Игры с детьми на участке зимой
статья
Предварительный просмотр:
Игры с детьми на участке зимой
Актуальной задачей в настоящее время является формирование общей трудовой направленности и деятельности посредством правильной организации совместного труда детей со взрослыми. Воспитание на примере трудовой деятельности взрослых – одна из важнейших задач дошкольного учреждения.
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача родителей и воспитателей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Особое внимание А.С.Макаренко уделял приучению к труду самых маленьких. Он подчеркивал, что надо воспитывать «не молодую рабочую силу», а творческих людей труда. Очень важную роль в этом играет организация труда.
Сколько радости, веселья, удовольствия доставляют детям зимние прогулки. Снег является прекрасным строительным материалом. Заранее планируется расположение снежных построек для обеспечения двигательной активности детей, их трудовой деятельности, наблюдения за природой.
Для работы со снегом детям всех возрастов потребуются:
- деревянные, пластмассовые лопаты, совки;
- большие машины, тележки для перевозки снега;
- ведерки, лейки, формочки для изготовления снежных пирожков и тортов;
- печатки для получения фигурных оттисков на снегу.
- полиэтиленовые тазы разных размеров для формовки снега и приготовления «снежного теста»;
- ящики и рамки для изготовления снежных кирпичей;
- формочки разного вида и размера для украшения построек деталями из сырого снега и изготовления цветных ледяных фонариков, цветов;
В группах младшего дошкольного возраста знакомим малышей со свойствами снега (холодный, белый, тает), учим правильным навыкам обращения с лопатками, приучаем помогать взрослым в уборке снега, в сооружении несложных построек, воспитываем самостоятельность, формируем элементы коллективных действий.
Не надо подключать ребят к работе над сложными сооружениями, требующей длительного времени. На участке постройки сооружают воспитатели, а малыши помогают им. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду, а словесное пояснение взрослым своих действий помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.
Например, сгребая снег в кучу с определенного участка, говорит: «Ребята, смотрите, какая маленькая кучка снега. Помогите мне, пожалуйста, сгрести снег!».
К работе приобщаем 5-6 детей. Можно предложить малышам взять ведерки, лопатки и показать им, откуда можно принести снег. При этом воспитатель помогает детям советом, действиями, вместе с ребятами несем снег к будущей постройке. Спрашиваю: « Как вы думаете, что можно сделать из этой кучи снега?» Катя предложила сделать горку, Максим – прорыть тоннель, Миша – сделать ступеньки. Сделав в сугробе несколько углублений, решили, что это будет теремок. По окошечкам ребята рассадили игрушки и стали обыгрывать постройку.
Таким же образом можно приобщить малышей к сооружению загородок для игрушек, мебели для кукол, снежной клумбы. Впечатляющим игровым моментом является для малышей украшение клумбы из снега ледяными цветами. Цветная вода разливается в формочки, в них вставляются палочки или ветки, которые вмораживаются в образовавшийся лед. Если взяться за ветку и опустить формочку в ведро с теплой водой, то формочки тут же отпадут и получится ледяной цветок на ножке. Малышам нравится наблюдать этот процесс, особенно когда воспитатель вручает ребенку яркий, прозрачный, искрящийся на солнце цветок и предлагает самому посадить его.
Воспитатели лепят в присутствии детей несложные снежные фигуры: зайчика, мишку, котика и др. После этого водят с детьми хороводы вокруг них.
Во второй младшей группе развиваем у детей желание трудиться, формируем самостоятельность, стремление достигнуть результата, воспитываем дружеские взаимоотношения, приучаем по собственной инициативе приходить на помощь взрослым, сверстникам.
В этом возрасте внимание ребят становится более устойчивым, движения - более координированными. Продолжительность работы увеличиваем до 15-20 минут, переключая внимание детей от одного действия к другому. Например, сначала они нагружают снег в тележки, потом везут его к постройке, затем помогают подгребать снег и уплотняют постройку лопатой.
Малышей продолжаем знакомить со свойствами снега и льда (из сырого можно лепить, сухой – рассыпается). Воспитатель учит детей действовать лопатой, сгребать снег в указанное место, утрамбовывать его, украшать флажками и еловыми веточками от новогодней елки, которую вынесли на участок, строить домики для игрушек, делая в снежном сугробе углубления совком.
Можно научить детей сооружать горки для кукол. Для этого нужно утрамбовать лопатой вершину снежного сугроба, затем сделать спуск, проведя несколько раз лопатой от вершины горки к основанию. Воспитатель поливает спуск водой, объясняя малышам, для чего он это делает: «Чтобы горка покрылась льдом, стала скользкая, гладкая, куклы на санках будут быстро с нее съезжать».
Малышей учат мастерить снежные пирожки, торты, пряники способом формовки. Для этого используются невысокие ведерки, пластмассовые формочки. Продолжаем учить прокладывать лопатой дорожку в свежевыпавшем снегу, если он сухой и неглубокий. Малыши ходят по дорожкам, возят игрушечные санки с куклами. Дети делают на снегу узоры печатками. Для этого следует выделить небольшое пространство (1х3 м), которое огораживается низким и узким снежным валом.
Малыши наблюдают, как воспитатели, родители строят для них снежные постройки. Их побуждают к оказанию посильной помощи взрослым. Например, ребята нагружают в тележки снег и подвозят его к месту строительства, уплотняют лопатками, затем украшают постройки цветными льдинками, еловыми веточками.
Ребятам показываем прием изготовления простейших снежных фигур из двух маленьких комьев, наложенных один на другой (грибок, снеговичок, неваляшка, мишка, лягушка), побуждают детей самостоятельно слепить их. При необходимости взрослые помогают советом, действием.
В средней группе продолжаем совершенствовать умения и навыки детей в работе со снегом. Воспитываем желание трудиться, стремление доводить начатое дело до конца, формируем начала ответственного отношения к делу, приучаем самостоятельно поддерживать порядок на участке.
Дети этого возраста проявляют собственные замыслы, желание воплотить их в своей деятельности. Важно вовремя поддержать подобный интерес ребят, помочь им советом, а при необходимости принять активное участие, так как работа со снегом в этой группе в основном носит характер сотворчества детей и взрослых.
Ребята начинают чаще объединяться в коллективном труде. Воспитатели помогают им договориться и распределить обязанности, поддерживают у них радостное настроение, связанное с трудовым общением, ощущение причастности каждого к общему делу, желание добиваться хорошего результата. Наряду с организацией общего труда уделяется внимание и индивидуальному труду.
Детей учим лепить более крупные и объемные снежные фигуры. Ребята самостоятельно делают снеговику или зверям глаза, носы: подбирают материал по своей инициативе (веточки, шишки). Воспитатель предлагает им нарядить снежные фигуры. Дети повязывают матрешкам, снежным бабам косынки, шарфы, надевают фартуки, шапки, варежки.
В старшем дошкольном возрасте продолжаем совершенствовать трудовые навыки работы детей со снегом, формируем желание трудиться на общую пользу, развиваем дружеские взаимоотношения, инициативу, ответственность, умение вести себя в коллективе, анализировать свою деятельность.
Коллективный труд – основная форма организации работы со снегом старших дошкольников. Детей учим совместно планировать работу, самостоятельно распределять обязанности, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. Особое внимание уделяется качеству построек, передаче образа, их эстетическому оформлению.
Творческий труд на зимнем участке увлекает детей.
Старших дошкольников учат сооружать снежные постройки, используя чертежи, рисунки, иллюстрации, фотографии, схемы.
Когда выпадает снег, следует предложить ребятам отчертить палочками границы зимнего участка в соответствии с его планом и сделать снежные валы. С этого дня надо договориться с ребятами, что они не будут разрушать снежные валы и ходить за ними, объяснять, что там пройдет лыжня, надо будет устроить кормушки для птиц, построить лабиринт и другие сооружения.
Следующий снегопад используется для украшения валов. Снежные валы можно украсить снежными пирамидками, башенками, елочками, которые делаются из нескольких разных по величине форм, установленных друг на друга. По мере того как снег будет убираться, вырастут снежные валы. Чтобы они выглядели аккуратно, можно вырезать лопатами на них ступеньку, а убирая снег, забрасывать его за вал.
Следующий этап работы – строительство горки. При постройке горки следует учитывать, для детей какого возраста она предназначается.
Для самостоятельной художественной деятельности детей на зимнем участке можно выделить места для создания различных снежных картин. Удобны для этой цели небольшие снежные насыпи (150х120 см ). Такую насыпь дети сооружают самостоятельно по объяснению воспитателя. Картины на ней могут создаваться на обеих плоскостях. Например, рисуют елку и наряжают «шарами» - киндерами, печатают грибки и украшают их деталями от старой мозаики.
Увлекательное занятие для детей – создание различных миниатюрных снежных композиций. Дети лепят из снега различные фигурки, сооружают постройки, украшают их веточками, шишками и прочими материалами.
Важно позаботиться о птицах. Необходимо предложить ребятам построить для них снежные кормушки.
Некоторые сооружения, если они выходят за территорию зимнего участка данной группы, удобно строить вместе с соседней группой. Например, объединить в работе детей старшей и подготовительной групп для постройки спортивного лабиринта. Это сооружение можно использовать, сделав в нем преграды не только для ходьбы, но и для упражнения в равновесии, в перешагивании, спрыгивании, подлезании, перелазании.
Можно научить ребят вырезать сначала постройки: домик, ракету, затем фигуры зверей. После того как постройки будут готовы, для прочности дети обливают их водой, затем украшают вырезанными заранее деталями из ткани, бумаги.
Некоторые снежные фигуры могут не иметь целевого назначения, а использоваться как оформление участка.
Предложить детям сделать на снегу разметку для игры в хоккей, залить ледяные дорожки. Дорожки можно сделать красивыми, если предварительно вырезать цветы из ткани, клеенки, бумаги, разложить их и залить водой. Разместить их лучше вдоль снежного вала.
Хорошо научить ребят делать гирлянды из ледяных цветов, фонариков, украшать ими веранду, постройки. Гирлянду можно сделать из упаковок для новогодних детских подарков: часы, домики, елки, звезды.
Из цветного льда можно смастерить светофор. Замораживаем воду разного цвета в трех одинаковых ведерках, освобождаем льдинки и устанавливаем их в снежную нишу друг над другом.
Для украшения зимнего участка широко используются поделки, изготовленные детьми из разных материалов. Ими можно украсить постройки, веранду, снежные фигуры.
Детей старшего дошкольного возраста следует активно привлекать к постройкам на участках для малышей. Они способны к пониманию общественной пользы своего труда. Ребята гордятся тем, что их привлекают к совместной работе со взрослыми, и получают удовлетворение от того, что и они что-то вносят в общее дело, помогают взрослым.
Дети, которые не только будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У них постепенно будет формироваться психологическая готовность к труду.
Хорошо, если в работе участвуют и школьники, тогда они не будут разрушать то, что создавали своими руками.
Все рекомендованное сделать на одном участке невозможно, поэтому надо выбрать то, что целесообразно использовать с учетом местных условий.
Используемая литература:
- Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. Москва, 1983
- Буре Р.С. Воспитание дошкольников в труде. Москва, 1971
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред.Н.Ф.Виноградовой. Москва, 1989
- Дошкольная педагогика №4, 2010 Петербургский научно-практический журнал, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»»
- Дошкольное воспитание №12, Москва, 2001
- Нравственное воспитание в детском саду/ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой Т.А. Москва, 1978
- Трудовое воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Васильевой М.А. Москва, 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Подвижные игры с детьми на прогулке зимой"
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления....
игры с детьми на улице зимой.
Поиграйте с детьми во время прогулки в простые, но очень веселые игры....
консультация для родителей: "Игры с детьми на прогулке зимой"
Консультация для родителей...
Рекомендации для родителей "Подвижные игры с детьми на улице зимой "
Подвижные игры на свежем воздухе оказывают закаливающее действие на детский организм, что повышает его устойчивость к простудным респираторным заболеваниям, увеличивают двигательную активность детей, ...
Консультация для родителей дошкольников "Играем с детьми на улице зимой"
Активность в движениях - необходимое условие нормального роста и развития организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, т...
Консультация для родителей "Играем с детьми на улице зимой"
Консультация для родителей дошкольников "Играем с детьми на улице зимой"...
консультация для родителей "Играем с детьми на улице зимой"
Активность в движениях - необходимое условие нормального роста и развития организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, т...