                                    Приходите  в  теремок, в  теремок,

                                                    Будем  печь  большой  пирог, да  пирог.

С  помощью  считалки  выбираются  трое  детей, каждый  берет  себе  любую  фигурку  зверюшки.

        Персонаж  идет  по  ступенькам  вверх  и  поет  первую  фразу: «По  ступенькам  я  иду…», затем, стоя  у  входа  в  домик, поет  вторую  фразу: «В  дом  чудесный захожу!», придумывая  свой  мотив, - и  «заходит»  в  дом.

        Каждый  ребенок, придумывая  мотив  второй  фразы, не  должен  повторять  чужой  мотив. Когда  все  персонажи  «зайдут»  в  дом, начинается  постепенное  движение  вниз, в  обратном  порядке.

        Персонаж  спускается  по  ступенькам  и  поет: «По  ступенькам  вниз  иду…», затем, стоя  у  первой  ступеньки, допевает  вторую  фразу: «По  тропиночке  уйду», также  придумывая  свой  мотив  этой  фразы, и  уходит.

«Музыкальные  птенчики»

Ход  игры: 

Музыкальный  руководитель: Наступила  весна, вернулись  из  теплых  краев  птицы, свили  гнезда  и  вывели  птенчиков. Обрадовались  птенчики, что  научились  летать, и  стали  с  веточки  на  веточку  порхать, песенки  петь.

        Музыкальный  руководитель  выбирает  несколько  детей, надевает  на  них  шапочки  птички  мамы  и  птенчиков  и  дает  им  в  руки  изображения  птиц.

Дети  (поют  попевку).

Мы  птенчики  веселые,

Умеем  мы  летать

И  с  веточки  на  веточку

Нам  весело  порхать.

1 Вариант (для  детей  младшего  возраста).

Ребенок, изображающий  маму, ставит  птицу  на  нижнюю  веточку  и  поет  импровизированную  песенку  низким  голосом.

А  мамочка  волнуется:

Лети-ка, птенчик, вниз!

Спою  я  колыбельную,

И  ты  уснешь, малыш!

        Дети, изображающие  птенчиков, прикладывают  птенчиков  к  веткам  повыше  и  поют  высокими  голосами.

Не  хочу  к  тебе  лететь,

Буду  здесь  я  песни  петь.

        2 Вариант  (для  детей  старшего  дошкольного  возраста).

        Выбирается  мама-птичка  и  птенчики. Дети-птенчики  поют  свою  песенку  и  раскладывают  изображения  по  верхним  веткам  дерева, называя  по  их  именам: птенчик  Ре, птенчик  Си  и  т.д.

        Затем  свою  песенку  поет  мама, она  «слетает  вниз»  и  зовет  к  себе  малышей. Каждый  птенчик  поочередно  пропевает  свой  звук, слетает  с  дерева  и  садится  рядом  с  мамой. По  окончании  игры  все  дети  пропевают  имена  (названия  нот)  птенчиков  и  возвращают  их  на  веточки.

«Музыкальная  поляна» 

Ход  игры:

Музыкальный  руководитель. Как  весело  летом! Мы  бегали  по  мягкой  травке, загорали, купались  и  прибежали  на  поляну. А  там  девочка  собрала  цветочки, да  не  простые, а  музыкальные. И  получилась  песенка.

Василек, василек,

Мой  любимый  цветок.

(Вызванный  ребенок  выкладывает  цветочками  попевку). Все  дети  отхлопывают  ее  ладошками  и пропевают.

«Музыкальное  окошко»

Ход  игры: Музыкальный  руководитель.

На  окне  сидела  кошка

И  мяукала  немножко.

А  потом  прыг  на  дорожку,

И  не  стало  в  доме  кошки.

Ну  а  кто  остался  дома

И  стучит  сейчас  в  окошко?

Вызванный  ребенок  проходит  за  домик, выбирает  одну  из  лежащих  там  игрушек  и  с  помощью  звукоподражания  («мяу», «гав», «и-го-го»  и  т.п.) «озвучивает»  своего  персонажа. Дети  отгадывают, кто  это, и  в  окошке  показывается  персонаж. Все  кладут  фишку  на  соответствующую  карточку.

Дальше  окошко  закрывается  и  игра  продолжается.

Игру  можно  варьировать: животные – мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котенок  и  т.д. В  этом  случае  дети  определяют  высоту  голоса  персонажа.

Дети  также  могут  озвучивать  своего  персонажа  при  помощи  музыкальных  инструментов: мишка – бубен, заяц – металлофон, петушок – дудочка, мышь – колокольчик  и  т.п.                                                                                                                                        

                Игры для развития чувства ритма

«Веселые  подружки»

        Фигурки  стоят  на  столе, одна  за  другой  в  колонне. Дети  сидят  полукругом  лицом  к  столу. Звучит  р.н.м.

Музыкальный  руководитель: Познакомьтесь, ребята, к  нам  в  гости  пришли  веселые  подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет  их  в  одну  шеренгу.) Они  очень  любят  плясать  и  хотят  вас  научить. Вот  так  умеет  Дашенька!

        Музыкальный  руководитель  берет  матрешку  и  выстукивает  ритмический  рисунок. Дети  повторяют  ритм  деревянными  ложками.  

«Определи по ритму!»

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

Ход игры: ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3-4).

«Учитесь танцевать!»

Игровой материал: большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры: игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей — маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», — говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении  игры ведущим  может стать ребенок,  правильно выполнивший задание.

«Три  медведя»

Музыкальный  руководитель: Вы  помните, ребята, сказку  «Три  медведя»? (Дети  отвечают.)

        В  последней  комнате  Машенька  легла  на  минуточку  в  кроватку  и  заснула. А  в  это  время  медведи  вернулись  домой. Вы  помните, как  их  звали? (Дети  отвечают.) Послушайте, кто  первый  зашел  в  избушку? (Выстукивает  ритмический  рисунок  на  инструменте  на  одном  или  двух  звуках. Дети  называют, кто  пришел.)

        Музыкальный  руководитель: (выводит  фигуру). Как  мишка  идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте  ритм  ладошками, как  он  идет? А  теперь  найдите, куда  положить  фишку. (Дети  кладут  фишки  на  соответствующее  изображение.)

«Веселые  гудки»

Ход  игры: Смотрите, ребята, какой  красивый  пароход  плывет  по  морю. Он  хочет  поприветствовать  своим  веселым  гудком. (Прикрепляет  пароход  на  фланелеграф.) Вот  так! (Изображает  на  фортепиано  ритмический  рисунок.)

        Дети  отхлопывают  ритм  и  выкладывают  его  полосками  у  себя  на  карточках.

        Аналогично  игра  проводится  и  с  паровозом.

     Игры для развития тембрового слуха       

« Определи инструмент!»

Игровой материал: бубен, металлофон, маракас (каждого инструмента по два), колокольчик, деревянные ложки — 4.

Ход игры: двое детей сидят спиной друг другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом музыкальном инструменте ритмический рисунок, другой на таком же инструменте его повторяет. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать загадку. Если ребенок ошибся, то он слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

«На чём играю?»

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображения детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры: детям раздают по несколько карточек (3-4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо музыкальном инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратов, изображены различные инструменты (4-6). Маленьких карточек с изображением тех же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карточке и 4-6 маленьких.

Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькими карточками соответствующие изображения на большой картинке.

«Слушаем внимательно!»

Игровой материал: записи инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипки и т.д.).

Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют его, и найти их на столе.

«Музыкальные загадки»

Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игра проводится в свободное от занятий время

           

          Игры для развития диатонического слуха

«Громко — тихо запоем!»

 Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры: дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку. Игра проводится как развлечение.

«Колобок»

Игровой материал: игровое поле, молоточек, Колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут Колобка, и зовут водящего:

«Укатился Колобок, Колобок-румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабкой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой Колобка отыщи!».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан Колобок, то дети поют тихо, если близко -громко.

Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.

«Найди щенка!»

Игровой материал: игровое поле, игрушечный щенок, 2-3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце.

Ход игры: дети договариваются, в какой из бочонков они спрячут щенка, и зовут водящего:

«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку, Во дворе их много так — не найти его никак! Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи! Мы не будем помогать, будем песню запевать».

Далее игра проводятся так же, как и предыдущая.

Игры для развития памяти и слуха

«Слушаем музыку!»

Игровой материал: 4-5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и музыкальные пьесы); записи музыкальных произведений.

Ход игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное время.

«Что делают в домике?»

Игровой материал: на планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями; в окошках домиков — рисунки, соответствующие музыке: танец, марш, колыбельная; записи музыкальных  произведений, поощрительные значки.

Ход игры: воспитатель-ведущий предлагает детям прослушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или мелодия звучит в записи). По музыке дети узнают произведение, например «Польку» М.И. Глинки.

Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке — рисунок с изображением танцующих детей.

За правильный ответ — поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

Игра проводится в свободное время.

                   

                  Игры для развития детского творчества

«Музыкальная шкатулка»

 Игровой материал: красочно оформленная шкатулка,   карточки с иллюстрациями содержания знакомых песен (на обороте карточки для контроля указываются название песни и композитор).

Ход игры: в шкатулку помещают 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение или композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально. В дальнейшем игра проводится как концерт.

.

«Музыкальная карусель»

Игровой материал: карусель — подвижный шестигранник, каждой стороне которого крепится рисунок, характеризующий один из видов детской деятельности.

Ход игры: дети садятся по кругу, ведущий в центре за столом на котором устанавливается карусель. Дети загадывают, кто будет первым играть на металлофоне. Ведущий раскручивает карусель. Когда она останавливается, дети определяют, кто сидит перед картинкой с изображением играющего на металлофоне. Этот ребенок должен исполнить на металлофоне какую-либо мелодию. Так дети определяют, кто будет петь, танцевать, читать стихи.

«Музыкальный магазин»

Игровой материал: игрушечный проигрыватель с вращающимся диском; пластинки с иллюстрациями знакомых песен; инструменты (металлофон, арфа, аккордеон, баян, губная гармошка и т.д.).

Ход игры: ребенок-«покупатель» хочет прослушать звучание

инструмента, который он собирается «купить». Ребенок - «продавец» должен сыграть на этом инструменте несложный ритмический рисунок или мелодию знакомой песни.

Если покупают пластинку, то «продавец» ставит ее им понижающийся диск проигрывателя и голосом воспроизводит мелодию. От его исполнения зависит, будет ли куплена данная пластинка. Иногда сами «покупатели» могут воспроизвести звучание данного инструмента. Игра помогает развитию самостоятельной деятельности детей и проводится в свободное от занятий время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"

Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры,  влияющих на здоровье человека....

Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.

Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...