"Значимость интонационной выразительности речи педагога при работе с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ".
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Титова Мария Ивановна

     Слово воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Учитель должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению. Не желательно работать с детьми с ОВЗ педагогам с заиканием, гнусавостью, неправильным произношением звуков, ускоренным темпом речи, различными диалектными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

 

  "Значимость интонационной выразительности речи педагога при работе с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ".

 

 

 

 

 Пояснительная записка

     Слово педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Учитель должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению. Не желательно работать с детьми с ОВЗ педагогам с заиканием, гнусавостью, неправильным произношением звуков, ускоренным темпом речи, различными диалектными особенностями.


       Лучше воспринимается речь, когда она произносится в слегка замедленном темпе, тогда детям легче следить за её содержанием, запоминать текст. Ровный, слегка замедленный темп улучшает отчётливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает речь нечёткой, трудной для восприятия.


       Педагог должен говорить с детьми спокойным, умеренным голосом (ни в коем случае не кричать!).


          К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.


    
  Безусловно, знание педагогом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешной работы с детьми.


     Владение педагогом различными средствами выразительности речи способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.


Задачи мастер-класса:
- уточнить теоретические основы формирования выразительности речи;
- закрепить навыки формирования выразительной речи практическим путем.


    Еще в древности, до появления речи как средства общения люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики.
Что же такое мимика?


     Мимика (греч. μιμιχοζ — подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека, один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, мимика способствует выразительности.


     
 Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.


   
Бернард Шоу говорил: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать эти слова можно только по разу».


     Задание: Покажите, пожалуйста, жестами сигналы, написанные на ваших карточках:


• У меня есть свободное время;
• Я иду на помощь;
• У меня есть вопрос;
• Разрешите пройти.


Следующее упражнение:


Передайте друг другу этот карандаш, используя только мимику и жесты, как будто это:
1 Тяжелый камень,
2 Грязная тряпка,
3 Стакан, до краев заполненный водой,
4 Горячая печеная картошка,
5 Змея.


 
 " Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли, чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя", - писал Николай Сергеевич Рождественский.


   
 Определим компоненты «выразительности речи». Это интонация, мелодика, логическое ударение, пауза, ритм, темп и тембр.


   
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы (понижение или повышение тона голоса).

  Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Темп речи (тесно связан с ритмом) – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

    Пауза – перерыв в процессе речи.

   Тембр голоса – специфическая, индивидуальная окраска голоса, качество звука. Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.


    Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается 
выразительной.


    Начнем с первой составляющей выразительности речи - 
интонации.


    
Интонация – это единство взаимосвязанных компонентов, качественных изменений тона, тембра, мелодики, интенсивности, длительности звуков, служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний. В переводе с латинского слово интонация означает “громко произносить”. Но не надо думать, что интонация появляется только тогда, когда люди говорят громко. Она есть даже в шепоте и во внутренней речи.


    
Задание: произнести гласные с разной интонацией, как будто вы хотите:
• Сказать комплимент
• Поделиться секретом
• Оправдаться перед начальством
• Доказать свою точку зрения.
   
Упражнение “Подружки”.

Прочитайте стихотворение “Чудеса” с позиции Злюки, Плаксы и Резвушки
Чудеса! – сказала Люба
Шуба длинная была,
В сундуке лежала шуба,
Стала шуба мне мала.

    Работа над интонацией всегда идёт параллельно с работой над логическим ударением.
Мы знаем, что в каждом слове есть ударение, которое делает один из слогов ударным.
Есть свое ударение и в предложении. Оно падает на слово, которое несет главный смысл в предложении, слово, которое говорящий считает наиболее важным. Это слово и является логическим центром предложения. Его нужно произнести громче и длительнее остальных слов. Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой! Важно понимать и помнить: Когда интонационный центр перемещается, изменяется значение сказанного.


    
Задание: Прочитайте предложение, сделав логическое ударение на выделенном слове:
Онегин, добрый мой приятель.
Онегин, добрый мой приятель.
Онегин, добрый мой приятель.


   Следующее интонационное средство—
 пауза.

   Наша речь не сплошной поток и значение паузы в речи огромно! Во время неё человек вдыхает воздух, без которого он не может говорить, во время паузы отдыхает речевой аппарат. Чем чаще говорящий делает паузы, тем меньше он устает. Пауза дает возможность подумать о том, что нужно сказать дальше, четко сформулировать мысль. Кроме того, паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Пауза играет большую роль при передаче смысла – классический пример «Казнить нельзя помиловать»…


    
Задание: Прочитайте предложение, делая паузы так, чтобы его смысл изменялся:
Отправляйте детей вечером встретим.


  Еще одно упражнение: Прочитайте стихотворение Бориса Заходера в соответствии с законами логики и здравого смысла, правильно расставив паузы и запятые.
Где поставить запятую
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
- Вот что значит запятая!


     
Темп речи – принято определять как число звуков, произносимых в единицу времени. Выделяют три основных темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп играет значительную роль в передаче эмоциональной информации. Резкие отклонения темпа от средних величин – как ускорение, так и замедление – мешают восприятию смысловой стороны высказывания.


Задание: Прочитайте одну и ту же фразу, как будто вы:
- объявляете о прибытии поезда;
- читаете рекламу на радио.
На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате.


    Темп во многом определяет своеобразие другого параметра речи –
 ритма. Ритм представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов.
Ритм важен везде. Вся вселенная живет в ритме день-ночь, зима-лето. Важна ли ритмичность в речи для разговора или ораторского выступления? Так же важна, как правильное дыхание для человека. Человек с ритмичной речью нам кажется заряженным, замотивированным на дело. Вспомните военные марши, гимны, бравые солдатские песни – все они имеют четкий и слаженный ритм.


   И, наконец, ещё один компонент – 
тембр, который определяется как индивидуальная окраска нашего голоса. Суть работы по формированию навыков воспроизведения тембра заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т.п.


   
 Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, передает информацию о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Выразительная речь педагога захватывает внимание, создает атмосферу эмоционального сопереживания и является мощным орудием воздействия на ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Качественные характеристики интонационной выразительности речи дошкольников"

Одной из главных задач ДОУ является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи. Что мы вкладываем в это понятие представлено в консультации.....

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....

Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи в играх-драматизациях с детьми подготовительной группы на тему "Мы русичи"...