Взаимодействие родителей и детей - залог успешного гармоничного развития дошкольников
статья

Аникеева Инна Александровна

В статье рассматриваются организационные формы взаимодействия родителей и педагогов, направленные на  вовлечение родителей в  образовательный процесс дошкольников, гармонизацию детско-родительских отношений внутри семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аникеева Инна Александровна,

воспитатель

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа — детский сад № 301»

Взаимодействие родителей и детей  -

залог успешного гармоничного развития дошкольников

Семья для ребенка - первый институт общественного опыта, где ребенок находит примеры для подражания, где происходит его социальное рождение. Поэтому в последние годы современная система образования и воспитания активно развивает и внедряет новую философию взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Проблема детско-родительского взаимодействия всегда являлась актуальной. Взаимодействие - процесс взаимного влияния родителей и детей друг на друга, протекающий в рамках совместной деятельности (продуктивной деятельности, общения, обучения, труда, игры, отдыха – всех видов деятельности, в которые включены родители и дети в семье) и эмоционального общения.

Наши наблюдения показывают, что взаимодействие родителей и детей дошкольного возраста в современной семье не всегда максимально использует свой потенциал для развития ребенка. Так, нередко мы видим, что совместная деятельность родителей и дошкольника сводится к выполнению режимных моментов, связанных с уходом за ребенком; общение заключается в предъявлении требований к ребенку, указаний, поручений. Многие современные родители довольно активно интересуются развитием своих  детей, но родительские усилия, в основном, сводятся к познавательному развитию с привлечением педагогов, сторонясь личного участия в обучении ребенка.

Поэтому перед педагогами остро стоит  вопрос о активном «включении» родителей в мир детства, в их заинтересованность в деятельность собственных детей.

Исходя из чего, в план работы с родителями воспитанников КОУ «АШДС № 301» в 2016/17 учебном году помимо традиционных форм работы таких как: родительские собрания и консультации (групповые и индивидуальные), семинары, всеобучи, воспитатели дошкольных групп включили современные способы вовлечения родителей в образовательный процесс: мини-проекты, конкурсы-выставки, тематические консультации для познавательных занятий с детьми в домашних условиях, не только со стороны специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог), традиционные для нашего учреждения, но и со стороны воспитателей дошкольных групп.

Так, при реализации мини-проектов на организационном собрании в начале года воспитатели информируют родителей с  запланированными мини-проектами, их целями, этапами, а также совместно обсуждают, степень участия родителей при их реализации. Несмотря на то, что родители могут выступать и как руководители проектов, и как полноценные участники всех или отдельных этапов проекта, консультантов, родители выступили в текущем учебном году в большей степени как пассивные участники - подготовили с ребенком сообщение по предлагаемой проблеме с дальнейшим оформлением коллективного тематического альбома. Однако, мы считаем, что дальнейшая работа по внедрению в образовательный процесс проектной деятельности и вовлечению родителей к их реализации позволит нам расширить степень участия родителей в проведении мини-проектов. В настоящее время нами были реализованы такие проекты, как «Мой любимый город», «Птицы родного края», «Мир водоемов».

Кроме того,  в нашем учреждении проводятся конкурсы-выставки детского творчества  с привлечением родителей, так как мы считаем, что совместная творческая продуктивная деятельность побуждает участников данной деятельности выступать полноправными участниками, начиная от мотива, цели и  выбора материала до воплощения замысла, иными словами учит детей и родителей сотрудничеству. А также, между детьми и родителями формируются доверительные отношения, восполняется недостаток родительского внимания и происходит эмоциональное сближение детей и родителей. Стимулом для развития совместной продуктивной деятельности являются  грамоты и призы, которые так любят получать дети за выполненные работы. Ведь каждый родитель хочет видеть счастливые глаза ребенка, а не слышать вопрос: «А когда мы сделаем поделку?» Нами были проведены следующие  выставки-конкурсы - «Новогодняя игрушка», «Пасхальное яйцо», «Дары природы».

Также в группе создана папка «Советы заботливым родителям», где воспитатели прописывают для родителей дидактические и развивающие игры и упражнения, которые можно провести с ребенком в домашних условиях по тематическим блокам, которые  свою очередь разделены на лексические темы. Так, блок «Зима» подразумевает проведение таких лексических тем, как «Зимушка зима», «Зимующие птицы», «Зимние развлечения», «Новый год» на каждую календарную неделю. К каждому блоку прописаны цели и задачи для каждого возрастного периода, так как группы посещают разновозрастные дети: от 4 до 7 лет.  Данная форма взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения и родителей, на наш взгляд, обеспечивает открытость дошкольного образования и создает условия для участия родителей в образовательной деятельности собственных детей.

Таким образом, перечисленные выше формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной ступени КОУ «АШДС № 301» обеспечивают вовлечение родителей в непосредственно-образовательную деятельность, а также способствуют гармонизации детско-родительских отношений внутри семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровые дети - залог успешности их развития"

Презентация "Здоровые дети - залог успешности их развития"...

Гармоничное развитие дошкольника — залог успешной адаптации к школе

В данной консультации рассмотрена проблема важности гармоничного развития дошкольника, как условия успешной адаптации к новым условиям обучения в школе....

Консультация для родителей «Режим дня - залог здоровья и развития дошкольника»

Чтобы ребенок рос здоровым, спокойным, чтобы в течение дня сон, еда, самостоятельная деятельность, игра и общение ребенка со взрослыми нашли свое место и сменяли друг друга в наиболее целесообразной п...

Проект по организации дистанционного обучения родителей и детей по вопросам речевого развития дошкольников "Виртуальный логопед"

Актуальность выбранной формы работы связана с увеличением количества детей с нарушениями речи, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто и длительно болею...

Консультация для родителей "Использование песочной терапии для гармоничного развития дошкольника"

Игра с песком поможет вашему ребенку выразить то, что он сам пока не осознает и не понимает.Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб Вера в Детство не про...

Статья: Взаимодействие педагогов и родителей в ДОУ - залог успешного развития ребёнка.

Сегодня перед воспитателями детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощря...