Презентация
методическая разработка (старшая группа)

Борисенко Алла Дмитриевна

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация предметно – развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей

      Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности ребенка. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли в социуме как женщину или мужчину.

      Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы у ребёнка сформировалось устойчивое понятие своего пола.

Я девочка.

Я мальчик.

И так будет всегда.

  Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:

Воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему полу. Закладывать основы осознания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими.

Обогащать знания о своей семье, роде, семейных традициях, знакомить с основными функциями семьи.

Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин, содействовать половой и гендерной идентификации.

Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения, но наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. На четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола. В этом возрасте дошкольник знает различие людей по полу, но не всегда правильно отражает модели поведения в том или ином случае. У детей происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в совместных играх по половому принципу. Девочки имитируют женские черты, мальчики мужские качества и умения.

В основном, игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики же играют  практически на всей территории групповой комнаты .

         Особенно заметно различия девочек и мальчиков в игровой деятельности. При совместном воспитании детей очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организации совместных игр, в процессе которых дошкольники могли действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом могут быть построены театрализованные игры, игры-тренинги, игры-ситуации.
     Неоспорим тот факт, что содержание детских игр отражает реалии настоящего окружающего ребенка мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как помогает им, понять современный социальный контекст и уклад жизни.
   В игре происходит:
- развитие ребенка;
- развиваются его действия в представлении;
- происходит ориентация в отношениях между людьми;    

Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу.


Организация предметно – развивающей среды является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед девочками и мальчиками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерной принадлежности, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

 При организации предметно – развивающей среды необходимо учитывать, что:
-в совместной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание:
- игровой материал и ролевая атрибутика должны быть привлекательны  дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского;
-  различие игрушек для девочек и мальчиков.
 
      В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками. Потом с заменителями игрушек   В совместных играх дошкольники воссоздают действия взрослых и приобретают опыт взаимодействия со сверстниками.
      Создавая игровые ситуации, необходимые для закрепления ролевого поведения, нужно учитывать, что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по- разному в обществе, что социализация мальчиков проходит более сложно, чем у девочек. Поэтому, беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, надо подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение и это использовать в совместных играх.
     Таким образом, предметно-развивающая среда является одной из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников – она основа его самостоятельной деятельности с учетом гендерной принадлежности.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...