План по саморазвитию "Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Руфова Людмила Вячеславовна

План по саморазвитию для младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №47»

Программа саморазвития.

Тема:

«Сказка, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Руфова Людмила Вячеславовна

(Ф.И.О. педагога)

Воспитатель

(специальность)

Высшее

(образование)

9 лет.

(стаж педагогической работы)

Арзамас, 2018-2019

Введение

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, отвечают на вопросы односложными словами, не могут повторить  фразу за воспитателем, у них ограниченный словарный запас.

Одним из современных средств, направленных на развитие речи является сказка. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве.  Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Проблема: недостаточный словарный запас, односложная речь, состоящая только из простых предложений, сложность в ведении диалога, неэмоциональность речи.

 Цель: способствовать развитию речи  детей 3-4 лет.

Задачи:

  • Повышение педагогической компетентности по данной теме;
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, тематическими альбомами, наглядными материалами для развития речи;
  • Повышение педагогической компетентности родителей по данной теме, вовлечение их в воспитательно – образовательный процесс.

Этапы работы

Содержание деятельности

Способы трансляции

1.

Подготовительный

Сентябрь 2018

Изучение методической литературы

  • Регулярный  обзор периодических изданий, методической литературы.
  • Диагностика
  • Приобретение и использование в работе методических новинок.
  • Регулярный просмотр Интернет – ресурсов.

Повышения квалификации

  • Изучение опыта работы коллег в Интернет – ресурсах.

Формирование

теоретической базы.

 Накопление научно –

теоретических, научно-

методических материалов по

теме саморазвития.

Формирование электронной

базы научно –

теоретических, научно-

методических материалов.

2.

Практический

Октябрь2018-Апрель2019

Разработка комплекта методических материалов

  • Чтение сказки «Колобок»
  • Чтение сказки «Теремок»
  • Чтение сказки «Заюшкина избушка»
  • Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Показ на фланелеграфе и инсценирование сказок.
  • Пальчиковый театр по сказке «Колобок»
  • Аппликация с использованием пшена – «Колобок».
  • Игра – драматизация по сказке «Заюшкина избушка»
  • Рисование «Зайка»
  • Прослушивание аудиосказки «Теремок»
  • НОД «В гостях у сказки…»
  • Дидактическая игра «Отгадай сказку»
  • Интерактивная игра «Из какой сказки герой?»
  • Дидактическая игра «Кто за кем?»
  • Дидактическая игра «Собери картинку и назови сказку»
  • Подвижная игра «Теремок»
  • Подвижная игра «Волк и козлята»
  • Игра малой подвижности «Колобок»

Разработка комплекта материалов для взаимодействия с родителями:

  • Рекомендация  для родителей «Развитие речи детей посредством сказки»
  • Буклет «Игры для развития речи»
  • Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»
  • Мастер – класс в рамках родительского собрания «Поиграем вместе»

Проведение совместной

деятельности с детьми.

Оформление наглядного

материала (атрибуты к

сказкам, альбомы)

Формирование электронной

базы методических

материалов.

3.

Аналитический

Май 2018

  • Анализ и обобщение результатов работы, соотношение результатов поставленной цели и задачам.
  • Публикации по теме самообразования

Распространение

педагогического опыта в

рамках педагогического

сообщества.

Результат:

  • Изучена и проанализирована литература;
  • Повысилась педагогическая компетентность родителей, привлекались к участию в педагогическом процессе;
  • РППС пополнена дидактическими материалами, тематическими альбомами.

Перспектива:

  • продолжить работу по развитию речи в старшей группе.

Перспективный план

Месяц

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Обогащение РППС

Сентябрь

Диагностика

Изучение литературы, пособий, сбор информации из  различных источников по теме.

Октябрь

Чтение сказки «Колобок»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Настольный театр «Колобок»

Изготовление родителями настольного театра «Колобок»

Настольный театр «Колобок»

Тематический альбом «В гостях у сказки»

Ноябрь

НОД «В гостях у сказки…»

Аппликация с использованием пшена «Колобок»

ИМП «Колобок»

Совместный просмотр с детьми мультфильма «Колобок»

Декабрь

Чтение сказки «Теремок»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок»

Дидактическая игра «Кто за кем?»

Подвижная игра «Теремок»

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников».

Мастер – класс в рамках родительского собрания «Поиграем вместе»

Пополнение альбома «В гостях у сказки»

Дидактическая игра «Кто за кем»

Январь

Прослушивание аудиосказки «Теремок»

Показ на фланелеграфе и инсценирование сказки «Теремок».

Рисование «Теремок»

Изготовление родителями героев сказки «Теремок» на фланелеграф.

Театр на фланелеграфе «Теремок»

Февраль

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Игра – драматизация по сказке.

Изготовление родителями атрибутов к сказке. ( шапочки).

Пополнение альбома «В гостях у сказки»

Шапочки для игры – драматизации по  сказке «Заюшкина избушка»

Март

Рисование «Зайка»

Дидактическая игра «Собери картинку и назови сказку»

Дидактическая игра «Собери картинку и назови сказку»

Апрель

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Подвижная игра «Волк и козлята»

Совместное прослушивание аудиосказки «волк и семеро козлят»

Пополнение альбома «В гостях у сказки»

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Май

Анализ и обобщение результатов работы, соотношение результатов поставленной цели и задачам.

Диагностика.

Интерактивная игра «Из какой сказки герой?»

Публикации по теме самообразования

Буклет «Игры для развития речи»

Интерактивная игра «Из какой сказки герой?»


Литература

  1. Антипина Е. А. М., ТЦ Сфера 2003 «Театрализованная деятельность в детском саду».
  2. Новиковская О. А. СПб «Детство-пресс» 2008 .«Конспекты занятий по сказкам с детьми 3-4 лет».
  3. БольшоваТ. С. Изд. «Детство-Пресс» 2001 «Учимся по сказкам».
  4. Ткаченко Т. А. ООО «Издательство ГНОМ и Д» 2001 «Формирование и развитие связанной речи у детей 3-4 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...

Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В статье рассказывается о развитии мелкой моторики рук, как средстве развития речи детей младшего дошкольного возраста....

План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

Родительское собрание в младшей группе «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:- одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функц...