«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)

Тихонова Виктория Константиновна

В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в качестве эффективного средства русскую народную сказку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_i_rr_3-4.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Аннотация: В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в качестве эффективного средства русскую народную сказку.

Ключевые слова: речь, профилактика речевых нарушений, сказка.

Отличием человека от животного является возможность общения и изъяснения своих мыслей словами. Это является одной из его первостепенных потребностей и дает возможность реализоваться как личность. Установлено, что оценка уровня развития речи дошкольника является важным индикатором его общего развития.  

На основе наблюдений последних лет можно сделать вывод о том, что современные дошкольники подвержены различным нарушениям речи, заметным уже с раннего возраста. Поэтому принятие профилактических мер в этом направлении является одной из первостепенных задач для педагогов при работе с дошкольниками с момента их поступления в ДОО.

Только комплексное и целенаправленное воздействие на ребенка со стороны взрослого может дать положительный результат в развитие всех сторон его речи. И произведения русского фольклора, в частности русские народные сказки, часто используемые нами в работе, показали себя одними из наиболее эффективных методов развития речи. И вот почему.

Всем известно, что первое художественное произведение в жизни каждого ребенка — это сказка. Для детей, в силу их физиологических особенностей, речь взрослых сложная к пониманию, они легко воспринимают простой, но в то же время интересный контекст, а также многократно повторяющиеся действия. Это и входит в состав самых простых детских сказок (Колобок, Курочка ряба, Теремок), что помогает детям понять и запомнить незнакомые слова.

Во многих отношениях сказка является благодатным материалом для развития детей. Дети легко ее воспринимают, она располагает к беседе, помогает формированию нравственных представлений. Кроме того, обществу давно уже известно терапевтическое воздействие сказки. При этом методы воспроизведения, такие как прослушивание или пересказ, дают не худший результат, чем дополнение и обыгрывание услышанного.  

Рассмотрим, как сказка влияет на развитие речи. Казалось бы, простое действие в виде прочтения сказки ребенку помогает решению очень важных задач:

  • способствует расширению словарного запаса;
  • знакомит с художественными оборотами и метафорами;
  • провоцирует способность к звукоподражанию;
  • демонстрирует пример составления разных по структуре предложений.

По прошествии определенного времени влияние сказки на речевое развитие ребенка увеличивается в прогрессии.  Дети начинают оценивать поступки героев, не только главных, но и второстепенных, с удовольствием делиться впечатлениями о прочитанном, придумывать новые повороты сюжета и героев в традиционных произведениях.

Как показывает многолетняя практика, сказка является незаменимым помощником для активации речи детей, обогащает их словарный запас и развивает воображение.

В заключение отметим, что на педагогов возложена огромная ответственность и будущее всего подрастающего поколения зависит от того, на сколько сознательно они относятся к собственной деятельности.  

Список информационных источников:

  1. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. - М.: Литера, 2018.
  2. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...

Песочная анимация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964017","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964025","attributes":{"alt":"","class"...

Ритмодекламация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать....

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...

«Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».

laquo;Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»....