Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии (старшая группа)

Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себя, прежде всего, развитие речевого дыхания, работу над всеми видами интонации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Каждый педагог, работающий с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, наблюдал, что интонационная выразительность речи у них развита недостаточно.

Чтение стихов, даже если они хорошо выучены, характеризуются монотонностью. Часто дети испытывают трудности с передачей вопросительной и восклицательной интонации. У детей не получается ее передать, даже подражая взрослому. Поэтому эта работа является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта работа включает в себя, прежде всего, развитие речевого дыхания, работу над всеми видами интонации.

Комплексный подход в решении этой задачи осуществляется на всех занятиях: на занятиях учителя-логопеда, музыкальных и физкультурных занятиях, при выполнении заданий учителя-логопеда воспитателями.

Кроме того, очень важную роль в выработке интонационной выразительности играет литературное чтение. Здесь важен не только подбор материала, но и творческий подход педагогов.

Начиная с младшего дошкольного возраста, детям предлагается послушать, а затем и повторить с заданной интонацией, небольшие потешки. Зная, как эмоционально малыши реагируют на различные сюрпризные моменты, можно легко подвести их к эмоциональному высказыванию. Достаточно только спрятать игрушку в «домик» и разыграть целую сценку. Пытаясь «выманить» лисичку из норы, педагог умоляет её: «Иди, лиса, иди ко мне!» Лисичка, конечно выходить не желает, а дети незаметно подключаются к этой игре и на разные голоса упрашивают её выйти.

Даже используя привычную для всех игру «Лото», взрослый может по-разному называть картинки. Он может спрашивать:» У кого волк? У кого лиса? У кого тигр?» Но можно и так: «У кого волчок – серый бочок? У кого хитрая лисичка охотится за птичкой?» В этом случае, наблюдая за самостоятельно играющими детьми, педагог заметит, что они с удовольствием используют эти фразы, стараясь произносить их с той же интонацией, что и взрослый.

Дидактическая игра «Кто взял игрушку?» учит детей интонационно правильно задавать вопросы участникам игры.

С помощью считалки дети выбирают водящего, который должен видеть, кто из детей взял игрушку. Дети держат руки за спиной, а водящий спрашивает детей, называя по имени: «Петя, у тебя робот?», «Катя, у тебя кукла?» и т.д.

В старшем возрасте детям можно предложить взять на себя роль педагога. С опорой на предметные картинки ребенок задает вопросы своим «ученикам», в случае необходимости подсказывает правильный ответ. Конечно, необходимо провести предварительную работу с ребенком, задающим вопросы.

В работе над интонационной выразительностью речи настоящей «палочкой-выручалочкой» является классическая детская литература: произведения К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой.

Используя эти произведения у педагога появляется прекрасная возможность чтения стихов по ролям. Что только стоит «Телефон» К. И. Чуковского. Здесь и крокодил, который «со слезами просил», и галдящие газели, и мартышки, просящие книжки. По ролям можно легко разыграть стихотворение С. Я. Маршака «Кто колечко найдет». Также очень важно использовать кукольный театр, показывая всеми любимые сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.

Важно увлечь детей, заинтересовать необычным сюжетом, побудить детей к совместному творчеству. Дети старшего возраста сами могут смастерить героев сказки. Например, из бумаги можно сделать животных, людей, сказочных героев. При этом, у каждого ребенка это будет свой герой, неповторимый и индивидуальный. Дети учатся распределять роли для показа сказки, учатся договаривать друг с другом. Диалог, возникающий между детьми, носит эмоционально окрашенный характер, что, конечно же, служит достижением нашей цели.

Работа над интонационной выразительностью речи помогают детям не только развитию чёткости дикции, но и развивает коммуникацию, и, в конечном итоге, помогает успешному усвоению школьной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....

Дидактические игры, используемые в формировании интонационной выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста

Подборка дидакттических  игр для формирования выразительности речи у  детей 3-4 лет...

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Знакомство детей с трудом взрослых является не только средством формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми...