Родительское собрание "Фантазия или ложь"
консультация (старшая группа)

Карпенко Елена Владимировна

Материал будет полезен для педагогов-психологов ДОУ, при выступлении на родительском собрании в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_v_starshey_gruppe.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Фантазия или ложь»

Добрый день, уважаемые родители, меня зовут …., я работаю психологом в нашем детском саду, буду работать с вашими детьми, а сегодня хочу поговорить с вами о главных человеческих качествах, тех, которые делают маленького человека человеком.

Одним из важнейших условий успешного развития положительных моральных качеств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка.

Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться.

Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

Фантазия или ложь?

Но самым неприятным открытием дошкольного детства для родителей становится первая ложь ребенка (или то, что они считают ложью). «А что будет дальше?» - в ужасе думает мама, поймав на вранье своего ребенка, взявшего без спросу шоколад и отрицающего, несмотря на измазанный рот, свой «проступок».

В чем разница между ложью и фантазированием? Ложь, в отличие от фантазии, - это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды. Фантазия же - это просто свободный полет воображения, без нанесения вреда кому-либо.

Итак, чтобы соврать, надо, как минимум, немного уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Поэтому обман начинает процветать лет с 5.

Для некоторых детей это становится постоянной привычкой и средством манипулирования взрослыми. Но понятия «правды» и «лжи» - это нравственные категории, понимание которых приходит гораздо позже, уже в школьном возрасте. А, значит, ему действительно непросто, особенно в 5 лет, отличить ложь от безобидной фантазии.

Часто ложь - это способ самообороны. Ребенок стремится защититься от родителей, сверстников и личных проблем. И пользуется для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых.

С самых «младых ногтей» родители начинают обманывать свое чадо: «Если ты не перестанешь плакать (отнимать игрушки, драться, не пойдешь домой) - тебя дядя милиционер заберет!» или «Придет волк (баба Яга, Бабай) и тебя в лес утащит!». Каково ребенку верить, что его родная мамочка может отдать его чужому дядьке или волку за то, что он немного постоял в луже?

Потом малыш слышит, как его бабушка говорит знакомой: «Мы, к сожалению, не сможем прийти к вам в гости, потому что все болеем». Малышу не понятно - в доме больных нет, зачем же бабушка так говорит? Ему пока недоступно понятие «вежливой» лжи, для него вся ложь одинакова.

Дальше мама просит папу ответить по телефону, что ее нет дома. И вот в этот момент абсолютно неприкрытой лжи у ребенка в голове раздается «щелчок»: вот оно, новое средство от всех проблем! Мама так делает, значит и мне можно! И начинает он этим «оружием» пользоваться вовсю.

Какие же основные причины, по которым ребенок врет?

1. Боязнь слишком строгого наказания. Если ребенок знает, что за нечаянно разбитую чашку его могут лишить прогулки, он постарается скрыть «следы преступления». Чтобы исключить ложь по этой причине, подумайте, не слишком ли суровые наказания вы применяете? Если ребенок будет знать, что, разбив чашку, он должен будет просто замести осколки и сказать «прости», он, вряд ли будет прибегать ко лжи.

2. Множество запретов. Если ребенку слишком много запрещают, если самое популярное слово - это «нельзя», то малыш попробует защититься от этого ложью. «Это не я все пуговицы рассыпала, это птица в окно влетела, рассыпала, а потом улетела!». Постарайтесь каждому «нельзя» сразу противопоставить «можно»: «Нельзя брать пуговицы без спросу, но со мной вместе можно. Давай я тебе их покажу!». Когда малыш поймет, что можно получить желаемое другими способами (прямой просьбой, в игре с взрослым, выполнением определенных правил), он не будет пользоваться ложью.

3. Желание показаться лучше, чем он есть. Детям дошкольного возраста в норме свойственна завышенная самооценка. Именно она дает им силы «замахнуться» на покорение новых вершин.

«А я тоже умею на роликах кататься! Я даже 2 часа могу без остановки ехать!» (при этом покупка роликов только в планах). Что это - ложь или фантазия? Со взрослой точки зрения - ложь. С детской - наверно, нет. Ребенку необходимо поддерживать в глазах сверстников определенный статус. Тут взрослому нужно объяснить, что у каждого - свои способности. Кто-то хорошо катается на велосипеде, второй отлично рисует, а третий знает все про динозавров.

4. Для самооправдания. Самая популярная конструкция и для мальчиков, и для девочек: «Он/она первым начал(а)!». После этого рассказывается слезливая история о том, как ребенка долго обижали (не давали игрушку, не хотели вместе играть), как он терпел и как обидчик напал первым. Часто в другом углу «ринга» в этот момент звучит аналогичная история. Дайте понять ребенку, что вы его любите, даже если это именно он «первый начал».

Ребенок начинает пользоваться ложью не оттого, что он плохой. Он еще просто несознательный. Сознательность приходит позже, после 6 лет. А до 6-ти он еще не созрел как личность, совсем зеленый, только созревает. И ему ничего не стоит спутать, что было понарошку, что всерьез. Фантазии его реальны. Реальность его фантастична.

Малыш Вас вводит в заблуждение фантазией. Свои фантазии он не считает ложью. Они - правдивый вымысел, не более. Как маленькие солнечные зайчики, подсвечивающие мысли и поступки, чтоб приукрасить их, чтоб сделать сказочное.

От Вас зависит, чтоб период лжи был минимальным, Вы можете пресечь его в зародыше, распутав все узлы проблемы.

Сейчас предлагаю вам обратить внимание на стаканы с водой.

Упражнение «Стаканы»

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой.

Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок, блестки. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла красивыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении?

Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, ложь, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам…

Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности. Такова суть ТРЕТЬЕГО СЕКРЕТА воспитания.

Нужно всегда помнить об этом и о том, что ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему.

Пусть ваши дети вместо страха наказания почувствуют радость от родительской любви, внимания, понимания и принятия. Любовь – самое лучшее средство против лжи, особенно родительская любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Фантазия или ложь"

Этот материал поможет родителям разобраться, в том чем отличается ложь ребёнка от его фантазии....

Родительское собрание - викторина "Сказка ложь, да в ней намек"

Данное мероприятие способствует установлению сотрудничества семьи и детского сада, через нравственное воспитание дошкольников, на примере  сказок....

Родительская ложь

 Родители часто лгут своим детям. Некоторые это делают постоянно, некоторые эпизодически. Лишь единицы принципиально придерживаются истины и вообще стараются не лгать детям. Причин, п...

Конспект проведения родительского собрания в старшей группе Круглый стол «Сказка – ложь , да в ней намёк…».

Конспект проведения родительского собрания в старшей группеКруглый стол «Сказка – ложь , да в ней намёк…».Цель: расширить знания педагогов и родителей (законных представителей...

Родительское собрание в старшей группе «Сказка ложь, да в ней намек и родителям урок».

Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки....

Родительский клуб «Сказка – ложь, да в ней намек..»

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы....