«ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ»
статья

Храмцова Татьяна Владимировна

 «ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

 

Подготовила

Старший воспитатель

Храмцова Т.В.

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность ребенка-дошкольника, главное умение этого возраста.  Игра развивает у дошкольника внимание, память, мышление, эмоционально-волевые качества, творческие способности. А главное обучает коммуникативным навыкам и культуре общения с другими людьми. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступках людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.  Для ребенка игра – это неотъемлемая часть его жизни.

В современном мире встал вопрос о необходимости обучения игре.  Долгое время считалось, что ребенок начинает играть сам по себе, и вмешательство взрослых здесь не требуется. Оказалось, что это далеко не так — очень часто мы встречаем детей, не умеющих играть. Родители и воспитатели жалуются на то, что игрушки быстро надоедают малышам, они не знают, чем себя занять.

Почему же сегодня возникает потребность в том, чтобы взрослые учили ребенка играть? Дело в том, что в период нашего детства не было такой потребности. Мама читала, или водила в театр. В лучшем случае делала для ребенка или с ребенком игрушки. Папа, конечно, мог повозиться с детьми, выйти покататься с ними на горке. Но это вряд ли можно назвать «обучением игре».

Дети обучались играм сами — в так называемых дворовых сообществах или у своих братьев и сестер. Дети разного возраста играли вместе в парках и на площадках, и младшие перенимали игровые моменты у старших.

На сегодняшний день мы констатируем: изменилась социальная среда. Многодетные семьи стали редкостью (это ситуация начала изменятся лишь в последние несколько лет).  Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть. Семьи стали более замкнутыми и обучатся игре ребенку не у кого, кроме как у взрослого. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр: хотим мы или нет, а придется с ней считаться.

Психологические исследования показали, что игровая деятельность не возникает стихийно, а складывается под руководством взрослых, в совместной игре с ними. Первоначально мотивы игры зарождаются у малыша не сами по себе — их опять-таки предлагает взрослый, который создает и обстановку игры. Ребенок учится замещать один предмет другим или обозначать его словом, называть себя именем какого-либо персонажа и изображать его только после показа взрослого.

Приведу пример. Вера А. (2 года) в ходе одной игры неожиданно перевернула блюдце, из которого кормила медвежонка, и накрыла его им. Девочка сама удивилась своему действию и оглянулась на взрослого, ища у него подсказки, что у нее получилось. Воспитатель спросил: «Что это? Наверное, одеяло?  Вера радостно закивала головой, взяла другую тарелку, уложила на нее медвежонка и накрыла первой. У нас на глазах родились сразу два замещения: одна тарелка превратилась в одеяло, а другая – в кроватку. Подняв и покормив медведя, девочка снова положила его на тарелку, накрыв на этот раз пластмассовым квадратом. Ей так понравилось это изобретение, что в дальнейшем она несколько раз с удовольствием воспроизводила его.

Вывод после анализа приведенного примера очевиден: не будь подкрепляющего воздействия воспитателя, возможно, открытие Веры осталось бы незамеченным ею самой. Участие взрослого помогло девочке оценить пусть небольшое, но собственное открытие.

Основываясь на предметной деятельности раннего возраста, игра как таковая появляется к 3 годам и качественно меняется к концу дошкольного возраста.

Трехлетки, играя рядом, играют каждый сам по себе. Этот период так и называется — игра рядом. Роль взрослого в это время научить ребенка не просто играть, а любить играть. И уметь играть с другими детьми. Мама или воспитатель показывают не только КАК надо играть, но и искренне играют, окрашивая свои действия положительными эмоциями.

«Таня, Маша, Сережа! Вы знаете, (кукла) Катя заболела. Она плохо себя чувствует, у нее болит горло и голова. Давайте уложим ее в постель и пожалеем. Надо замотать горлышко теплым шарфом. Вызовем врача. Таня, ты будешь мамой. А я врач. (Далее разворачивается игра «Во врача» или «В больницу».)

Появление ролей в игре и принятие этих ролей детьми, говорит уже о новом более высоком уровне игры. Это не просто манипуляция куклой и градусником, это раскрытие своих чувств, фантазий, приобретение умений и знаний. Все это дает ролевая игра.

С возрастом усложняются не только роли, но и правила, появляется сюжет. Их придумывают уже вместе со взрослыми сами дети. В той же игре с врачом роль врача уже отдается ребенку, а вместо куклы, «заболевшего» играет тоже кто-то из ребят. Сюжетно-ролевая игра вступает в свои права.

Ну, и самый высокий уровень игры, когда ребенок, дети без помощи взрослого придумывают сюжет, выбирают роли и устанавливают правила. Как правило, это уже бывает в возрасте 5,5 — 6 лет. 

Если же ребенка не обучать игре, то она так и останется на уровне предметной деятельности.   Одна из причин, по которой ребенок задерживается на этой стадии, в том, что он его никто не научил планировать игру.

Еще одно из последствий неумения ребенка играть – это жадность, агрессивность, плаксивость. Причинами такого поведение является отсутствие коммуникативных навыков и неумения взаимодействовать. Ну, представьте, ребенок три года своей жизни жил в уюте и комфорте. Его окружало множество игрушек. Он мог с ними делать, что душе угодно. Ни с кем делиться ему не приходилось. Тут спустя три года ребенка ведут в детский сад. Он попадает в детский коллектив, где еще двадцать человек таких же детей. Тут то и возникают конфликтные ситуации для него. Оказывается, не только он хочет поиграть с этой куклой/машинкой/кубиками. И чтобы заполучить игрушку ребенок прибегает к таким методам, как плач, крик, ор или агрессия, например, отняв игрушку у другого ребенка. И это происходит не потому, что ребенок плохой, агрессивный, невоспитанный, а потому что он просто  не умеет по-другому. Он не знает, что можно играть с игрушкой вдвоем/втроем  и что вместе играть намного интересней, чем одному.

Но ведь в школе эти проблемы, связанные с игрой дошкольников,  еще больше обостряются! Не умеющие играть дети не знают, чем занять себя на переменах. Только и остается им, что драться да толкаться. А потом, естественно, получать нагоняи от учителей. Почему так происходит? Да они просто не знают тех игр, в которые играли, например, мы с вами.

Подытоживая все, хочу сказать, что важно понимать, что без помощи взрослого, игра останется на простейшем уровне. Как в школе — ведущая деятельность — учеба — невозможна без помощи и участия взрослых, так и в детстве ребенок нуждается в научении его игре.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti-syuzhetno-rolevoy-igry-ddv.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

Подготовила

Старший воспитатель

Храмцова Т.В.

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность ребенка-дошкольника, главное умение этого возраста.  Игра развивает у дошкольника внимание, память, мышление, эмоционально-волевые качества, творческие способности. А главное обучает коммуникативным навыкам и культуре общения с другими людьми. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступках людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.  Для ребенка игра – это неотъемлемая часть его жизни.

В современном мире встал вопрос о необходимости обучения игре.  Долгое время считалось, что ребенок начинает играть сам по себе, и вмешательство взрослых здесь не требуется. Оказалось, что это далеко не так — очень часто мы встречаем детей, не умеющих играть. Родители и воспитатели жалуются на то, что игрушки быстро надоедают малышам, они не знают, чем себя занять.

Почему же сегодня возникает потребность в том, чтобы взрослые учили ребенка играть? Дело в том, что в период нашего детства не было такой потребности. Мама читала, или водила в театр. В лучшем случае делала для ребенка или с ребенком игрушки. Папа, конечно, мог повозиться с детьми, выйти покататься с ними на горке. Но это вряд ли можно назвать «обучением игре».

Дети обучались играм сами — в так называемых дворовых сообществах или у своих братьев и сестер. Дети разного возраста играли вместе в парках и на площадках, и младшие перенимали игровые моменты у старших.

На сегодняшний день мы констатируем: изменилась социальная среда. Многодетные семьи стали редкостью (это ситуация начала изменятся лишь в последние несколько лет).  Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть. Семьи стали более замкнутыми и обучатся игре ребенку не у кого, кроме как у взрослого. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр: хотим мы или нет, а придется с ней считаться.

Психологические исследования показали, что игровая деятельность не возникает стихийно, а складывается под руководством взрослых, в совместной игре с ними. Первоначально мотивы игры зарождаются у малыша не сами по себе — их опять-таки предлагает взрослый, который создает и обстановку игры. Ребенок учится замещать один предмет другим или обозначать его словом, называть себя именем какого-либо персонажа и изображать его только после показа взрослого.

Приведу пример. Вера А. (2 года) в ходе одной игры неожиданно перевернула блюдце, из которого кормила медвежонка, и накрыла его им. Девочка сама удивилась своему действию и оглянулась на взрослого, ища у него подсказки, что у нее получилось. Воспитатель спросил: «Что это? Наверное, одеяло?  Вера радостно закивала головой, взяла другую тарелку, уложила на нее медвежонка и накрыла первой. У нас на глазах родились сразу два замещения: одна тарелка превратилась в одеяло, а другая – в кроватку. Подняв и покормив медведя, девочка снова положила его на тарелку, накрыв на этот раз пластмассовым квадратом. Ей так понравилось это изобретение, что в дальнейшем она несколько раз с удовольствием воспроизводила его.

Вывод после анализа приведенного примера очевиден: не будь подкрепляющего воздействия воспитателя, возможно, открытие Веры осталось бы незамеченным ею самой. Участие взрослого помогло девочке оценить пусть небольшое, но собственное открытие.

Основываясь на предметной деятельности раннего возраста, игра как таковая появляется к 3 годам и качественно меняется к концу дошкольного возраста.

Трехлетки, играя рядом, играют каждый сам по себе. Этот период так и называется — игра рядом. Роль взрослого в это время научить ребенка не просто играть, а любить играть. И уметь играть с другими детьми. Мама или воспитатель показывают не только КАК надо играть, но и искренне играют, окрашивая свои действия положительными эмоциями.

«Таня, Маша, Сережа! Вы знаете, (кукла) Катя заболела. Она плохо себя чувствует, у нее болит горло и голова. Давайте уложим ее в постель и пожалеем. Надо замотать горлышко теплым шарфом. Вызовем врача. Таня, ты будешь мамой. А я врач. (Далее разворачивается игра «Во врача» или «В больницу».)

Появление ролей в игре и принятие этих ролей детьми, говорит уже о новом более высоком уровне игры. Это не просто манипуляция куклой и градусником, это раскрытие своих чувств, фантазий, приобретение умений и знаний. Все это дает ролевая игра.

С возрастом усложняются не только роли, но и правила, появляется сюжет. Их придумывают уже вместе со взрослыми сами дети. В той же игре с врачом роль врача уже отдается ребенку, а вместо куклы, «заболевшего» играет тоже кто-то из ребят. Сюжетно-ролевая игра вступает в свои права.

Ну, и самый высокий уровень игры, когда ребенок, дети без помощи взрослого придумывают сюжет, выбирают роли и устанавливают правила. Как правило, это уже бывает в возрасте 5,5 — 6 лет. 

Если же ребенка не обучать игре, то она так и останется на уровне предметной деятельности.   Одна из причин, по которой ребенок задерживается на этой стадии, в том, что он его никто не научил планировать игру.

Еще одно из последствий неумения ребенка играть – это жадность, агрессивность, плаксивость. Причинами такого поведение является отсутствие коммуникативных навыков и неумения взаимодействовать. Ну, представьте, ребенок три года своей жизни жил в уюте и комфорте. Его окружало множество игрушек. Он мог с ними делать, что душе угодно. Ни с кем делиться ему не приходилось. Тут спустя три года ребенка ведут в детский сад. Он попадает в детский коллектив, где еще двадцать человек таких же детей. Тут то и возникают конфликтные ситуации для него. Оказывается, не только он хочет поиграть с этой куклой/машинкой/кубиками. И чтобы заполучить игрушку ребенок прибегает к таким методам, как плач, крик, ор или агрессия, например, отняв игрушку у другого ребенка. И это происходит не потому, что ребенок плохой, агрессивный, невоспитанный, а потому что он просто  не умеет по-другому. Он не знает, что можно играть с игрушкой вдвоем/втроем  и что вместе играть намного интересней, чем одному.

Но ведь в школе эти проблемы, связанные с игрой дошкольников,  еще больше обостряются! Не умеющие играть дети не знают, чем занять себя на переменах. Только и остается им, что драться да толкаться. А потом, естественно, получать нагоняи от учителей. Почему так происходит? Да они просто не знают тех игр, в которые играли, например, мы с вами.

Подытоживая все, хочу сказать, что важно понимать, что без помощи взрослого, игра останется на простейшем уровне. Как в школе — ведущая деятельность — учеба — невозможна без помощи и участия взрослых, так и в детстве ребенок нуждается в научении его игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста

     В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески. У ребенк...

Статья на тему: "Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"

Тема:"Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"...

Доклад: "Особенности сюжетно - ролевой игры у детей дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста одна из главных деятельностей  является сюжетно ­ролевая игра.  Играя, дети отражают окружающую их действительность; чем шире сферы действительности, с к...

Особенности сюжетно-ролевой игры и задачи ее руководства.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности....

Гендерные особенности сюжетно - ролевой игры

Как с помощью сюжетно - ролевой игры разрешить противоречия между необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков  и недостаточностью освещения эт...

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Р  Е Ф Е Р А Т "ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"Цель данной работы: изучить особенности принятия роли детьми младшего дошкольного возраста...