Консультация для педагогов «Роль сказки в правовом воспитании дошкольников»
методическая разработка

Кудисова Любовь Валентиновна

Консультация знакомит педагогов, как осуществлять правое воспитание дошкольников посредством сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Роль сказки в правовом воспитании дошкольников»

Проблема прав ребенка о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой. Поговорим о том, как ребенок может через сказки узнать о своих правах.

Задача педагогов донести до сознания детей, что они тоже должны знать свои права. Дети должны быть уверены, что их права, как и права взрослых людей, защищены законом государства, в котором они живут.

Первоначальное представление ребенка о его правах можно выявить, задав детям такой вопрос:

Какие герои из сказок тебе известны и кто нарушал их права?

Кто из героев сказок нарушал права другого?

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

При знакомстве поможет сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Обсудить вопросы с детьми:

Чьи права были нарушены в этой сказке?

Какое правило нарушила ведьма в сказке?

Ребенок имеет право свободно передвигаться по стране и уехать из своей страны вместе с родителями, а также вернуться на родину. Дети с интересом обсуждают это право на примере лягушки-путешественницы из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Каким правом воспользовалась лягушка?

-правом на свободное передвижение

Кто помог лягушке воспользоваться её правом на свободное передвижение?

Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения?

-без ограничений

Ни один ребенок не может быть объектом незаконного вмешательства в осуществление его прав на личную жизнь, неприкосновенность жилища, посяг8ательства на его честь и репутацию.

Педагог на примере сказок в доступной форме рассказывает детям, что у каждого из них есть право на жилище, на личную жизнь.

При знакомстве помогут сказки:

«Заюшкина избушка»

-Кто нарушил право и и кто помог восстановить его в сказке?

(лиса, петух)

-Какое правило было нарушено в сказке?

-право на неприкосновенность жилища

Сказка «Иван царевич и Серый Волк»

-Какое право нарушил Иван царевич в сказке?

(право на владение личным имуществом)

-Какое право нарушили братья в сказке?

(право на жизнь и личную неприкосновенность)

Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»

-Все ли герои сказок имели равные права независимо от своего происхождения?

Все ли герои  сказки относятся друг к другу по-братски?

Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?

-Чье было нарушено право и на что?

-право на жизнь;

-право на неприкосновенность жилища

Обсуждение поступков сказочных персонажей поможет закрепить это понятие детьми.

Сказка Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

-Чья жизнь в опасности?

-Кто посягает на жизнь?

Важно, чтобы ребенок не только знал свои права, но и мог обратиться за помощью к родителям.

Мы учим детей разнообразным жизненным ситуациям, находить правильный выход из них.

Сказка А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»

-Чьи права нарушались в этой сказке?

-Какое право нарушалось?

-право на неприкосновенность жилища;

-право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу;

На свободное и обоюдное согласие.

Сказка «По щучьему велению»

-Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?

-Прав ли был Емеля, велев дубинки поколотить народ?

-Какое право нарушил Емеля в этом случае?

Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»

-какое вознаграждение получила Рукодельница за свой труд?

 Рукодельница и ленивица пробыли у Мороза Ивановича одинаковое количество дней, но вознаграждение получили разное.

Сказка А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

-Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд?

-За какое вознаграждение поп нанял работника?

Получал ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи?

-Какое право было нарушено?(право на труд)

Сказки помогут закрепить полученные знания, научат выражать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в правовом воспитании дошкольников

В статье представлена система мероприятий по ознакомлению родителей с правами и обязанностями детей...

консультация для педагогов:"Роль дидактических игр в воспитании дошкольников"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Консультация для педагогов «Роль сказки в социально-личностном развитии младших дошкольников»

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игровая деятельность интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уров...

Консультация для педагогов «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольника»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей ...

Консультация для педагогов «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольника»

Сказки представляю, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира....