Программа профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Мы рядом»
рабочая программа

Горлова Галина Александровна

Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому ущербу ребенка, его выживания, развития или достоинства в ответственности, доверия или власти.

Подчеркивая актуальность изучения насилия и ненасилия, следует

отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Страшно, если они впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы неизменно растет. Так, на территории России в 2013 году криминогенная ситуация в подростковой среде резко осложнилась, допущен значительный (на 45%) рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, в т.ч. тяжких и особо тяжких в общественных местах и на улицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vmeste.docx660.66 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Горлова Галина Александровна

Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №19

        


Программа профилактики жестокого обращения с  детьми  в семье в условиях дошкольного образовательного учреждения

«Мы рядом»

Пояснительная записка.

Жестокое обращение с ребенком – это все формы или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому ущербу ребенка, его выживания, развития или достоинства в ответственности, доверия или власти.

Подчеркивая актуальность изучения насилия и ненасилия, следует

отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Страшно, если они впоследствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы неизменно растет. Так, на территории России в 2013 году криминогенная ситуация в подростковой среде резко осложнилась, допущен значительный (на 45%) рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, в т.ч. тяжких и особо тяжких в общественных местах и на улицах.

Особенно важной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: в результате преступных посягательств погибают дети, а у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с кризисом и неуверенности в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно

значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других.

Не все виды насилия уголовно наказуемы, в частности домашнее насилие. Такой вид насилия включает многие насильственные действия, в том числе

ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам; унижение достоинства; нарушение внутренней границы личностных переживаний; игнорирование потребностей и интересов ребенка и др.

Цель:

1.Соблюдение  прав и интересов детей;

2. Профилактика жестокости и насилия среди несовершеннолетних, в семье, в образовательном учреждении;

3. Мобилизация потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями,

Задачи:

1. Способствовать созданию условий для воспитания личностной зрелости учащихся, их высокой самооценки и адекватного функционирования в среде;

2. Предотвратить факты жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними;

3. Оказать социальную, психологическую, педагогическую  помощь и поддержку несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения;

4. Оказать помощь родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

5. Формировать негативное мнение у учащихся ко всем формам жестокого обращения;

6. Создать информационное и  методическое руководство для педагогов, родителей, учащихся по профилактике насилия и жестокого обращения;

7. Проводить работу по профилактике «эмоционального выгорания» педагогов, исключении разрушительных способов самоутверждения на зависимых учениках.

Условия:

•        взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи будет осуществляться посредством проведения:

- мини-лектория для родителей «Семейные традиции»;

- мастер-классов;

- обогащения предметно-развивающей среды воспитателем совместно с родителями и детьми;

- создания детско-родительских проектов.;

•        будут разработаны информационные ресурсы о недопустимости проявления жестокого обращения с детьми для разных целевых групп.

Целевая группа:

 - воспитанники ДОУ;

 - родители;

 - педагоги.

Срок реализации программы - 2017-2018гг.

Ожидаемые  результаты:

1.        Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения.

2.        Увеличение количества детей, подростков и молодежи, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления.

3.        Помочь ученикам и педагогам лучше адаптироваться к социальным условиям;

4.        повышение  собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста индивидуальности детей;

5.        улучшение  здоровья и качества жизни, отношения с окружающими;

6.        воспитание  у детей целеустремленности, чувства ответственности.

Коррекционная работа с родителями и  детьми дошкольного возраста.

Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми (Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковская, К. Фопель).

Тренинг предназначен для родителей дошкольников подготовительной         группы. Тренинг рассчитан на 4 встречи продолжительностью 2 часа каждая с очередностью 1 раз в неделю. Состав группы 4 – 6 пар "родитель – ребенок", то есть 8-12 человек.

В основе программы лежат методические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой.

Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Задачи:

1.        Устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении.

2.        Оказывать психологическую поддержку партнеру по общению.

3.        Учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок.

4.        Находить эффективные решения конфликтных ситуаций по типу "выиграть – выиграть".

5.        Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.

После прохождения тренинга каждый участник будет уметь:

•        Устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении.

•        Оказывать психологическую поддержку партнеру по общению.

•        Учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок.

•        Находить эффективные решения конфликтных ситуаций по типу "выиграть – выиграть".

•        Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.

Проведение занятий предполагает помещение с наличием свободного пространства и стенами, к которым легко крепятся рисунки. В комнате должны быть несколько столов, стулья по количеству участников, магнитофон. Для проведения некоторых упражнений понадобятся бумага, цветные карандаши (фломастеры), скотч (кнопки), клубок ниток, повязки на глаза, свеча.

Общие замечания ведущему:        

Данный вариант тренинга является игровым, так как дети дошкольного возраста довольно быстро устают от групповых занятий и не имеют опыта рефлексии. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы. Иногда есть смысл прервать упражнение, продолжив его с другими участниками после короткого отдыха или энергетической разминки.

Предметом обсуждения в группе являются взаимоотношения родителей и детей, возникающие во время выполнения упражнений; стратегии общения, которые выбирают партнеры (сотрудничество, соперничество, игнорирование и т.д.); новый эмоциональный опыт. Ведущему важно учитывать возраст детей, темперамент и личностные особенности участников, чтобы, с одной стороны, провести анализ упражнения, а, с другой стороны, не затянуть его, превратив в нудное мероприятие.

В программе подробно описано первое занятие, поскольку оно является самым важным для установления эмоционального контакта между участниками группы и ведущим. В дальнейшем приводится перечень и описание упражнений. В некоторых случаях даны ссылки на соответствующие источники.

Содержание программы

Занятие 1.

Цель: знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.

Ход

Тем участникам, кто пришел на занятие раньше других, можно предложить нарисовать рисунки на темы "Автопортрет", "Дружеский шарж на самого себя", "Чем я люблю заниматься в выходные дни" и т.д. Это снижает эмоциональное напряжение, создает взаимный интерес у детей и взрослых, настраивает на дальнейшее общение. Перед началом занятия рисунки развешиваются на стенах комнаты.

1.        Упражнение "Круг знакомств" (20 мин.)

Оборудование: доска для записей, пушистый клубок ниток.

Часть 1. Участники группы садятся в круг. Ведущий задает вопрос: "Как вы думаете, кто сегодня здесь собрался?" и записывает на доске варианты ответов – мамы и дети, люди, взрослые и не очень, и т.д. Когда вариантов набирается достаточно много, ведущий предлагает: "Давайте знакомиться!", и начинается вторая часть упражнения.

Часть 2: игра "Паутинка". В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы по описанию можно было угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родитель. Можно задавать разные вопросы, например: Какая твоя мама? Что она любит делать? Что ей нравится, что ей не нравится? Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: "На что похоже то, что у нас получилось?". Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей. В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.

2.        Упражнение "Поменяйтесь местами те, кто…" (10 мин.)

Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга.

Инструкция: сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сюда сегодня… кто любит мороженое… у кого есть брат.  Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим.

Такая игра хорошо поднимает настроение в группе и сближает участников.

3.        Принятие групповых правил (10 мин.)

Оборудование: большой лист бумаги, фломастеры, скотч или кнопки.

Ведущий говорит о необходимости принятия правил и предлагает каждому участнику выразить свое отношение к правилам: согласен с принимаемым правилом – подними большой палец вверх, не согласен – опусти палец вниз и расскажи, чем, по-твоему, это правило не подходит для тебя или группы.

Примерный перечень правил:

На занятии может говорить только один человек.

Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.

Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы. Старайся участвовать во всех упражнениях. Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д. Правила лучше фиксировать в виде рисунков-символов на плакате. Это вполне может сделать кто-либо из участников группы. Плакат крепится к стене на все время работы группы.

4.        Упражнение "Знакомство руками" (20 мин.)

Оборудование: повязки на глаза по числу пар, магнитофон, кассета с записью спокойной музыки.

Участники садятся на стулья в два круга: внутренний и внешний. Дети во внутреннем кругу сидят спинами друг к другу, перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый. Далее этот способ расстановки участников будем называть "каруселькой".

Инструкция: сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза. Вернитесь на место. Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включите музыку).    Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера. Поздоровайтесь с ними, познакомьтесь, подружитесь (все команды даются неторопливо). А теперь – поборитесь, поссорьтесь… и снова помиритесь, попросите прощения. А теперь – поблагодарите и попрощайтесь. Взрослые, откройте глаза и пересядьте на один стул вправо. Вам предстоит новая встреча. Закройте глаза, протяните вперед руки и т.д.

В конце упражнения ведущий просит детей снять повязки и предлагает всем участникам поделиться чувствами, которые вызвало это упражнение.

5. Перерыв 5 мин.

6. Упражнение "Рисунок вдвоем" (30 мин.)

Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветных карандашей по числу пар, скотч или кнопки для крепления рисунков, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться "Наш дом". Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.

Во время выполнения упражнения ведущий может включить спокойную музыку.

На представлении работ (15 мин.) ведущий просит ребенка рассказать, как был нарисован рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.

7.        Завершение занятия (10 мин.)

Ритуал, который необходимо проводить в конце каждого занятия. Ведущий просит всех сесть в круг и по очереди коротко ответить на вопросы: Что тебе запомнилось из сегодняшнего занятия? Что показалось необычным? Что для тебя было особенно трудно выполнить? Если тебе было скучно, что в следующий раз ты сможешь сделать по-другому, чтобы изменить это отношение?

Такая практика чрезвычайно важна, поскольку делит ответственность за происходящее в группе между ведущим и участниками.

8.        Родительский круг (10 мин.)

Если есть возможность сразу обсудить с родителями проведенное занятие, то предметом обсуждения могут быть типичные формы взаимодействия между детьми и родителями; отношения, возникающие между ребенком и взрослым во время выполнения упражнений; неожиданные для родителя поведенческие проявления ребенка в группе и т.п

Занятие 2

Цель: формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества.

Ход

1. Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи (10 мин).

2. Упражнение "Договорись взглядом" (5 мин.)

Инструкция: сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнера. Вам нужно будет договориться с ним глазами и одновременно встать со стульев (или поменяться местами, если участники не сидят, а стоят в кругу). Помните, пожалуйста, что кивать головой, подмигивать, махать руками запрещается.

Примечание ведущему: если упражнение идет легко, то после его завершения можно просто предложить обобщить, какие наши действия способствуют установлению контакта. Однако, довольно часто в группе есть дети, которые не могут включиться в эту игру. В этом случае игра приостанавливается, и анализ проводится сразу.

3. Упражнение "Волшебный ящик" (15 мин.) – см. [3], часть 2, стр. 45

Цель: тренировка воображения, развитие способности понимать жесты и движения.

4.        Упражнение "Зеркало" (10 мин., выполняется в "карусельке").

Оборудование: магнитофон, кассета с записью ритмичной музыки.

Инструкция: сейчас вы сможете потренировать и свое воображение, и свое умение внимательно наблюдать за партнером. Сначала те, кто стоит во внутреннем кругу, будут зеркалом. Их задача – точно повторять движения, которые показывают партнеры, стоящие во внешнем кругу. Потом вы поменяетесь ролями.

Во время упражнения ведущий может включить ритмичную музыку.

5. Упражнение "Старенькие бабушки" (15 мин.) – см.[4], стр. 43

Оборудование: повязки на глаза по числу пар, две длинных веревки или мел.

6. Перерыв 5 мин.

7. Упражнение "Угадай, чьи руки" (20 мин.)

Оборудование: повязки на глаза по числу пар.

Инструкция: сначала дети наощупь определяют, кто кем является, пытаясь угадать имя. Затем родители находят с завязанными глазами руки своего ребенка. Подробнее см. [2], стр. 103.

8. Упражнение "Мигалки" (5 мин.)

Инструкция: вам нужно разбиться на пары. Один человек из пары садится в круг, другой встает за его стулом. Руки у стоящих спрятаны за спиной. Перед одним из стоящих – пустой стул, это – водящий. Задача водящего – переманить к себе кого-нибудь из сидящих, подмигнув ему. Задача стоящих участников игры – удержать своего седока, положив руки ему на плечи. Если седок все-таки перебежал, то прозевавший становится водящим. Через некоторое время вы поменяетесь ролями.

9.        Упражнение "Пальчики-предлагалки" (15 мин., выполняется в "карусельке")

Часть1.Инструкция: сейчас вы будете встречаться в карусельке без слов. Если вы показываете партнеру кулак, то остаетесь на месте, всем существом демонстрируя, что вы отвергаете партнера. Если вы показываете партнеру один палец – значит, просто остаетесь без контакта; два пальца – рукопожатие и улыбка; три пальца – почти объятие, четыре – свободные объятия; пять – тесная близость (осуществление каждого выбора надо наглядно показать). Если в паре несогласованность в выборе, то контакт осуществляется по меньшему выбору.

Часть 2. Инструкция: каждый человек, стоящий во внутреннем кругу, обращается к своему партнеру со словами: "Я вижу в тебе…" и в течение 30 сек. говорит, а партнер только слушает. Затем те, кто стоят во внешнем кругу, обратятся к своим партнерам с такой же фразой. Когда они закончат говорить, то сделают шаг вправо, и произойдет смена пар.

После нескольких смен пар проводится аналогичное упражнение, начинающееся со слов "Мне нравится в тебе…".

Часть 3. Повторяется первая часть упражнения.

10. Завершение занятия (10 мин.)

11. Родительский круг (10 мин.)

Занятие 3

Цель: развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе.

Ход

1. Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи (10 мин.)

2. Упражнение "Монстр" (10 мин.) – см. [3], часть 2, стр. 83

Цель: развитие умения устанавливать контакт с помощью взгляда.

Примечание ведущему: перед началом игры нужно договориться, каким образом звать на помощь взрослых – "тетя Лена" или по имени-отчеству, что слишком долго. Обычно все охотно соглашаются называть себя по имени.

3. Упражнение "Сладкая проблема" (10 мин.) – см. [3], часть 1, стр. 132

Цель: развитие умения принимать совместные решения путем переговоров, учитывая как свои интересы, так и интересы партнера.

Оборудование: салфетки по числу пар, пачка печенья.

4. Упражнение "Корабль среди скал" (25 мин) – см. [3], часть 2, стр. 104

Цель: развитие умения сотрудничать в паре родитель – ребенок.

Оборудование: повязка на глаза.

5. Перерыв (5 мин.)

6. Упражнение "Ночной поезд" (20 мин.) – см. [3], часть 3, стр.70

Цель: развитие навыков межличностного общения.

Оборудование: повязки на глаза по числу участников.

7. Упражнение "Остров" (10 мин.)

Оборудование: два газетных листа, склеенных скотчем.

Инструкция: представьте себе, что произошло кораблекрушение, и вы – оставшиеся в живых пассажиры корабля. Перед вами – небольшой островок, размером буквально с газету, я ее сейчас положу на пол. Очень интересно, сможете ли вы разместиться на этом островке?

Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: "Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя". Затем газета складывается вчетверо, и т.д.

8. Упражнение "Щепки на реке" (10 мин.) – см. [3], часть 3, стр. 96

Цель: развитие сплоченности группы.

9. Завершение занятия (10 мин.)

10. Родительский круг (10 мин.)

Занятие 4

Цель: развитие навыков межличностного общения, получение обратной связи от участников, завершение работы группы.

Ход

1. Приветствие ведущего, актуализация важных для участников моментов прошлого занятия, определение задач сегодняшней встречи (10 мин.)

2. Упражнение "Смеяться запрещается" (5 мин.) – см. [3], часть 2, стр. 28

Цель: формирование позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность.

3. Упражнение "Преодолей препятствие" (15 мин.)

Оборудование: стулья и столы для сооружения "препятствия" посредине комнаты.

Инструкция: сейчас вся группа соберется у одной из стен. Каждому из вас нужно добраться до противоположной стены. Для этого необходимо преодолеть препятствие. Можно это делать всей группой сразу, можно по очереди. После того, как все участники соберутся на той стороне, мы обсудим, как вы это делали.

4. Упражнение "Мост над пропастью" (15 мин.)

Оборудование: длинная веревка.

Инструкция: сейчас вы будете работать в паре "родитель – ребенок". Пожалуйста, договоритесь, какая пара начнет работать первой, второй и т.д. Первая пара останется здесь, остальные выйдут за дверь, будут ждать своей очереди.

Дальнейшая инструкция дается по очереди каждой входящей паре: представьте, что вы – путешественники, находитесь сейчас в разных точках маршрута (участники расходятся довольно далеко друг от друга), и в один прекрасный момент своего путешествия вы оказываетесь по разные стороны вот этого моста (между участниками кладется на пол длинная веревка). Мост довольно узкий, река под ним бурная и холодная. Каждому из вас нужно перейти мост и, не задерживаясь, двигаться по своему маршруту дальше. Как вы будете это делать?

5. Упражнение "Аплодисменты по кругу" (10 мин.) – см. [3], часть 4, стр. 111

Цель: повышение уровня групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.

5.        Перерыв 5 мин. Упражнение "Дрожащее желе" (5 мин.) – см. [3], часть 2, стр.31

Цель: формирование позитивного настроя на предстоящую совместную деятельность.

7. Упражнение "Волшебный круг" (10 мин.) – см. [3], часть 3, стр. 87

Цель: развитие взаимного доверия в группе.

8. Упражнение "Создание статуи" (10 мин.) – см. [3], часть3, стр.85

Цель: развитие навыков межличностного общения.

9. Упражнение "Открытка" (30 мин.)

Оборудование: плотная бумага формата А4, карандаши, фломастеры.

Инструкция: каждый участник складывает лист бумаги пополам, кладет на внешнюю сторону "открытки" свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри "руки" свое имя. Открытки одновременно передаются соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Открытки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

10. Упражнение "Последняя встреча" (10 мин.)

Оборудование: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, свеча, зажигалка.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, в большой круг. Я включу музыку, а вы закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха. Представьте себе, что наши встречи в группе закончились, вы идете домой. Вспомните, какими вы пришли на первое занятие, чего ожидали от группы. Вспомните самые неожиданные, самые смешные, самые трогательные моменты. Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через минуту у вас будет возможность это сделать (пауза). Сделайте глубокий вдох, откройте глаза и скажите это.

Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу. Ведущий говорит слова благодарности кому-то из участников и передает ему горящую свечу. Когда выскажутся все желающие, и свеча побывает в руках у каждого члена группы, ведущий произносит заключительные слова, протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.

Тренинг родительской эффективности.

Общие положения.

Тренинг рассчитан на родителей, имеющих трудности в воспитании ребенка и осознающих их.

Оптимально участие в нем обоих родителей. Он помогает освободиться от страхов в

воспитании малыша, глубже осмыслить взаимоотношения в паре, пережить состояние равной ответственности за психологическое здоровье ребенка, а также раскрыться отцовскому и материнскому чувству в совместном переживании.

Специалистами в области коррекции детско-родительских отношений отмечается, что

родительская компетентность и психологическая готовность родителей к свободному и

ответственному взаимодействию с ребенком имеет несколько составляющих:

Адекватность родительской позиции — степень ориентировки в восприятии индивидуальных

особенностей ребенка, проявляющаяся в феноменах приписывания ему тех или иных качеств, в

степени и в знаке искажений образа ребенка (когнитивныйкомпонент);

Динамичность родительской позиции — степень подвижности родительских установок,

способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми в зависимости от

возраста и конкретной ситуации (поведенческий компонент);

Прогностичность родительской позиции — способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка, умение «просчитать» следствия своих воспитательных воздействий (когнитивный и поведенческий компоненты).

Эмоциональный компонент родительской позиции проявляется по всем трем параметрам и выражается в преобладании того или иного эмоционального фона детско - родительских

отношений.

В программе тренинга соединены элементы тренинга коммуникативной компетентности (Л.А. Петровская), систематического тренинга педагогической эффективности (Systematic Training for Effective Teaching — STET) Т. Гордона, психолого - акмеологического тренинга зрелого отцовства и материнства (Н.В. Боровикова), а также психологические паники, широко применяемые в самых разных тренинговых программах, направленные на осознание взаимовлияния Я-концепции и процесса формирования гармоничной диады «родитель-ребенок».

В результате прохождения данного вида тренинговых занятий у Участников формируются

следующие умения и навыки:

умение чувствовать и понимать себя, навыки рефлексии своих эмоциональных состояний, вызванных взаимодействием с ребенком;

внутренняя личностная свобода самих родителей и их собственная интернальная позиция по отношению к жизни;

навыки эффективной обратной связи в общении с ребенком;

расширение ролевого репертуара родительского поведения.

Место проведения тренинга.

Занятия должны проводиться в кабинете педагога-психолога. Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы участники группы могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения упражнений.

Качественно-количественные характеристики группы участников. Оптимальное количество участников — 12-15 человек. Лучше, если это будут родители обоего пола (матери и отцы), даже если они не образуют единую семейную пару. В силу возможной актуализации общекультуральных меж поколенных различий в установках на воспитание детей нежелательно

одновременное участие в группе представителей разных поколений (мам и бабушек). Также представляется эффективной разнородность участников по критерию нарушения прав ребенка в семье — лучше, если в подобной группе примут участие не только те родители, которые в результате проведенной диагностики характера детско - родительских отношений квалифицированы как «нарушители».

Позиция ведущего. Ряд авторов, обозначая различные стили ведущего, говорят о трех Формах: свободное ведение, программированное ведение и компромиссная, промежуточная форма (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников.) Выбор того или иного стиля определяется складывающейся ситуацией и общими психотерапевтическими установками самого ведущего, но в любом случае должен обеспечивать возможность «сглаживать» конфликтные ситуации и избегать создания барьеров в общении участников.

Продолжительность занятий.

Продолжительность одного занятия составляет от 40 мин. Всего 6-10 занятий.

Общие сценарные аспекты занятий.

Многие признанные авторитеты в области социально - психологического тренинга отмечают, что одна из очевидных трудностей в изложении его сценарных аспектов состоит в том, что данная форме психологической работы в принципе не имеет однозначного алгоритма в поэтому достаточно широко варьирует. Поэтому мы остановимся лишь на выделении общих этапов с краткими указаниями на возможные психотехники, применяемые на каждом из них.

Начальный этап (первые 2-3 занятия) посвящается первичному знакомству участников

друг с другом, задаче отрефлексирования процессов формирования первого впечатления о себе и о другом, первичному обмену теми образами ребенка, которые презентируются родителями.

В качестве основных психотехнических приемов используются упражнения на «смену языка самовыражения» (ассоциации, метафоры, невербальные формы).

Основной этап (последующие 3-5 занятий) ориентирован на анализ личностных

проекций участников, углубление обратных связей, отрефлексирование стилей взаимодействия в диаде и расширение ролевого репертуара. В качестве основных психотехнических приемов используются упражнения в парах, направленные на смену позиций доминирования подчинения, рефлексию эмоциональных реакций участников на формы контроля поведения, а также типичных стратегий разрешения конфликтных ситуаций. Обсуждаемые ситуации анализируются, прежде всего, через вызываемые ими чувства и интерпретации. Также активно используются неоднократно описанные в специальной литературе рисуночные методики (например, «Я, мама и детский сад») и свободные сочинения («Портрет моего ребенка», «Я как родитель»)

Тексты сочинений «Портрет моего ребенка» и «Я как родители анализируются по

выделенным А.С. Спиваковской параметрам: общая оценка ребенка, эмоциональное отношение к ребенку, оценка деятельности ребенка, оценка собственного родительского воздействия на ребенка, преобладание тех или иных временных планов в описании ребенка. Также могут быть использованы неоконченные рассказы, в которых описаны типичные конфликтные ситуации, где главный герой — ребенок, а родитель должен закончить рассказ так, как ему кажется, закончил бы рассказ его собственный ребенок.

Итоговые занятия (1-2) в целом посвящены построению каждым участником своего Я-

прогноза в родительской позиции. Используемые приемы включают в себя довольно широкий спектр гештальт - ориентированных психотехник («волшебная таблетка», «времена года моей души», «зеркало Снежной королевы» и пр.). При условии благоприятных сдвигов в родительских позициях и созданной атмосферы взаимного доверия и доброжелательности возможно объединение детей и родителей одном из итоговых занятий. При этом эффективно использование сказок, посвященных детско -родительским проблемам (примеры их можно найти в лингафонных курсах сказкотерапии) с последующим рисованием и обсуждение (индивидуально и коллективно) в паре или всей группой, причем на начальном этапе родитель работает в паре с чужим ребенком и лишь потом со своим собственным.

Распространение информации о недопустимости проявления жестокого обращения с детьми,  а также о его альтернативе – гармоничных отношениях в семье, их преимуществах и доступности, является важным условием профилактики жестокого обращения с детьми.

В процессе  профилактики жестокого обращения с детьми мы:

•        оформили информационные стенды для разных целевых групп (родителей, детей, педагогов). (приложение 8).

•        вместе с детьми и родителями распространили информационные листки с контактными данными учреждений, оказывающих помощь детям в случаях семейного и иного насилия;

•        разработали и распространили тематические профилактические буклеты, ориентированные на разные целевые группы  (приложение 9).

В качестве примера рассмотрим проведенную нами в апреле 2018 года акцию «Нет жестокому обращению». Ежегодно во многих странах мира апрель объявляется месяцем по предотвращению насилия над детьми. Эта традиция взяла начало весной 1989 года, когда жительница США Бонни Финей узнала о смерти своего четырехлетнего внука, погибшего от жестокого обращения в семье. Во время похорон внука она привязала синюю ленту к антенне своей машины. Синий цвет ленточки должен напомнить о цвете синяков на телах детей, а акция – о необходимости борьбы с жестоким обращением с детьми.

Поэтому у участников подготовленной нами акции и всех желающих к  одежде  была привязана синяя лента, своеобразное обязательство никогда не совершать насилия над детьми. В рамках акции было распространено более 200 плакатов, буклетов, памяток и синих лент.

 Цель акции: привлечение внимания родителей к проблеме жестокого обращения с детьми в семье посредством проведения социальных (информационных) акций.

Задачи:

- формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;

- повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях;

- информирование несовершеннолетних о местах и видах необходимой помощи в случаях проявленной в отношении них жестокости со стороны взрослых;

- повышение правовой грамотности несовершеннолетних в вопросах защиты своих прав;

- повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;

- распространение информации среди разных групп населения.

Целевые группы:

•        дети и родители;

•        дети, пострадавшие от жестокого обращения и преступных посягательств;

•        дети из семей с риском жестокого обращения; дети из семей, находящихся в социально опасном положении;

•        родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей; социально неблагополучные семьи.

Этапы подготовки и проведения социальной акции:

1 этап: подготовительный.

Цель этапа: организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка социальной акции.

На этом этапе:

•        формировались  группы волонтеров для участия в акции;

•        собирались статистические данные   о жестоком обращении с детьми в России;

•        в образовательных учреждениях распространялись информационные листки об акции;

•        готовился информационный материал в виде буклетов, плакатов, видеороликов, каждый из которых заставлял почувствовать, увидеть, задуматься. В буклетах содержалась информация о видах и формах жестокого обращения с детьми, телефоны необходимой помощи и др.

2 этап: основной.

Цель этапа: реализация сценария социальной акции.

В ходе акции в школах и дошкольных образовательных  учреждениях г. Ишима была организована выставка для разных целевых групп под названием « Скажем жесткости «НЕТ», экспонатами которой стали плакаты, фотографии и рисунки о жестоком обращении с детьми (приложение 10).

В ходе выставки нами было показано родителям более 10 видеороликов о жестоком обращении с детьми («Интернет дороже сына», «Не бейте детей», «Жестокое обращение с детьми» и др.).

Кроме того, в рамках акции  проходили встречи с детскими психологами и семинар для родителей. Акция завершилась в социально-реабилитационном центре «Согласие». В этот день здесь проходил конкурс рисунков и плакатов среди детей на тему «Детство под защитой».

Во дворе детского сада «Гнездышко» города Ишима нами был организован флэшмоб «Мы против жесткости», в небо было запушено 30 синих шаров.

В рамках акции состоялась презентация разработанного нами пособия для родителей «Детский мир без жестокости и насилия» (приложение 11).

  3 этап: аналитический.

Цель этапа: подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.  

Кроме того, распространение информации о недопустимости проявления жестокого обращения с детьми,  а также о его альтернативе – гармоничных отношениях в семье, их преимуществах и доступности, осуществлялось в День спонтанного проявления доброты (17 февраля),  Международный день защиты детей (1 июня), Всемирный день детей (20 ноября), Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля), Международный день семей (15 мая). Мы проводили информационные компании на базе дошкольного образовательного учреждения: распространяли буклеты, листовки, плакаты о недопустимости проявления жестокого обращения с детьми,  а также о его альтернативе – гармоничных отношениях в семье, их преимуществах и доступности  посредством  безадресной рассылки по почтовым ящикам в подъездах,  на щитах объявлений, которые специально установлены для этих целей во дворе, разбрасывали  тематические профилактические плакаты, буклеты, памятки и листовки по почтовым ящикам в подъездах домов, по согласованию с испытуемыми семьями  делали свою собственную тематическую рассылку.

В рамках реализации этого условия нами:

•        распространялись информационные листки с контактными данными учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам в случаях семейного и иного насилия;

•        распространялись тематические профилактические плакаты, памятки, буклеты, листовки, включающие информацию о формах, видах, последствиях жестокого обращения с детьми, об ответственном родительстве и т.п.

•        рассылались видеоролики о недопустимости жесткого обращения с детьми (приложение 12).

План мероприятий  в МА ДОУ ЦРР детский сад № 19 «Гнездышко» город Ишим

на 2017– 2018  учебный год

по противодействию  жестокому обращению  с детьми.

СЕНТЯБРЬ

Направления

Мероприятия

Ответственные

  1. Диагностическая работа

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий, игр, на прогулке.

Воспитатели

Формирование электронного банка социально-незащищенных семей:

  • Список неполных семей
  • Список воспитанников из неполных семей
  • Список малоимущих семей
  • Список воспитанников из малоимущих семей
  • Список многодетных малоимущих семей
  • Список воспитанников  из многодетных малоимущих семей
  • Список семей, имеющих детей-инвалидов
  • Список  семей, являющихся безработными
  • Список опекунских и приемных семей
  • Список семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП).

Педагог-психолог

Выявление семей, в которых дети могут подвергаться жестокому обращению.

Педагог-психолог

Составление социального паспорта ДОУ.

Воспитатели

Педагог-психолог

Диагностическая методика «Рисунок семьи» по методу Кормана

Педагог - психолог

Диагностическая методика «Тест на определение уровня тревожности»

Педагог - психолог

  1. Профилактическая работа с воспитанниками

Ежедневный контроль за посещением воспитанников и оперативное принятие мер по выяснению причины не посещения ДОУ.

Воспитатели

Педагог-психолог

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Наблюдение  за семьями и выявление неблагополучия в семье.

Воспитатели

Педагог - психолог

Выявление и учет семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Педагог - психолог

4.Коррекционная работа

Создание системы сбора и анализа информации, учета и контроля за решением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Педагог - психолог

Отслеживание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и применение срочных мер для создания условий жизнеобеспечения детей и подростков.

Воспитатели

Педагог - психолог

Октябрь

Направления

Мероприятия

Ответственные

1.Диагностическая работа

Диагностика по оценке уровня дезадаптивности воспитанников к условиям ДОУ «Межличностные отношения»

Педагог - психолог

Диагностика поведения  – методика «Дерево»

Педагог - психолог

Диагностическая методика «Мультфильмы  о моей семье»

Педагог - психолог

2.Профилактическая работа с воспитанниками

Изучение семейных отношений.

Воспитатели

Педагог - психолог

Индивидуальная работа с воспитанниками, находящимися в «зоне риска».

Воспитатели

Педагог - психолог

Беседы медицинской сестры с родителями

Медицинская сестра

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Беседы с родителями «Мои методы воспитания»,  «Мудрость родительской любви»

Педагог - психолог

4. Коррекционная работа

Коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в общении (тренинг «Я среди людей»

Педагог - психолог

Круглый стол для родителей «Что можно, что нельзя»

Педагог – психолог

Старший воспитатель

Воспитатели

Тренинговое занятие детей и родителей «Взаимодействие взрослых и детей»

Педагог - психолог

Ноябрь

Направления

Мероприятия

Ответственные

1.Диагностическая работа

Проведение теста – опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

Педагог - психолог

Анкета для родителей с помощью опросника Баса - Дарки

Педагог - психолог

Тест определения стрессоустойчивости «Стрессоустойчивый ли вы?»

Педагог - психолог

2.Профилактическая работа с воспитанниками

Проведение цикла профилактических бесед с детьмви:

1. «Я и моя семья» .

2. «Я и мой мир».

3. «Я и мои друзья»

Педагог – психолог

Старший воспитатель

Воспитатели

Изучение семейных отношений.

Воспитатели

Педагог - психолог

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Выступление на  общем родительском  собрании на тему: «Законодательство для родителей о воспитании детей».

Зам.заведующей

Педагог – психолог

Старший воспитатель

Воспитатели

Организация и проведение  мероприятий, посвященных Дню матери

Музыкальный руководитель

4. Коррекционная работа

Проведение тренингового занятия с воспитанниками  «Умеем ли мы общаться».

Педагог - психолог

Ролевая игра «Решение конфликтных ситуаций»

Педагог - психолог

Тренинговое занятие «Дикое животное»

Педагог - психолог

Декабрь

Направления

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

Проведение диагностики «Письмо маме».

Педагог - психолог

Методика выявления  тревожности у дошкольников

Педагог - психолог

Методика измерения родительских установок и реакций

Педагог - психолог

2.Профилактическая работа с воспитанниками

Мероприятие с воспитанниками  «Это вся моя семья»

Педагог – психолог

Воспитатели

Беседы с воспитанниками

Воспитатели

Конкурс фотографий «Лучший семейный снимок», «Мое семейное древо»

Педагог – психолог

Воспитатели

Изучение семейных отношений.

Педагог – психолог

Воспитатели

Индивидуальная работа с воспитанниками, находящимися в «зоне риска»: из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Педагог – психолог

3. Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Проведение практико-ориентированного семинара для родителей на тему: «Право ребенка на защиту от всех форм жесткого обращения».

Зам. заведующего

Педагог – психолог

Старший воспитатель

Воспитатели

Совместная подготовка родителей и детей к празднованию Нового года

Зам. заведующего

Педагог – психолог

Старший воспитатель

Воспитатели

4. Коррекционная работа

Индивидуальные беседы с родителями. Поиск выхода из сложных ситуаций.

Педагог - психолог

Игровой тренинг «Неделя толерантности»

Педагог - психолог

Январь

Направления

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

Анкетирование

Анализ и подведение итогов по результатам анкетирования.

Педагог - психолог

Методика исследования уровня эмпатийных тенденций

Педагог - психолог

Анкетирование родителей «Проблемы, с которыми сталкивается семья»

Педагог – психолог

Воспитатели

2.Профилактическая работа с воспитанниками

Конкурсно – развлекательная программа «Давайте будем добрыми»

Педагог – психолог

Воспитатели

Проведение бесед на тему «Безопасное поведение»

Педагог – психолог

Воспитатели

Изучение семейных отношений.

Воспитатели

Индивидуальная работа с воспитанниками, находящимися в «зоне риска» - дети-инвалиды.

Воспитатели

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Родительский лекторий «Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление»

Заместитель заведующего

Воспитатели

Посещение семей, стоящих на учете в органах  ОВД, КДН и ЗП

Педагог – психолог

Воспитатели

4.Коррекционнаяработа.

Тренинговое занятие для родителей и детей «Давайте говорить комплименты»

Педагог - психолог

Февраль

Направления

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

Диагностика: Тест «Рисунок семьи»

Педагог - психолог

Анкетирование на выявление агрессивного поведение

Педагог - психолог

2.Профилактическая

 работа с воспитанниками

Проведение  бесед на тему «Что такое агрессия?

Воспитатели

Изучение семейных отношений.

Воспитатели

Индивидуальная работа  с воспитанниками, находящимися в «зоне риска»: собеседование с детьми из неполных семей.

Педагог - психолог

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Проведение цикла бесед с родителями на родительских собраниях:

  • «Наши дети нуждаются в защите»;
  • «Лишение родительских прав - тенденция роста»;
  • «Жестокое отношение к детям – примета времени».

Заместитель заведующего

Педагог - психолог

4.Коррекционная работа.

Проведение семинара «Как работать с неблагополучными семьями?»

Педагог - психолог

Привлечение пап и их участие в празднике

Зам. заведующей

Тренинги на снятие агрессии «Пара ласковых», «Рисунок», Фигура»

Педагог - психолог

Март

Направления

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

Диагностическая методика «Самые памятные события, которые произошли в нашей семье»

Педагог - психолог

2.Профилактическая работа с воспитанниками

Проведение бесед с воспитанниками на темы:

  • Права и обязанности детей
  • «Если меня обижает папа»
  • «Если в семье конфликт».

Педагог – психолог

Педагог – психолог

Воспитатели

Индивидуальная работа  с воспитанниками, находящимися в «зоне риска»

Воспитатели

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Проведение цикла бесед с родителями на родительских собраниях

Администрация

Педагог – психолог

Воспитатели

4.Коррекционная работа

Участие родителей в празднике, посвященном 8 марта

Педагог – психолог

Воспитатели

Тренинг по прогнозу ожидаемого поведения от родителей  и от детей в различных ситуациях

Педагог - психолог

Апрель

Направления

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

Диагностика по определению одаренности детей

Педагог – психолог

2.Профилактическая работа с воспитанниками

«Профилактический день»  встреча с работниками КДН и ОВД.

Администрация

Педагог – психолог

Воспитатели

Анкетирование

Педагог – психолог

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Организация и проведение общего родительского собрания «Жестокое отношение к детям – примета времени».

Администрация

Педагог – психолог

«День общения с родителями» - встречи, собрания, мероприятия совместно детей и родителей

Администрация

Педагог – психолог

Воспитатели

4.Коррекционная работа.

Тренинг «Стиль моего поведения»

Педагог - психолог

Май

Направления

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

Анкета «Моя семья»

Педагог - психолог

2.Профилактическая работа с воспитанниками

Проведение дня здоровья

Инструктор по физической культуре

Мероприятие, направленные на защиту от всех видов насилия «МЫ вместе…»

Педагог - психолог

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Организация и проведение  мероприятий, посвященных Дню семьи.

Администрация

Педагог – психолог

Воспитатели 

Проведение игры «Семейная творческая лаборатория» для совместного проведения с родителями и детьми

«Личная и общественная безопасность» для совместного проведения с родителями и детьми

 Администрация

Педагог – психолог

Воспитатели 

4.Коррекционная работа

Подведение итогов работы за год

Администрация

Педагог – психолог

Воспитатели 

Список литературы

  1. Бодалев,  А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика./ А.А. Бодалев - СПб, 2002. – 440с.
  2. Варга,  А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей// «Вестник Психология»№4.- 1986.
  3. Воробьёва, К.Н. Развитие антропологического подхода в педагогике семейного воспитания во второй половине XIX начале XX// Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата педагогических наук ГОУ ВПО КГПУ им. К.Э.Циолковского на кафедре педагогики начального обучения./ К.Н. Воробьёва - М.,2007.
  4. Доронова,Т. НГлушкова., Г.В., Гризик Т. И. и др Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. / Т. Н. Доронова - М.: 2005. — 190с.
  5. Додокина, Н.В., Евдокимова Е.С.. Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. / Н.В.  Додокина. - М.: 2007. – 144с.
  6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями./ Т.Н.  Доронова– М.: 2002. – 120с.
  7. Демьянов, Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии./ Ю.Г. Демьянов – СПб, 1999. – 224с.
  8. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. / Е. С. Евдокимова - М.: 2005. — 95с.
  9. Захаров,  А.И.   «Как     предупредить     отклонения     в     поведении     ребёнка» / А.И Захаров - М., «Просвещение»,1986г.
  10.  Зверева, О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста./ О.Л.  Зверева – М., 2009. – 256с.
  11. Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении./ О.Л. Зверева - М.: 2005 – 112с.
  12. Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении. / О.Л. Зверева - М.: 2005 – 112с.
  13. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. / О.А. Карабанова - М.: 2008. – 320с.
  14. Козлова,  А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Методические рекомендации./ А.В.  Козлова – М.: 2008. – 112с.  
  15. Конвенция о правах ребёнка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, ратифицирована и вступила в силу 15.09.1990 г. // «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
  16. Лютова, Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Е.К.  Лютова. - СПб, 2008. – 190с.
  17. Лютова, Е.К., Монина Г.Б.Тренинг общения с ребёнком./ Е.К. Лютова. -  СПб, 2008. – 176с.
  18. Меренков, А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. / А. В. Меренков. - Екатеринбург, 2005. — 143 с.
  19. Микляева, Н. В., Мишина Т. С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения. / Н. В. Микляева. -  М.: 2005. — 76с.
  20. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. / Н. В. Микляева -  М.:2006. – 144с.
  21. Монина, Г. Б., Лютова- Робертс Е.К.Коммуникативный тренинг. / Г. Б. Монина - СПб., 2007. – 224с.
  22. Носова, Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад. / Г. Б. Монина - СПб,2009 – 80с.
  23. Павлов, И.В.Общение с ребёнком: тренинг взаимодействия./ И.В.  Павлов -  СПб, 2008. – 87с.
  24. Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей. //Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1./ И.Г. Песталоцци - М.: 1981.       с.61-213
  25. Роджерс, К. Эмпатия//Психология эмоций: Тексты./ К. Роджерс – М., 2002. – 672с.
  26. Фурманов,  И.А.    Детская   агрессивность:   психодиагностика   и   коррекция./  И.А. Фурманов   —   Мн.: Ильин В.П., 1996. — 192 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка....

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю люб...

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ. Буклет

К формам жестокого обращения с детьми относится: физическое, сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка и психологическое подавление личности. Последнее происходит практически в кажд...

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье.Буклет

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ. Буклет...

Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”....

Буклет "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье"

Детям не нужны назойливые поцелуи, неискренние комплименты, но для них очень важно слышать: «Ты мне дорог!», «Как хорошо, что ты есть!», «Я люблю тебя таким, какой ты ест...

Особенности профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации

В статье впервые предпринимается попытка рассмотреть особенности профилактики жестокого обращения с детьми в условиях дошкольной образовательной организации, а также определены возможности для организ...