Консультация
консультация

Дерябина Людмила Юрьевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовые документы и защита прав детей в ДОУ

Консультация для воспитателей ДОУ

Цель консультации — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.

Проведенные в 1990-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни. Социально-экономические трудности усугубились еще тем, что для многих родителей безвозвратно потеряны ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания фактически снимала ответственность с семьи за воспитание ребенка. Не получая квалифицированной педагогической помощи, пользуясь стихийными источниками информации, они не в состоянии справиться с трудностями в воспитании детей. Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают и проявляют чрезмерную строгость и даже жестокость по отношению к своим детям, большинство из них не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких, что уверенность в себе и в своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от всех форм насилия является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог — главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье.

Основные международные документы по защите прав детей:

1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году.
2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году.
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» — принята ООН в 1990 году.

«Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

  • на имя,
  • гражданство,
  • любовь,
  • понимание,
  • материальное обеспечение,
  • социальную защиту,
  • возможность получать образование,
  • развиваться физически,
  • нравственно,
  • духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа — «Конвенции о правах ребенка».

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

  • воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
  • воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
  • подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:

  • право на охрану здоровья,
  • право на образование,
  • право участвовать в играх,
  • право на сохранение своей индивидуальности,
  • право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

  • Конституция РФ.
  • Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
  • Семейный кодекс РФ.
  • Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ».
  • Закон «Об образовании РФ».

В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях. Типовым положением дошкольного учреждения гарантируется право ребенка на защиту, охрану здоровья, образования и развития.

Семейный кодекс регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей.

Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Ст. 56 - гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.

Ст. 63 — оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка). Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с законами и интересами детей, возлагается на родителей. Для реализации прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию детей:

  • дети-инвалиды;
  • дети — жертвы межнациональных конфликтов;
  • дети с отклонением в поведении;
  • дети с ограниченными возможностями.

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями. Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку). Признаки: боязнь физического контакта с взрослыми; стремление скрыть причину травм; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; суицидальные попытки.
  • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми). Признаки: ночные кошмары, страхи; не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка.
  • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера). Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. Признаки: постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение; различные соматические заболевания; беспокойство, тревожность, нарушения сна; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; задержка физического, умственного развития; плохая успеваемость; нервный тик, энурез.
  • Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию). Признаки: задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; кража пищи; требование ласки и внимания; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность, импульсивность; сонный вид и утомленность; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; часто вялотекущая заболеваемость; антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

  • создание доверительно-делового контакта с родителями;
  • участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
  • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе. Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

  • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
  • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
  • объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
  • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

  • реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
  • оградить ребенка от реакции других детей;
  • уделить ребенку максимум внимания;
  • дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, служба здравоохранения, телефон доверия).

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Защита детей от жестокого обращения. Новый взгляд на проблему.

Защита детей от жестокого обращения — одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким обращением в семье. Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав. Иными словами, это возможность предотвратить появление еще одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей. «Чаще всего от психологического и физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях. Дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую сами совершают преступления».

Необходимо сформулировать новые принципы взаимодействия с такими семьями и выработать новые механизмы защиты детей, проживающих в таких семьях.

Для начала определим, какую семью мы считаем семьей группы риска по социальному сиротству. Семьи группы риска — это семьи, в которых пренебрегают нуждами ребенка. Это семьи, в которых ребенок может стать свидетелем насилия по отношению к близким или в которых с ним самим могут жестоко обращаться. Иными словами, это семьи, в которых ребенку плохо и опасно жить.

Согласно такому определению, семьи группы риска могут быть совершенно разными по социальному составу, достатку и состоянию здоровья. Деление на категории лежит в основе составления социального паспорта образовательных учреждений и в организации социального обслуживания семьи. Но при таком подходе из поля зрения выпадают семьи, которые можно отнести к категории семей группы риска по социальному сиротству. Не все бедные родители плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы риска по социальному сиротству. Мы не можем отнести к группе риска всю категорию таких семей. В результате мы можем потерять из виду семьи, в которых существует угроза здоровью и жизни ребенка. Категориальный подход для защиты детей от жестокого обращения, для предотвращения социального сиротства оказывается неэффективным. Необходимо, чтобы на смену ему пришел индивидуальный подход.В чем принципиальное отличие индивидуального подхода от категориального?

Социальные службы должны научиться диагностировать каждый отдельный случай жестокого или плохого обращения с ребенком и выстраивать план работы с семьей, необходимый именно в данном, конкретном случае.

Крайне важным является выявление семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса и использование новой технологии сопровождения такой семьи — технологии работы со случаем. Эта технология во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить изъятие ребенка из семьи.

Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. Например, воспитатель детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша.

Социальный педагог в ДОУ может стать той самой «начальной инстанцией», куда поступает подобный сигнал. Он, по своему статусу и профессиональному положению, должен обладать необходимыми адресами и телефонами, позволяющими ему передать «сигнал» дальше — в те инстанции, которые способны вмешаться в судьбу ребенка и его семьи. Если социальный педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, он вносит личный вклад в инновационный процесс по развитию индивидуального подхода при организации социальной защиты детей.

                        Консультация для родителей старшей группы

«Ссоры и драки в детском саду»

                           Причины ссор и драк

Особенности возраста:

Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция - воображение.

1.  Поведенческие проявления: яркий интерес к другим детям, к своему окружению. Ребенок способен к сотрудничеству со сверстниками, способен соблюдать правила, очередность. Появляются элементы произвольности всех психических процессов. Способен вести себя нормально в течение всего времени пребывания в ДОУ. Ориентируется,  что хорошо, а что плохо, правда – неправда. Но при этом: бурно реагирует на ложь взрослых, разоблачает любое отступление в поведении взрослых и детей от декламируемых правил, ябедничает на сверстников; чаще видит в другом ребенке отрицательные черты (в себе нет), недостаточность умения встать на позицию другого, признать желания другого (высокая эгоистичность – только я хочу, только мне больно, только на меня мама должна смотреть), только формируются навыки бесконфликтного общения: делиться, уступать, договариваться. Представление о времени уже сформировано (вчера, сегодня, завтра), но еще недостаточно и может проявляться в выражениях: всегда меня бьёт, все время забирает. Это нормальное поведение для возраста, неадекватное реагирование взрослых ведет к закреплению негативных черт в характере, повышению конфликтности, агрессивности детей, не способствует формированию навыков взаимодействия, сотрудничества, общения.

 Ссоры и даже мелкие драки естественны между детьми в течение дня, но воспитатель на них реагирует, разбирает, если нужно, беседует и забывает.

Это нормальное для возраста поведение.

  1. Лидерство. У настоящего лидера хорошо развит навык общения, он умеет не только становиться центром внимания, но и ладить с людьми, организовывать деятельность, игры и поэтому добивается своего. Жажда лидерства в сочетании с неспособностью быть лидером – очень распространенная проблема. Такой ребенок тоже часто оказывается в центре внимания, но внимание это негативно, он конфликтен, обидчив, не идет на компромисс (я его побил, т.к. он со мной не хотел играть). Нельзя воспитывать ребенка для себя самого, пытаться взращивать лидера там, где нет в этом необходимости (невротизация детей).
  2. Про сдачу:  если учить ребенка давать сдачу, то мы взрослые одобряем,  даем разрешение ребенку на проявление физической агрессии, учим физической агрессии (дай ему так, чтоб не лез; дай сильнее; бей сразу в нос). Сдача может быть неадекватна ситуации: он мне показал язык, я его за это ударил в живот!
  3. Отзывы о д/саде, напутствия по утрам (давай сдачу, иди не бойся, тебя никто не смеет обижать). (Мы ж его в сад, как на бой отправляем, живым - невредимым бы его забрать), разборки взрослых с чужими детьми, разборки - угрозы между родителями, рекомендации не играть с каким-то ребенком. Если такое отношение к саду – вопрос: стоит ли его посещать?
  4. ИТОГ: распущенная, неуправляемая, агрессивная группа, как следствие повышение тревожности большинства детей, нарастание агрессивного поведения, все силы уходят на переживание негативных эмоций - снижение внимания, снижения интереса, любознательности, готовности к обучению в школе.

Следовательно, учитывая возрастные особенности наших детей и наблюдения за некоторыми родителями (их высказываниями), рассказы детей о поведении и пожеланиях родителей, всё это делает острым вопрос с детскими ссорами, конфликтами, драками, дисциплиной в целом.  Именно мы всю  работу ведем, делаем, то, что в наших силах, но нуждаемся в помощи, поддержке, сотрудничестве с ВАМИ (родителями).

Что делать:

  1. Единство требований, правил воспитателей и родителей!
  2. Проявлять терпение, выдержку, всегда давать оценку ПЛОХОМУ поведению своего ребенка.
  3. Не давайте негативных оценок другим детям, обсуждайте со своим ребенком каждый волнующий его случай ПЛОХОГО поведения, при этом стремитесь помочь ему сформулировать собственное отношение к поступку, сохранив хорошее отношение к ПРОВИНИВШЕМУСЯ!
  4. Обычно детские ссоры ярко привлекают внимание взрослых, поэтому дети часто неосознанно используют их для манипуляции (Не хочу идти в сад, меня там все обижают; Меня Петя все время бьет…).
  5. Сдачу дают только в магазине!!!!! (Про то, как дать сдачи дети знают сами прекрасно!).
  6. Обсуждать, проигрывать, поддерживать, одобрять все социально приемлемые способы решения споров, конфликтов. Хвалить дружную игру и сотрудничество.

                   Результаты опроса детей:

  1. В группе нет лидеров.
  2. Нравится ли тебе твой детский сад - 100% ДА
  3. Если можно выбрать САД – 53%, остаться ДОМА – 47% (можно поиграть во что хочу, мультики смотреть сколько хочу).
  4. Ты дерёшься в д/саду: НЕТ – 88%, 1 – раньше дрался, сейчас нет, 1 – да, из-за 1 мальчика.
  5. Другие дети дерутся? ДА – 88%, Нет – 12%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....