Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
методическая разработка (младшая группа)

Пржиалковская Галина Анатольевна

В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, с помощью дидактических игр»

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Проблема формирования у дошкольников навыков самообслуживания занимались: Петерина С.В., Каплан Л., Лямина Г.М., Урунтаева Г., Афонькина Ю. и др. в 70 – 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Режим дня, в развитии культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

В процессе развития культурно-гигиенических навыков целесообразно уделять большое внимание дидактической игре, она занимает важное место в жизни дошкольников. В игре усваиваются понятия, приобретаются навыки, дети раскрепощаются, снимают состояние неловкости, неуверенности в себе.    Игра открывает перед воспитателем большие возможности в формировании культуры поведения. Ребёнок подражает действиям героя, отношениям к людям, вещам, его чувствам, переживаниям. Воспитательное значение игр усиливается потому, что у них общие переживания, интересы. Игры – это средство воспитания, показатель глубины чувств, представлений   детей.  В воспитательных целях используют дидактические игры. Они воспитывают добрые чувства.

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные признаки предметов, например их цвет, форму, величину и так далее. Именно во время игрового процесса дети и могут установить самую простую связь между тем или иным объектом и событием.

Любые дидактические игры – это сочетание трех компонентов: игрового замысла, действий и определенных правил. Причем принимать в ней участие может как один ребенок, так и целая группа – в этом преимущество данного метода организации деятельности детей. Игровой замысел нужен для развития познавательной активности, он позволяет каждому ребенку проявить свои умения и способности, знания и навыки. Правила дают возможность регулировать поведение детей в процессе деятельности. Важно, чтобы каждая дидактическая игра была законченной, дети должны четко видеть конечный результат. Современные дидактические игры – это широкое разнообразие средств для обучения различным навыкам. Причем если игровой процесс ведется коллективно, то все равно воспитатель должен по максимуму учитывать индивидуальные особенности каждого малыша и задание подбирать, исходя из его способностей.

Можно выделить следующие виды дидактических игр:

1. Игра с предметами (игрушками). В данных играх ребята должны выполнять определенные роли. Также к данной группе дидактических игр можно отнести различные игры-инсценировки, с помощью которых утоняется представление о различных предметах;

2. Настольно-печатная игра. Этот вид игр весьма разнообразен по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Данные игры уточняют и расширяют представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы.

3. Словесная игра отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность [1].

Дидактическая игра с предметами способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний полученных на занятиях и в непосредственном опыте детей. Игра делает процесс обучения лёгким, занимательным.

Она является одним из приёмов воспитания целеустремлённости, самостоятельности, сдержанности и ориентировки в условиях создаваемых игрой. В ней воспитываются навыки поведения в коллективе, закрепляется дружба. Воспитательная ценность дидактических игр заключается в том, что она подвластна педагогу, создаётся им, входит в фонд педагогических средств, постепенно усваивается детьми, и становится содержанием их самостоятельной деятельности. Она проходит как игра – занятие. Воспитательное влияние игры определяется направленностью содержания. Их воспитательное значение сводится к формированию взаимоотношений детей, умение вместе играть, помогать друг другу и радоваться успеху товарища, в развитии самостоятельности.  Игра содействует обучению.  Но она не осуществляет систематического обучения. Как самостоятельная игровая деятельность она осуществляется тогда, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям. Воспитатель заботится об усложнении игр.

Если у детей угасает интерес к игре, воспитатель вместе с детьми придумывает новые, более сложные правила. В играх, помимо формирования самостоятельности, активности, устанавливается атмосфера доверия. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры на занятиях и вне их.

Широкий простор для воспитания самостоятельности в игре представляется детям в отведённые часы, здесь они самостоятельны в выполнении правил и действий, в выборе игры, партнёра, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

Например, можно использовать следующие игры с младшими дошкольниками в процессе формирования гигиенических навыков.

Навыки умывания:

«Сделай лодочку».

Цель: приучать детей к выполнению элементарных навыков при мытье рук. Формировать умение последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

«Вымой руки», «Мыльные перчатки».

Цель: поддерживать и развивать интерес к совместному со взрослым обследованию предметов (мыло, разнообразным действиям с ним.

«Водичка-водичка».

Цель: формировать интерес к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Навыки опрятной еды:

«Убери со стола».

Цель: поддерживать положительное настроение ребенка при выполнении элементарных гигиенических процессов :убирать посуду со стола.

«Чаепитие у кукол», «Обед у кукол».

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, развивать интерес к разнообразным действиям с ней.

Навыки опрятной одежды:

«Оденем куклу на прогулку», «Кто во что одет», «Найди пару», «Разложи по порядку».

Цель: Развивать представление детей об одежде, назначении вещей. Учить последовательно одеваться. Воспитывать бережное отношение к одежде.

В таких дидактических играх с предметами проявляются черты характера, как положительные, так и отрицательные. Игра, используемая для обучения должна содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями.

Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся - воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.). Н.Ф. Виноградова отмечает: «Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды». Итак, используя наглядный метод нужно сопровождать пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Так же к игровым приемам относятся загадывание загадок, создание игровой ситуации («Научим Петрушку мыть руки»). В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем на сверстников.

Преимущество дидактических игр состоит в том, что их элементы можно применять как в режимные моменты, так и во время непрерывной образовательной деятельности.

Библиография

1. Гигиена детей и подростков: учеб. пособие /  И.В. Приходько [ и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 312 с. – (Медицина).

2.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-204с.

3.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 2005.

4. Е.В. Жердева Возрастные особенности. Адаптация.  – Ростов н/Д: Феникс, 2008, 192 с.

5. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008, с.64.

6.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-   М.:Просвещение, 2005-160с.

7. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.

8.Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-2007-№9-13-17с.

9. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста».

Приобщение  детей  с  самого  раннего  возраста к  художественной  литературе  является  первоочередной  задачей  для  педагогов  общео...

ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры....

Консультация для родителей по теме: "Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к позн...

Проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Мы разработали проект «Активизация словаря детей младшего дошкольного ...

«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, как предпосылки формирования финансовой грамотности».

Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: «Дидактические игры как средства логико-математического развития дошкольников».Главной особенность дидактическ...

« Развития речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Если целеноправленно развивать культуру речи детей посредством дидактических игр, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр

В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного развития....