Гармоничное развитие дошкольника — залог успешной адаптации к школе
консультация (подготовительная группа)

Гончарова Ирина Александровна

В данной консультации рассмотрена проблема важности гармоничного развития дошкольника, как условия успешной адаптации к новым условиям обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_adaptatsiya_k_shkole.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гармоничное развитие дошкольника — залог успешной адаптации к школе:

        

        Все родители хотят, чтобы их ребенок безболезненно вошел в школьную жизнь, хорошо учился и стал счастливым человеком. Но для успешной учебы будущего первоклассника одного желания родителей недостаточно и готовить ребенка к новым условиям обучения в школе необходимо заранее, особенно, если это ребенок с общим недоразвитием речи. С 01.09.2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании», в котором говорится, что детский сад является первой ступенью образовательного процесса. И это не случайно. Ведь, до последнего времени, многие родители, не имея педагогического образования и не зная психологических особенностей, но желая подготовить ребенка к школе, начинают форсировать интеллектуальное развитие ребенка, используя, исключительно, школьные методы обучения (сидя за партой). Они совсем не обращают внимания на то, что ребенок не владеет двигательными навыками, не ориентируется в пространстве, не умеет общаться со сверстниками. Другая категория родителей считает, что в школе всему научат и не придают никакого значения дошкольному развитию ребенка. И вот наступает первое сентября, ребенок с большим букетом цветов радостно идет учиться, родители возлагают на школу большие надежды, но, неожиданно для всех,  начинаются проблемы. Дети не могут списывать с доски, учебников. У них появляются искажения, пропуски, замены букв и слов. В работах много исправлений, зачеркиваний, тетради неряшливы, задания выполняются медленно.  Часто у детей имеются проблемы с пространственно-ориентировочной координацией.  В итоге, эйфория от первых дней пребывания в школе быстро проходит и желание учиться пропадает.

        Для того, чтобы в школе не возникало таких проблем, нужно развивать ребенка в соответствии с его возрастом. Первые три года доминанта активности приходится на глубинные отделы мозга, которые отвечают за работу всех систем и органов нашего тела, совершенствование координации движения, вестибулярного аппарата. Особенностью детей раннего возраста является сенсомоторное единство, которое предполагает совместное развитие двигательной, эмоциональной и познавательной сфер ребенка. Акцент в занятиях нужно делать на развитие двигательной сферы и ориентировки в собственном теле. Часто родители радуются, что в раннем детстве ребенок опережает возрастные нормы интеллектуального развития, но совсем не обращают внимание на то, что он не владеет элементарными двигательными навыками.

        К трем годам формируется, в основном, правое полушарие, которое отвечает за эмоциональное состояние. Эмоциональное развитие ребенка выходит на первый план. В этом возрасте ребенка необходимо знакомить с эмоциями, осваивать элементарные способы общения, преодолевать возрастные страхи, читать сказки, но, не в коем случае, не сажать за парту.  

        В старшем дошкольном возрасте, примерно к пяти годам, наступает время формирования левого полушария.  Важным становится развитие познавательных психических процессов, формирование пространственных представлений. Ребенок должен четко определять, где у него правая и левая сторона туловища. Это будет основой ориентировки в пространстве. Он также должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Можно во время физкультурных минуток предложить детям выполнить команды: «Поднимите левую (правую) руку, топните левой (правой ногой)» и т. д. Или, например: «Ты направо (налево) посмотри, что ты увидишь, назови». После того, как дети хорошо усвоили «право-лево, верх-низ» можно начинать тренировку пространственной ориентации на листе бумаги. Не раньше! Можно разделить лист пополам и попросить ребенка нарисовать солнышко в правом верхнем углу листа, а мяч — в правом нижнем. Таким образом дети должны заполнить рисунками все углы и середину листа.[1] Нельзя забывать о формировании представлений о пространственных отношениях между предметами. Для этого отлично подойдут сюжетные картинки, на которых нужно показать что вверху, а что внизу, ближе-дальше, впереди-сзади, справа-слева, под-над.

        Еще одно важное упражнение для формирования пространственной ориентации на листе - это фиксация ритма, который слышит ребенок, посредством ритмических рисунков и чтение этих рисунков. Взрослый хлопает ритм, ребенок слушает его и повторяет. Простые ритмы построены на основе манипуляции с темпом (например: три хлопка в быстром темпе, пауза, два хлопка в медленном и т. д.); с метром (например: два хлопка громких, пауза, два хлопка тихих, пауза и т. д.). Взрослый объясняет ребенку, что ритм можно изобразить с помощью условных знаков (палочек, кружочков, звездочек и т. д.). Ребенок хлопает ритм, взрослый зарисовывает ритмический рисунок, затем ребенок отхлопывает ритм по ритмическим рисункам.

        Для развития пространственной ориентировки очень полезным является штриховка. В основе штриховки лежит ритмический рисунок: линии сочетаются с пропусками, как длительность звука с паузами. Затем можно переходить к заданиям на копирование по клеточкам, которые разовьют устойчивость и объем зрительного восприятия, что поможет будущим первоклассникам предупредить, а школьникам избежать ошибок на письме. При выполнении первых заданий детям нужно помогать, но постепенно приучать их к самостоятельности.[2]

        Все эти моменты специалисты детского сада должны разъяснять родителям. Если в дошкольном возрасте не сформировать зрительное восприятие и пространственные представления, то ребенок с ОНР придет в школу не готовым и у него возникнут проблемы в виде нарушения письма, которые в школе будет преодолеть очень трудно.

        Таким образом, только пройдя последовательно развитие в соответствии с этапами формирования мозга, можно надеяться на то, что процесс адаптации к школьной жизни будет успешным. А самое главное - это гармоничные детско-родительские отношения: умение жить одной жизнью с ребенком, делиться мыслями и чувствами в доступной форме, вместе заниматься любимыми делами. Тогда, несомненно, ребенок будет уверен в себе, потому что за его спиной опора в виде понимающей, принимающей его и любящей семьи. И только так можно предупредить все сложности адаптационного периода при поступлении в школу.

Литература:

  1. А.В.Ундзенкова, Л.С.Колтыгина. Графемика.[Текст]/-Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2006. - 128 с.
  2. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подгот. к шк.[Текст]/Е.А.Максимова [и др.]. - М.: Обруч, 2011.- 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей - залог успешного обучения в школе

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и  успешного обучения в школе. Чем лучше речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его в...

Речевое развитие детей - залог успешного обучения в школе

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и  успешного обучения в школе. Чем лучше речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его в...

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного обучения в школе"

Презентация к родительскому собранию, тема: "Хорошая речь ребенка-дошкольника - залог успешного  обучения в школе"...

Социально–коммуникативное развитие ребенка как залог успешной адаптации к школе»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17648488","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17648490","...

«Развитие речи — залог успешного обучения в школе»

Речь – это процесс общения, опосредованный языком. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения....

Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе

Именно занятия физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста могут внести значительный вклад в подготовку к обучению в школе. От успешности этой подготовки будет зависеть успешность его адапт...

Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе

Как показывает практика подготовки детей дошкольного возраста (далее – дошкольники) среди многообразия факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, наиболее ...