Проект «Экологическая тропа для детей дошкольного возраста»
проект

Монюк Алёна Анатольевна

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одним из важнейших условий формирования экологических представлений у детей являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить педагогами возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на территории детского сада, могут предоставить детям богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т. е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений. Также участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. С помощью экологической тропы углубляются и расширяются знания детей об окружающей их среде. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, к своей Родине.

На основании сказанного, можно сделать вывод, что тема проекта «Экологическая тропа в детском саду для детей дошкольного возраста» является актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx122.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Экологическая тропа для детей дошкольного возраста»

 

                                                                              Составила:

                                                                              Монюк Алёна Анатольевна

                                                                              Воспитатель

                                                                              ГБДОУ детский сад №6

                                     

Кронштадт

2017 год

  1. Пояснительная записка, актуальность проекта.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одним из важнейших условий формирования экологических представлений у детей являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить педагогами возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на территории детского сада, могут предоставить детям богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т. е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений. Также участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта требует реализации в образовательном процессе дошкольного учреждения принципа интеграции образовательных областей, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является создание и использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. С помощью экологической тропы углубляются и расширяются знания детей об окружающей их среде. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, к своей Родине.

На основании сказанного, можно сделать вывод, что тема проекта «Экологическая тропа в детском саду для детей дошкольного возраста» является актуальной.

  1. Содержание проекта.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Сроки реализации: 4 месяца (весеннее-летний период).

Объект исследования: познавательный интерес детей к растениям и животным.

Проблема: формирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания.

Цель проекта: формирование начал экологической культуры у детей, становление осознанно - правильного отношения к природе во всём её многообразии.

Задачи проекта:

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
  • приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых в природе;
  • развитие игровой деятельности детей;
  • закрепить элементарные знания детей о правилах поведения в природе.
  • Образовательная область «Познавательное развитие»:
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • развитие познавательного интереса к растительному и животному миру;
  • развитие осознания ребёнком себя как части природы, чувства ответственности за её сохранность;
  • развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдениями за явлениями и объектами природы;
  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника;
  • формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.
  • Образовательная область «Речевое развитие»:
  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»6
  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • Образовательная область «Физическое развитие»:
  • формирование у детей представлений о здоровом образе жизни;
  • сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
  • повышение умственной работоспособности, предупреждение утомления.

Планируемые результаты:

  • Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей;
  • Повышение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы;
  • Повышение чувства любви к природе, к своей Родине.

Формы и методы работы с детьми в процессе реализации проекта:

  • познавательные беседы;
  • дидактические игры;
  • проведение наблюдений за объектами природы;
  • подвижные игры;
  • организация экскурсий по экологической тропе;
  • чтение произведений о животных и растениях;
  • продуктивная деятельность.

Применяемые технологии:

  • технология проектного обучения;
  • проблемно-модульное обучение;
  • использование информационно-компьютерных технологий;
  • технологии личностно-ориентированного обучения (проблемно-ориентированное);
  • интегрированные технологии.

  1. Реализация проекта.

Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения и прилегающей территории имеет разнообразные видовые точки:

  • «Цветочный островок»,
  • «Кустарники»,
  • «Деревья»,
  • «Наши пернатые друзья»,
  • «Лужайка».

Перспективный план по маршруту экологической тропы, разработанный для детей старшего дошкольного возраста.

Название видовой точки тропы

Цель наблюдений

Объекта наблюдений

«Цветочный островок»

- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

  • Тюльпаны.
  • Нарциссы.
  • Ирисы.
  • Бархатцы.
  • Ноготки (календула).

«Кустарники»

«Деревья»

- закрепить названия деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

- учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

- воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

  • Шиповник.
  • Сирень.
  • Берёза.
  • Голубая ель.
  • Рябина.
  • Клён.
  • Тополь.
  • Липа.

«Наши пернатые друзья»

- углубить знания детей о птицах, их образе жизни;

- сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

- воспитывать бережное отношение к птицам.

  • Воробьи.
  • Голуби.
  • Вороны.
  • Скворцы.
  • Сороки.
  • Дятел.
  • Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.

«Лужайка»

- побуждать детей радоваться первым весенним цветам;

- закрепить их название;

- учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

- дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;

- воспитывать чувство бережного отношения к природному сообществу луга.

  • Подорожник.
  • Мать-и-мачеха.
  • Ромашка.
  • Одуванчик.
  • Клевер.
  • Травы.
  • Насекомые.

  1. Этапы проекта.

1 этап. Подготовительный.

Задачи подготовительного этапа:

  • Определение знаний детей о растениях и животных в природе.
  • Подбор методической литературы для работы
  • Подбор художественной литературы для работы.
  • Обеспечение наглядными материалами.
  • Планирование предстоящей работы (написание конспектов).

2 этап. Содержательный.

Проектная деятельность

Задачи

Беседа «Правила поведения в природе».

Сформировать у детей правила поведения в природе. Ознакомить с правилами безопасности.

Познавательная беседа «Весна пришла».

Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны.

Наблюдение за первоцветами в цветнике.

Дать представления о первоцветах, учить определять их по описанию.

Дидактические игры: «Угадай весенний цветок», «Назови растение», «Цветочный магазин».

Закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря.

Оригами «Цветочная поляна» (коллективная работа).

Обучение детей передавать  характерные особенности цветов, используя технику оригами. Развитие воображения

Наблюдение за почками на деревьях и кустах, беседа о том, что происходит с растениями весной.

Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках.

Дидактические игры: «Детки с какой ветки?», «Угадай-ка», «Найди листок, какой покажу», «Найди дерево по описанию».

Закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря.

Составление сказки «О дереве».

Развитие связной речи, активизация  словаря и словаря признаков.

Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года».

Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений.

Наблюдение за птицами на территории детского сада.

Беседа «Какую пользу приносят птицы».

Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят.

Дидактические игры: «Кто как поёт?», «Прилетели птицы», «Угадай-ка», «Кто чем питается?».

Закрепление и систематизация знаний детей о птицах.

Беседа «Как зимуют птицы».

Формирование представление о том, чем питаются зимующие птицы, что нужно помогать им и подкармливать в зимнее время года.

Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки».

Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли.

Оригами «Грачи прилетели» (коллективная работа).

Обучение детей передавать  характерные особенности птиц, используя технику оригами.

Наблюдение за растениями на лугу.

Беседа о том, чем отличаются садовые и луговые растения.

Закрепление названий луговых и садовых растений.

Развитие словарного запаса детей, связной речи. Обучение детей умению различать растения по характерным признакам внешнего вида. Обучение видеть красоту и разнообразие окружающей природы.

Рисование «Одуванчики в траве», «Клевер».

Продолжение обучению в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида луговых цветов.

Наблюдение за насекомыми.

Беседа о пользе и вреде, которые они приносят.

Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки.

Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.

Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники.

Создание альбома для рассматривания «Растения и насекомые луга».

Обобщение представлений детей об особенностях луга, как экосистемы.

Дидактические игры: «Какое насекомое, назови?», «Угадай-ка», «Четвёртый лишний», «Летает, плавает, бегает, прыгает».

Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях.

Лепка «Стрекоза и муравей»,

«Гусеница на листке», «Улитка»,

«Божья коровка».

Закрепление умения лепить насекомых, передавать особенности их внешнего вида. Обучение объединять работы в композицию.

Дидактические игры: «Прогулка в лес», «Природа и человек», «Что было бы, если из леса исчезли…».

Расширить знания детей о правилах поведения в лесу. Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что даёт человеку природа. Закреплять знания о взаимосвязи в природе.

3 этап. Заключительный.

Задачи этапа:

  • Подготовить презентацию по деятельности данного проекта.
  • Проведение путешествия по экологической тропе (итоговое).
  • Выставка детских рисунков по темам проекта.
  • Анализ результативности поставленных задач.

  1. Заключение.

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, - воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полётом ласточки, у ребёнка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и  воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.

  1. Список, используемой литературы.
  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (от 20 мая 2015 г.).
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 2009.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  6. Гехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.6ЦГЛ, 2002.
  7. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  8. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  10. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
  11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Карапуз-дидактика, 2009.
  12. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель.
  13. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.
  14. Рыжова Н.А. Деревья – наши друзья: Книга для педагогов и родителей. - Линка-Пресс, 2009.
  15. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

«Проект «Экологическая тропинка руками детей и взрослых на территории ДОО».

Создание экологической тропинки на территории ДОО - это обеспечение проведения общих практических мероприятий с детьми общеразвивающих групп и группы детей с диагнозом задержка психического развития п...

Региональный компонент по программе «Экологическими тропами Бурятии» (старший дошкольный возраст) "Праздник русской березы"

Региональный компонент по программе  «Экологическими тропами Бурятии» (старший дошкольный возраст) "Праздник русской березы"...

Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста

Организация экологической тропы в детском саду для воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте ...

«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в препод...