"От жеста к танцу" (консультация для воспитателей)
материал

Гаврилястая Ирина Павловна

"От жеста к танцу" (консультация для воспитателей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_zhesta_k_tantsu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                             ОТ ЖЕСТА К ТАНЦУ.                                                  

                     (консультация для воспитателей).

        Различные музыкальные ритмы по – разному действуют на состояние человека, на деятельность его внутренних органов и работоспособность мышц. Не случайно с древних времен выделяют так называемые танцевальные и маршевые ритмы, пробуждающие бодрость и стремление к движению.

 Пляска и танец активно помогают здоровому развитию костно-мышечной системы и формированию правильной осанки. А правильная осанка не только красива. Она обеспечивает нормальное положение и функционирование здоровья, что немаловажно в работе с  детьми нашего д/сада. Занятия танцами воспитывают в дальнейшем чувство контроля  за своими движениями, правильную осанку, координацию движений, а,  следовательно, будут способствовать укреплению здоровья ребенка.

 Удалой и веселый, спокойный и плавный танец по нраву каждому. В нем, как и в песне, есть все: мысли и чувства, душа и характер, образ и движение. Трудно оставаться равнодушным при звуках замечательной танцевальной музыки, от которой ноги сами просят пуститься в пляс.

Особенно любят танцевать дети. Энергия внутренних сил ребенка требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении.

  Главная идея методики обучения муз.-ритмическим движениям – научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных). Ребенку легче осмысливать и воплощать танцевальные образы, если танец имеет сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных  событиях, с  участием взаимодействующих между собой разнохарактерных персонажей.

 Вначале  дети начинают осваивать простейшие упражнения и этюды, с помощью которых учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др.

А затем дошкольники учатся осмыслено, артистично исполнять развернутые сюжетные танцы и муз.- пантомимические спектакли, а также импровизировать собственные танцевальные композиции.

 Другими словами  обучение строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него – к  «композиционному» творчеству в танце.

                 Что же такое танец?

Танец – это муз.-пластическое искусство, отражающее окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал, осмысливал в танце свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми, рассказывал о происходящих событиях (вспомнить хотя бы ритуальные танцы, танцы народов Африки, танцевальные композиции о жизни богов в Японии). Известный балетмейстер К.Я. Голейзовский подчеркивал: «…Народная пляска – не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно текущая речь, сознательно развивающаяся перед зрителем, рассказ на определенную тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, понятная картина окружающего». «Танец – это не просто движение. Это образ. Если ты изображаешь женщину, то ты должна быть обворожительной.» (напутствие учительницы танцев из к/ф)

Главное средство создания художественного образа в танце – это  движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни.  

Так по движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим, желании воздействовать на них и даже о личностных свойствах и профессиональной принадлежности. Каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, т.е. имеем некоторое значение.

                                              -2-                                                                «от жеста к танцу»

Несмотря на то, что в ходе развития танцевального искусства отдельные выразительные движения видоизменялись, заострялись, становились более условными, тем не менее они не превратились в бессмысленные «схемы»: в каждом из них можно увидеть то или иное значение. Для выражения общей идеи, передачи сюжетного значения подбираются именно те движения, которые в наибольшей степени способствуют такому выражению.

В танце используются 2 вида движений: танцевальные движения и пантомима.

 Танцевальные движения -  это обобщенные движения, которые мало походят на бытовые, они достаточно условны, отличаются от своей первоосновы и обладают особой выразительностью. Например, притоп – имеет свой «прообраз» в бытовой пластике. Человек, настаивая на своем, топает ногой: «Быть по- моему!» или дети, добиваясь от взрослого чего-либо, топают ногами. Внешняя форма ударов ногами об пол в пляске видоизменяется. Они могут быть одинарными, могут многократно повторяться, исполняться с ритмическим рисунком («ключ»), дополнятся другими плясовыми элементами . За счет этого движение становится более «выпуклым», более выразительным, приобретает оттенки – выразительные нюансы.

                       ВЕСЕЛЫЙ КАБЛУЧОК.

Притопы – одно из основных движений танца. Они соответствуют веселой, плясовой музыке и передают ее ритмический рисунок. При энергичных, сильных притопах ногу следует поднимать выше и быстрее, а опускать чуть тише. Колено опорной ноги должно слегка пружинить. Старшие дети могут выполнять с поворотом колени.

                         Я НАСТОЙЧИВАЯ!

Надо следить, чтобы при повторении пляски дети поменяли ногу и чтобы, топая, не выносили ногу далеко вперед. Руки при этом движении лучше всего ставить кулачками на пояс, что поможет сохранить осанку.

                        ТОПОТУШКИ.

Притопы двумя ногами поочередно – это быстрые топочущие шаги на месте. При их выполнении колени должны сгибаться, корпус следует держать прямо. Движение всегда соответствует задорной, шутливой музыке.

                 Я ВЕСЕЛАЯ.

Переменные притопы делаются то одной, то другой ногой, с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной: на «раз» - топнуть впереди себя; на «два» - приставить ногу к ноге; потом то же с другой ноги. Чем старше ребенок, тем более быстро могут исполняться притопы. Корпус во время движения необходимо держать прямо, чтобы осанка помогала отразить движением.

Главное, чтобы ребенок не просто выполнял выученные движения, а чувствовал характер мелодии, передавал его в движениях:

Вальс – плавные, изящные движения рук, головы;

Полька – легкие, быстрые движения, немного сдержанные, более четкие;

Весёлая плясовая – движения широкие, отрывистые, дробные, с удалью;

Хоровод – движения плавные, корпус почти неподвижный, «как лебедушка плывет»;

Современные ритмы – движения четкие, немного сдержанные, с использованием хлопков и небольших прыжков.

(выполнение пружинки в разных стилях).

Пантомима – менее условна, она ближе к бытовой пластике. Однако в танце пантомима становится более танцевальной, подчиняется ритму музыки. Напр., изображение грусти в театре – исполнитель склоняет вниз голову, опускает плечи. В «танцевальном варианте» движения более утрированны (дополняются движения рук, головы и т.д.), движения более широкие, выразительные.

                                                   -3-                                                              «от жеста к танцу»

Специфической особенностью танцевального искусства является органичная связь его языка с языком музыки. Танец невозможен без музыки, будь то простой аккомпанемент хлопков и притопов, или сложное симфоническое произведение. Музыка задает не только темповые, ритмические, динамические характеристики танца, но может стать и основой его образного содержания. Эстетическую ценность танцевального «текста» во многом определяют художественные достоинства музыкального произведения.

Танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития детского творчества.

Формирование у дошкольников творчества в танце предусмотрено Программой музыкального воспитания в детском саду (по разделу «Музыкально-ритмические движения»). Наблюдения выявляют, что дошкольники, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и  двигательных навыков, тем не менее в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий:

  1. отказываются от таких заданий,
  2.  пытаются выполнить их, но не показывают творчества (детские импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются, стереотипны и неоригинальны, сами дошкольники мало эмоциональны).

Причина подобных явлений:

  1. в процессе обучения дети механически заучивают движения
  2. при разучивании движений используется не отрывки музыки, а счет
  3. выразительные значения движений не разъясняются взрослыми;
  4.  Программа музыкального воспитания в детском саду предусматривает небольшое количество сюжетных танцев;
  5. несмотря на относительное соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», обучению не достает продуманной систематичности. Объем движений определяется конкретной потребностью использования их в той или иной композиции.

Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений.

Оно предполагает прежде всего:

  1. понимание  значений этих движений,
  2.  умение  с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа,
  3. умение связывать эти «единицы » языка движений в  «речевые» построения.

Для этого требуется целенаправленное обучение их этому языку, а именно;

-  познакомить детей с отдельными движениями и с принципами их изменения, варьирования;

-  познакомить с простейшими приемами композиции танца, т.е. перейти к творческим танцевальным проявлениям детей.

  Детское танцевальное творчество может быть 2 видов:

  1. детское исполнительское творчество  - это выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.(все передают образ зайчиков, но каждый по- своему)
  2. детское «композиционное » творчество - это создание новых (т.е. не известных детям по обучению) музыкально-пластических, танцевальных образов, которые оформляются в более или менее целостной танцевальной композиции.(напр.,  в этим летом девочки гр. 8 придумали несколько  танцевальных композиций к песням).

Показателями творчества могут быть:

                                   -4-                                                                           «от жеста к танцу»

  1. удачный подбор движений или пластического, танцевального образа

                             

  1. комбинирование известных движений
  2. импровизация новой выразительной пластики
  3. самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по игровой (сценической) площадке.

Задача взрослого – помочь ребенку объединить последовательность этих движений в несложную по строению композицию, придать им изящество и выразительность. Сделать это не составляет большого труда и не требует специальной подготовки. Любой танец можно построить, чередуя и варьируя самые элементарные движения руками, ногами, корпусом, головой. Главное – всегда очень внимательно слушайте музыку, определите характер; она обязательно подскажет, какое движение выбрать: меняется мелодия – меняется движение, повторяется звучание – можно повторить и движение. Очень хорошо, если, объяснив ребенку, какими движениями можно пользоваться во время танцев, вы предложите ему самостоятельно подобрать наиболее подходящие из них к услышанной мелодии.

В процессе обучения  танцевальным  движениям и жестам используются несколько методов.

1. вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание муз . произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

2. выразительный показ движений, танцевальных композиций (педагогом или ребенком)

3. словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений

4. Образный рассказ побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии, воображения.

 

Работа над танцевальными движениями во многом аналогична, но имеет свои особенности.

Сначала педагог вместе с детьми вспоминает простейшее движение, которое они знают. Для этого часто используют так называемые подговорки. Подговорка – это малый фольклерный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует качественному усвоению танцевальных движений, передаче образа движения. Напр., «Гармошечка»:

Я «гармошечку» танцую                            

Раз, два, три, четыре, пять.

Пою песню заводную,

Выходи ко мне плясать!

           Ставлю ногу на носок, а потом на пятку.

           И три раза постучу, глядя на ребяток (материал можно взять у муз. руководителей).

Затем это движение усложняется, изменяется, варьируется. Взрослый показывает как в результате добавления к нему тех или иных элементов меняется общий смысл движения. При этом важно обратить внимание на то, что включение в общее движение корпуса, головы, рук еще больше расширяет диапазон его значений. Словесный анализ движения, выявление зависимости его выразительности от способа выполнения помогает детям осмысленно овладевать языком движений. (соврем. ритмы «Лыжник» - «горнолыжник»-2 варианта). В дальнейшем ребенку придумать новые варианты этого движения.

(ЧТО БЫ ВЫ МОГЛИ ПРЕДЛОЖИТЬ? – в конце прыгать с «трамплина» или съезжать с «ровной горки», показать, как снежинки взлетают их под лыж).

                                    -5-                                                                           «от жеста к танцу»

 Хорошо бы это движение включить в знакомый танец или под новую мелодию (напр., «Здравствуй, Дед Мороз» Семенова).      

Практикум: Упр. «Зажги нам елку, Дед Мороз!» (звезда; большие фонарики на верхушке елки; огоньки бегут сверху вниз; звездочки сверкают; хлопушки; свечки) - упр. на творчество: «Если б я был Дед Мороз, то зажег бы елку так…» - показ (ЧТОБЫ ВЫ ПОКАЗАЛИ?).

Знакомство детей с жестом начинается с того, что

1.   детям сообщается его значение. При этом чаще всего сопоставляются два движения противоположные по значениям. Сравнения контрастных движений помогает детям лучше осознать их смысл и различия в выполнении.

2.  дети без муз. сопровождения проговаривают определенные слова, которые раскрывают значение этого жеста (произносить надо с выразительной интонацией).  

3.  А затем пропевается в соответствии с мелодией вначале вслух, потом «про себя». Это помогает сделать движения более выразительными, почувствовать характер музыки, выполнять движения ритмично.

 (упр. «Прошу –  не надо!»)

Затем дети учатся музыкально отвечать жестом на жест или движением на движение. Для этой цели движение включается в игровую ситуацию, построенную на взаимодействии партнеров. Партнером может быть взрослый, другой ребенок или игрушка. Сначала ребенок отвечает тем же движением или жестом. В последствии может отвечать другим жестом или движением.

После чего предлагается небольшая композиция или сюжет. Задача этого периода обучения – научить детей общаться во время танца:

- смотреть друг на друга,

- мимика их лиц и пластика жестов должна передавать заданный музыкой характер,  

- чередование «реплик» должна соответствовать изменениям в музыке.

 («игра в снежки» - 1. кидают снежки одновременно все дети, 2. кидают снежки по очереди, 3. мальчики кидают, девочки отворачиваются).

Такой путь изучения танцевальных движений и жестов помогает ребенку

- увидеть одно и то же движение в новом виде,

- интерес к обучению не пропадает, а наоборот обогащается новыми красками

- двигательный навык развивается гармонично и всесторонне

- создаются предпосылки для «композиционного» творчества дошкольников в танце, т.е. с детьми уже можно начать работу над  муз. спектаклями с использованием танцевальных композиций. Думаю, у многих воспитателей в прошлом году в этом плане были затруднения.

Как же работать над муз. –танц. композициями в спектаклях?

  1. работа начинается с подбора музыки для каждого героя.
  2. затем с детьми прослушиваются муз. произведения, предлагается догадаться о появлении и действиях персонажей сказки.
  3. затем идет серия занятий по одному или двум образам. С чего начать работу над образом?

         - с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, ее выразительные особенности, дети пытаются определить «про кого она рассказывает?», каков  характер этого персонажа, что он может делать, как двигаться и т.д.

         - взрослым составляется короткий образный рассказ на основе высказываний детей

         - детям предлагается самостоятельно показать этот образ в действии под музыку

                                               

                                                     -6-                                                        «от жеста к танцу»

 - затем педагог начинает направлять творческий  поиск ребенка (задает наводящие вопросы  о характере и действиях персонажа, уточняет, объясняет и т.д.).  В крайнем случае (если не помогают другие методы) дает прямой показ движений или отдельных фрагментов. Из практики могу сказать, что лучше давать 2-3 варианта. В этом случае ребенок

запоминает не отдельные движения, а суть образа, что ведет к проявлению творчества у детей.

      - после уточнений и высказывания пожеланий, дети выступают подгруппами – часть детей передает образ, часть детей смотрит. «Зрители» отмечают наиболее выразительное исполнение или  отдельные приемы. Такой анализ работы других детей еще раз заставляет их уточнить свои представления об образе. Взрослый отмечает удачные, даже самые маленькие, находки детей.

  1.  Коллективно назначаются роли – те дети, у которых были наиболее удачные попытки в передаче образа.
  2. разрозненные эпизоды собираются воедино, и дети исполняют всю сказку целиком, попеременно меняясь ролями. ( муз.-танц. сказка «Кто сказал «Мяу!»?» гр.3). Желательно при этом сформировать 2-3 состава выступающих, что позволит охватит всех детей группы.

В заключении несколько слов о позиции педагога в процессе развития детского танцевального творчества. На первых порах, пока у ребенка мало инициативы в решении творческих заданий, взрослый побуждает его задуматься над решением, сравнить между собой предложенные варианты и выбрать один из них. Для этого используются приемы :

- разъяснения

- наводящие вопросы

- показ движений и т.д.

Самостоятельный выбор варианта решения  из нескольких предложенных становится преддверьем творчества. Педагог в этот период «ведет ребенка за собой».

   Но когда у ребенка накоплен опыт, работает фантазия, педагог «идет за ребенком» и даже – в определенном смысле – может у него поучиться у него творчеству. У взрослого на этом этапе может появиться искушение вернуть детей к собственному, ожидаемому варианту решения, т.к. оно кажется ему «более привлекательным». Важно в этом случае помнить, что возможен широкий спектр  пластических решений.

 Иными словами, чтобы развивать у детей способность творить, необходимо самому быть в широком смысле слова «открытым для творчества».

                                                                                               Составила Гаврилястая И.П.

                                                                                             На основе кн. Е.В. Горшковой

                                                                                             «От жеста к танцу», 2002г.

                                                                                                      2019г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного занятия по музыкально-ритмическим движениям с использованием жестов и имитационных движений "Весенний дождь" для детей дошкольного возраста

Использование жестов и имитационных движений на музыкально-ритмических занятиях с детьми с выраженной умственной отсталостью....

Мимика и жесты

В последнее время родители с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.     Общение – это процесс, который...

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений

Конспект занятия  для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений Цель: Дать детям представление о различных способах и средствах коммуникации с   окружающими; о  ва...

Консультация для воспитателей "Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма"

Краткие теоретические вопросы о развити чувства ритма детей дошкольного возраста и возможности использовать музыкальные игры в условиях совместной деятельности восптателя и детей в режимных моме...

Мастер-класс для воспитателей «Игры на выразительность жестов (движений и мимики) детей дошкольного возраста»

Цель: актуализировать знания воспитателей о невербальных средствах общения в имузыкально-игровой деятельности дошкольников....

Развиваем танцевальное творчество детей современными танцами (консультация для родителей)

Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Они дают возможн...