Теория детской игры
презентация

Тулзакова Наталья Сергеевна

Систематизация роли и значения игровой деятельности в дошкольном периоде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_detskoy_igry.pptx293.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория детской игры. Выготский Л . С. о роли игры в развитии ребенка. Выполнила воспитатель ГБОУ гимназии №196 СПб Тулзакова Н.С.

Слайд 2

« ИГРА» В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ До ХIХ в. игра рассматривалась как всякая деятельность ребенка, не преследующая в качестве цели получение результатов, ведущаяся для удовольствия, «не всерьез». К. Гросс впервые попытался дать научное определение игры и классифицировать детские игры. Д.Б . Эльконин рассматривал игру как совершенно своеобразную деятельность, объединяющую все виды детских активностей. Л.С. Выготский говорит, что критерием игры является наличие мнимой ситуации. Игра – это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Д етская игра, возникающая в ходе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; именно с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, что обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Слайд 3

ОПРЕДЕЛЕНИЯ психологическое : « Игра – деятельность в условной ситуации, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта» дидактическое : « Игра – форма образовательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации и имеющая двуплановый характер: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и регламентирующими обстоятельствами»

Слайд 4

СТРУКТУРА ИГРЫ: роли , взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими . Единица игры, объединяющая все её аспекты, - роль . Сюжет игры - воспроизводимая в ней область действительности; Содержание игры - воспроизведение детьми моментов деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. Характерная особенность игры - ее двупланность , присущая также драматическому искусству.

Слайд 5

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ как средство обучения ( учить, играя ) как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки ( отдыхаем, играя ) как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности ( развиваем, играя ) как средство коррекции ( помогаем решать проблемы в игре ) как средство и форма досуговой деятельности ( развлекаемся в игре ) как средство диагностики ( раскрываемся в игре )

Слайд 6

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГР : точность воспитательно -образовательной задачи четкость объяснения правил и методики проведения игры соответствие игры возрасту, уровню развития и интересам детей соответствие игры общему направлению деятельности объединения и задачам конкретного занятия эмоциональность и заинтересованность самого педагога в процессе игры вариативность , повторяемость и сменность игрового репертуара

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИИ ИГР Базовая классификация игр отражается аббревиатурой АДИК. А — азартные, Д — дидактические, И - информационные К — комбинаторные. Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В отечественной педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. Она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

Слайд 8

Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка

Слайд 9

КАК ИГРА ВОЗНИКАЕТ В РАЗВИТИИ? Возникают своеобразные побуждения и потребности – целый ряд нереализуемых непосредственно желаний Тенденция к удовлетворению желаний без отсрочки во времени Расхождение видимого и смыслового поля Почему ребёнок играет? Это «воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний».

Слайд 10

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА В ИГРЕ Ребёнок создает мнимую ситуацию В игре ребёнок свободен, но это иллюзорная свобода. Мнимая ситуация всегда будет заключать в себе правила. Наибольшая сила самоуправления у ребёнка возникает в игре. «В игре ребёнок научается действовать в познаваемой, т.е. в мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи»

Слайд 11

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ИГРА? Ребёнок начинает с мнимой ситуации, первоначально очень близкой к реальной. Правило находится в сжатом, скомканном виде. По мере развития игры идёт движение в сторону осознания цели игры. Игра есть целевая деятельность ребёнка. Постепенно цель становится тем, ради чего предпринимается всё остальное. В конце развития выступает правило. Чем оно жестче, тем игра становится напряженнее и острее.

Слайд 12

ИГРА – ВЕДУЩАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В игровой деятельности формируются п сихические качества и личностные особенности В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности.

Слайд 13

Литература : Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2009 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 6.- 1966. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг. – М., 1994 Шмаков А. Игры учащихся феномен культуры. М,: 1994 Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Теории детской игры».

Начало разработки теории детской игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 века как: Шиллер, Спенсер, Вундт. Согласно взглядов этих факторов, происхождения игры связаны с происхождением ис...

Статья: «Теории детской игры».

Начало разработки теории детской игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 века как: Шиллер, Спенсер, Вундт. Согласно взглядов этих факторов, происхождения игры связаны с происхождением ис...

"Детские игры дома: старинные детские игры"

Консультация для родителей об организации старинных детских игр дома....

Интеллект-карта "Основные теории развития игры"

Представлены основные идеи и взгляды на игру отечественных и зарубежных ученых...

Теория детской культуры Маргарет Мид

Теория детской культуры Маргарет МидПри различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к различению...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...

Основные теории детской игры.

В работе представлены основные теории и точки зрения на детскую игру величайшими философами и психологами.  Рассмотрим основные подходы к исследованию детской игры различными выдающимися дея...