Гиперактивный ребёнок в ДОУ
консультация (старшая группа)

Баскакова Наталья Николаевна

Гиперактивность – патология поведения ребенка, проявляющаяся в чрезмерной активности, проблемах с концентрацией внимания. Расстройство не влияет на интеллектуальные способности, но мешает обучению, социализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebyonok_v_dou.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребёнок в ДОУ.

    Я работаю воспитателем в старшей группе. В группе 27 детей. Из них 9 девочек и 18 мальчиков.  Среди мальчиков 2 гиперактивных ребёнка.

Бытует мнение, что гиперактивность - это всего лишь поведенческая проблема, «распущенность»  невоспитанного ребенка. Гиперактивный ребёнок доставляем много  хлопот и  неприятностей окружающим. При этом страдает  и сам ребенок. Он ведет так не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические особенностине позволяют ему сделать это.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.

Нарушение внимания  выражается в том, что

  • Ребёнок старается избежать рутинных дел, требующих сконцентрированного внимания. Отказывается повторять слова за взрослыми, не любит рисовать, складывать мозаику, играть с конструктором. Протест выражается как истериками,  попытками убежать, спрятаться.
  • Не способен сконцентрироваться на одном занятии, действует непоследовательно. Хватает сразу несколько игрушек, быстро теряя к ним интерес. При участии в ролевых играх постоянно меняет тему, переключается с персонажа на персонажа. Не задерживает внимание ни на одном предмете.
  • Занимается делом не дольше 5 минут, после чего словно зависает. Создается впечатление, что в такие моменты он не слышит обращенную к нему речь.
  • Сосредотачивается на одном занятии только находясь один на один с близко знакомым человеком. В помещении должны отсутствовать лишние шумы, отвлекающие объекты.

Импульсивность выражается в том, что

  • Его желания – закон. Действует по побуждению, мгновенно, не обращая внимания на реакцию взрослых, сверстников.
  • Отсутствует терпение. Если после  просьбы сразу же не получает желаемое, начинается истерика.
  • Меняется настроение, легко переходит от веселья к слезам и обратно.
  • Полное бесстрашие. Опасность не воспринимается вообще, даже после предупреждения взрослых.
  • Не выполняет просьбы, простые инструкции, постоянно отвлекается. Складывается ощущение, что абсолютно не воспринимает команды от взрослого.

Подобные симптомы объясняются уязвимостью нервной системы. Она не справляется с потоком информации, поступающим из внешнего мира, поэтому ребенок концентрируется исключительно на своих желаниях и немедленном исполнении их.

Гиперактивность выражается в:

  • Нецелесообразных движениях – дёргает руками, бегает, а не ходит, пытается залезть в недоступные места, ломает вещи, не может спокойно просидеть ни минуты.
  • Слишком громкая постоянная речь. Говорит постоянно, часто недоговаривая слова, перебивая взрослых. При этом сама по себе речь не развивается, не становится более сложной, словарный запас не пополняется, дикция не улучшается.
  • Слишком выраженная мимика. Эмоции сменяют друг друга очень быстро, выражены сильно. Иногда кажется, что малыш кривляется специально.

Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.  Если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь  не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. Усталость  выражается в двигательном беспокойстве, .  приводит к снижению самоконтроля. В этом момент ребенок отвлекается, не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут.

    Особенности нервной системы таковы, что они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Ребенку легче, если во время занятия его переключают на другой вид деятельности: например, поднять что, помочь что-то раздать, принести, а также гимнастика для пальцев, физкультминутки.

Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Гиперактивный ребенок  физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.

От гиперактивного ребенка нельзя требовать выполнения сразу быть внимательным, усидчивым, сдержанным. Можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя в этот момент активного внимания в подходящей ситуации.

Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупреждать ребенка о начале новой деятельности.

Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

.Желательно выработать с ребенком систему поощрений: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.

При неудовлетворенном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно не  должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение привилегий).

 Следует развивать у ребенка осознанное торможение.

Им нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры.

Гиперактивным детям рекомендуют заниматься танцами, хореографией

Во время прогулки, если наш “непоседа“ перевозбудился, мы вовлекаем его в лёгкий бег: «Давай с тобой пробежимся по площадке. Во время бега можно менять его виды: змейкой, челночный бег и т. д. После бега нервное напряжение оставляет ребёнка.

У  них с трудом устанавливается суточный биоритм, они плохо засыпают, с трудом просыпаются. Нужно сесть рядом с таким ребёнком, держа его за руку или поглаживая плечико, голову, пока он не уснёт.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

Как общаться с гиперактивным ребенком?

1. Принять ребенка таким, каков он есть: «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

2. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

3. Сотрудничать с родителями, психологом.

4. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

5.Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки, давать возможность в середине занятия подвигаться, попросить что-нибудь поднять, принести.

6.Убрать лишние раздражители из поля зрения ребенка.

7. Занятия с ребенком должны проходить в эмоционально-привлекательной форме.

8. Посадить ребенка во время занятий рядом со спокойным ребёнком, со взрослым.

9. Использовать тактильный контакт (взять за руку, погладить по голове, прижать к себе).

10. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

11. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

12.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

13. Предоставлять ребенку возможность выбора.

14. Спокойный, уверенный настрой при работе с таким ребенком.

15. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели».

16. Проводите беседы о нравственных и этических нормах поведения.

17.Не допускать утомления ребёнка.

16. Ограничьте участи такого ребенка в мероприятиях с большим скоплением людей.

   

Литература:

  • Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель- пресс эксмо- пресс, 1999.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СП.: «речь», 2000.

  • Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность.- Ярославль: Академия развития академия к академия холдинг, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Гиперактивный ребёнок"

Консультация для родителей  и воспитателей....

Консультация для родителей: "Гиперактивный ребёнок"

Гиперактивный ребенок: кто виноват, и что делать? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и имп...

"Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?"

Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?  Воспитатель Казакова Лариса Евгеньевна. Московская область , город Егорьевск.  Детский сад общеразвивающего вида №2 «Миш...

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Обычно про такого ребенка говорят, что он с «мотором» или «вечным двигателем», «весь на шарнирах». Особенно непослушными являются руки ги...

Как помочь гиперактивному ребёнку.

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми....

Вечный двигатель, вечный прыгатель... или как растить гиперактивного ребёнка

Советы родителям по воспитанию и обучению ребёнка с синдромом СДВГ...

Ребёнок-непоседа или гиперактивный ребёнок.

Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации. Наша тема  посвящена именно детской гиперактивн...