СКАЗКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
статья (средняя группа)

Ларюшкина Оксана Ивановна

Средний дошкольный возраст является сензитивным периодом для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Одним из самых древних психологических и педагогических методов является – сказка, известная нам как один из способов передачи знаний о духовном пути и социальной реализации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazka.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

 

Развитие эмоциональной сферы дошкольников – это целенаправленный педагогический процесс, который тесно связан с личностным развитием детей, с процессом их социальной адаптации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных норм и ценностей. Средний дошкольный возраст является сензитивным периодом для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок 4-5-х лет впечатлителен, открыт для усвоения культурных и социальных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от таких психических процессов, как мышление, восприятие, воображение. В психолого-педагогической литературе отмечается, что обретаемый в дошкольном возрасте опыт эмоционального отношения к миру весьма прочен и принимает характер установки. Педагоги, работающие с большим количеством детей, часто выпускают это из поля зрения своей профессиональной деятельности или решают подобные задачи отдельными фрагментами, безсистемно [2]. Одним из самых древних психологических и педагогических методов является – сказка, известная нам как один из способов передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Не зря сказку приравнивают к воспитательной системе, которая сообразна духовной природе человека.  По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой любая сказка ориентирована на социально педагогический эффект: она способна обучать, воспитывать, предупреждать, учить, побуждать к деятельности [4].  Сказка также выполняет и терапевтическую (лечебную) функцию, которая служит основанием для формирования нового направления – сказкотерапии, то есть лечением людей с использованием сказки. Сказка, как метод воспитания и терапии, эффективна в любом возрасте, а особенно в детском. Благодаря сказкам, в сознании дошкольника формируется своеобразный «банк» разнообразных жизненных ситуаций, его восприятие образа окружающего мира [4]. Привлекательность сказки для педагогов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью.

 Сказка информативна. Через анализ придуманной сказки педагог можно получить информацию о жизни ребенка, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

 Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа педагога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказке, он может использовать различную атрибутику, например: куклу, костюм, музыкальный инструмент, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

 Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и педагог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие малыша к «терапевтическому» процессу.

 Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

 Сказка эмоциональна. Через участие в сказках малыш накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляется его социальный иммунитет.

 Сказка мудра. Через сказку педагог имеет возможность передать дошкольнику, его родителям новые способы и алгоритмы выхода из какой-либо проблемной ситуации.

 Сказка – это прекрасный инструмент развития дошкольника. Ребенок слушает, обсуждает, придумывает сказку. Он учится принимать решения, анализировать различные ситуации, в которые попадают герои. При этом развивается его фантазия, логическое мышление. Со сказкой ребенок познает окружающий мир.  

 Сказка – это своеобразное зеркало. Оно отображает реальный мир через осознание личного восприятия ребенка.

В сказке нет ничего невозможного. И чаще всего в сказке - счастливая концовка. Ведь «ее величество Сказка» – это, прежде всего, шанс понять и принять окружающий мир, изучить его и, может быть, изменить что-то в себе. Нередко в сказках отражаются различные пути решения проблем, содержатся ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает ребенку справляться с трудностями (однако, всегда нужно помнить о возрастных особенностях психики дошкольника, понимать, чем заняты его мысли в данный период, что тревожит, чего ему хочется, о чем он мечтает). Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и рассматривается как значимый психопрофилактический фактор. При помощи сказки можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе…  Известно, что умственное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме, даже когда он не видит эти предметы. Ребенок начинает воспроизводить модели той действительности, с которой имеет дело, строит ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку «объяснить» окружающую действительность.

Возраст 4-5 лет – наиболее сенситивен для сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты, который исчезает в процессе умственного и эмоционального развития дошкольников (к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают навсегда). По мере того, как расширяется сфера детского общения, дошкольники способны испытывать действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их внутренний эмоциональный мир. У ребенка возникает необходимость в сдерживании ситуативных эмоций, управлении выражения собственных чувств. Научиться этому помогают сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, можно подобрать готовую либо составить новую коррекционную сказку, в которой метафорически спрятана информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и может проиграть способы преодоления страха, сравнивая себя с главным персонажем сказки. Возможно, ребенку стоит предложить нарисовать картинку к сказке, проиллюстрировать сказку по-своему, придумать другую с этим же главным героем и др. В процессе подобной деятельности малыш не только «познакомится» со своим страхом, но и научится с ним справляться. Каковы основные идеи сказки? - осознание своего потенциала, ценности собственной жизни; - понимание причинно-следственных связей событий и поступков; - познание разных стилей мироощущения; - осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром; - внутреннее ощущение силы и гармонии.

Сказка в определенной степени удовлетворяет несколько естественных психологических потребностей ребенка дошкольного возраста:

1) потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

2) потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые непреодолимые препятствия и, в основном, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

3) потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда сначала поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими различными персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;

3) социальная компетентность, которая состоит из трех компонентов:

а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуациям способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка к сопереживанию персонажам, у дошкольника появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Последнее время педагоги советуют родителям сочинять с детьми сказки. Почему это полезно для дошкольника? Известно, что то, что вызывает дискомфорт у ребенка, «записано» у него в правом полушарии мозга в виде чувства. В сказочной форме взрослые начинают разговаривать с детьми на языке правого полушария – на языке сравнений по аналогии и метафорами, пытаясь не только создать новые красивые образы, но и как бы прося мозг обрисовать свои негативные чувства в виде некого образа. Когда «страшилка» (сказка из детских страхов) готова, мы изменяем ее: делаем поменьше, посимпатичнее, «попушистее», наряжаем в красивые или смешные одежды, придумываем веселый характер. Постепенно негативное чувство, вылившееся в отрицательный образ, меняется на положительное. А созданный образ еще долго будет веселить детей, пробуждая добрые чувства в их душах.  

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и, соответственно, - образных способов их решения. Ребенок, слушая сказки, накапливает в бессознательном определенный символический «банк жизненных ситуаций», который в случае необходимости можно активизировать. Если мы вместе с ребенком будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, запрятанные в них, будут находиться у ребенка не в пассивном, а в активном состоянии. Не в подсознании, а в сознании. Так, постепенно, у нас получится подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности [4]. В работе со сказками следует обязательно учитывать тип применяемых сказок, поскольку у каждого типа имеются свои психологические цели. Все сказки, которые используются психологами и педагогами, можно разделить на пять типов: дидактические, медитативные, психо-коррекционные, психотерапевтические и психологические [4]. Дидактические сказки имеют цель сообщить некоторые новые знания. В сказках данного типа используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором живут герои. В таких сказках раскрывается смысл и важность определенных знаний, в них содержатся задание образовательного характера, которые ребенок должен выполнить.  Медитативные сказки нацелены, прежде всего, на создание какого-то эмоционального состояния, чаще всего – состояния релаксации. Они могут не иметь четко обозначенного сюжета и представлять собой некоторую «зарисовку», визуализацию ярких сказочных образов. С помощью сказок этого типа происходит глубокое погружение в сказочный процесс через обращение к своему внутреннему состоянию и пробуждение личностных потенциалов. Такие сказки обязательно нужно читать и слушать в специально созданных условиях. Медитативные сказки содержат позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. Этот тип сказок может еще и служить настроем к новой психотерапевтической работе. Психо-коррекционные сказки создаются для мягкого и лояльного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла всего происходящего. В психо-коррекционных сказках слушателю обычно преподносится некая модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, которые происходят с героем, должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Так ребенок обретает через сказку возможность осознать свои собственные переживания и осмыслить отдельные психологические характеристики. Возможные альтернативы в поведении, понятые благодаря сказке, помогут ребенку увидеть разные стороны возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.  Психо-терапевтические сказки имеют следующие цели: обращение к глубинному «Я» ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения; оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. Данный тип сказки часто имеет форму притч. Они являются наиболее важными и глубокими и обладают самой большой силой воздействия.  Особенный тип сказок – психологическая сказка, которая определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Основная цель данного типа – влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей. Таким образом, такая сказка – прежде всего развивающая [4].

 Организуя работу со сказкой, необходимо придерживаться следующий рекомендаций:       1.Групповые и индивидуальные занятия с детьми среднего дошкольного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью до 20 минут. При подгрупповой работе число участников составляет от трех до десяти человек.

2. Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Для детей среднего дошкольного возраста такими ритуалами могут стать: действия с волшебными предметами (волшебное зеркальце, волшебное колечко, золотой ключик и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у этого проводника есть история, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться за помощью к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть различные игрушки, чаще всего - это куклы.

3. Сказочное путешествие детей необходимо наполнить разнообразными играми, которые позволят поближе познакомиться со сказкой.

4. Использовать разнообразные методы и приемы работы со сказкой:  

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению;

2) зарисовка наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) инсценировка, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выберет для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут «проиграны».  

5. Каждый этап сказки необходимо обсуждать, проговаривать, т.к. наиболее важно уловить чувства ребенка.

6. Лучше сказку не читать, а рассказывать – в таком случае слушатель более активно воспринимает образы.

 7. Сказку можно не только слушать, но и обсуждать с ребенком уже существующую сказку: оценить поступки героев, дать им характеристики, высказать какие-то предположения почему герой именно такой.

Таким образом, правильно организованная педагогическая работа со сказкой даст незамедлительно плодотворный результат, т.к. сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

 

Литература

 

1. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений в 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1994. – 367 с.  

2. Ковалев А.Г. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: АСТ, 2011. – 217с.

3. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы / сост. Веприцкая Ю.Е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 123 с.

 4. Тренинг по сказкотерапии / под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.: Речь, 2007. – 176 с.

5. Шевцов А.Ю. Прикладная психология сказки. – Иваново: Роща, 2005. – 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...

"Сказки-шумелки" - эффективное средство для творческой самореализации дошкольников"

Сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия, мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста....

«Сказка, как эффективное средство логопедической коррекции»

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, сказку можно использовать и с целью коррекции нарушений речи. Обыгрывая любимые сказки, дети учатся пересказывать. Показывая сказку, малыши учатся регулиров...

Выступление на педагогическом совете ДОУ " Кинезиологические сказки как эффективное средство коррекции и развития детей с ОВЗ"

Кинезиологические сказки актуальны для коррекционно-развивающих групп, как своеобразная гимнастика для мозга. В последнее время кинезиология пользуется огромной популярностью....

Сказка как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, ...

Сказка как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

В данном материале, Сказка рассматривается как эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста....

«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в...