План самообразования на тему: "Использование инновационных технологий и моделей организации театрализованной деятельности, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста".
методическая разработка (младшая группа)

план самообразования предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста в группах общеразвивающего вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_teatr.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

воспитателя Никитиной Елены Витальевны

на тему: «Использование инновационных технологий и моделей организации театрализованной деятельности, как средства развития речи  детей младшего дошкольного возраста».

Цель: повышение профессионального уровня и систематизация работы по теме.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы;
  2. Изучить  педагогический опыт по использованию инновационных технологий и моделей организации театрализованной деятельности, как средства развития речи  детей младшего дошкольного возраста; 
  3. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
  4. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью инновационных методов и приёмов.

Актуальность.

Одним из видов детской деятельности в ДОУ, широко используемой в процессе развития речи детей и обогащения активного и пассивного словаря, является театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

        Говоря о формах, мeтодах и приемах обучения детей на современном этапе, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО и ФОП ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов организации образовательной деятельности, поэтому поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. 

Список литературы:

  1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду. – АРКТИ, 2010

2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006

3. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993

4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

5. Инновационные модели организации музыкально – театрализованной деятельности в современном детском саду: интерактивное пособие/Буренина А.Б.- Электрон. текстовые дан.- Москва, ВОО «Воспитатели России.- 2023

6. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007

7. Лыкова И.А.Театр на столе: Пластилиновый спектакль – Цветной мир, 2012

8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009

9. Нищева Н. Ф. Картотека предметных картинок: Наглядный дидакт. материал. – СПб.: Детство-Пресс, 2018 г.

10. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 - 336 с.

11.  Шорыгина О. А. «Играем в сказку», ТЦ «Сфера», Москва 2006г.

Интернет – ресурсы:

•  Белоусова О. М.  Инновационные технологии использования театрализованной

деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ// Сайт для учителей [электронный ресурс]/ - Режим доступа:  https://kopilkaurokov.ru/

  • Белошенко И.В. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста// Социальная Сеть работников образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/
  • Елистратова О. А. Из опыта работы «Пальчиковый театр теней» // Сайт для Воспитателей детских садов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://dohcolonoc.ru/Инновационная деятельность в детском саду // Обучение детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://melkie.net/author/minmar_13/
  • Котова Т. В. Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста» // Портал образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portalobrazovaniya.ru/

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические выходы (результат)

Подготовительный этап

(организационно – теоретический)

Сентябрь –декабрь 2022

  1. Подбор и изучение нормативных документов, научно – методической литературы, новинок методических материалов;
  2. Ознакомление с опытом работы педагогов по теме в периодических изданиях, интернет - ресурсах по использованию инновационных технологий и моделей организации театрализованной деятельности, как средства развития речи  детей младшего дошкольного возраста;
  3. Организация предметно – развивающей среды по теме;
  4. Составление плана работы на 2022 – 23 учебный год;
  5. Пополнение методической копилки  методическими разработками для работы с детьми, родителями, педагогами.

  1. Список литературы по теме.
  2. Каталог статей в журналах;
  3. База данных по ссылкам интернет – ресурсов по теме;
  4. Наглядно – иллюстративный материал;
  5. Перспективные планы;
  6. Материал для родителей (консультации, памятки, мастер – классы).
  7. Консультация – практикум для воспитателей.  

Основной этап

(практический)

Январь – май 2023 г.

  1. Внедрение в работу дидактического материала в совместной и самостоятельной деятельности.
  1. Проведение мероприятий по теме самообразования.

Заключительный этап

(подведение итогов)

Май 2023 г.

  1. Анализ полученных результатов, подведение итогов самообразования, определение перспектив работы по изученной теме.
  2. Подготовка отчета работы с презентацией наработанного материала.
  1. Выступление на методическом часе с презентацией

 «Использование инновационных технологий и моделей организации театрализованной деятельности, как средства развития речи  детей младшего дошкольного возраста».

Перспективный план работы

на тему: «Использование инновационных технологий и моделей организации театрализованной деятельности, как средства развития речи  детей младшего дошкольного возраста».

Месяц

Мероприятия

Цель

Работа с родителями

1

сентябрь

Чтение русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»; стихотворений, потешек, загадок о героях сказок; прослушивание аудиозаписи сказок; рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; показ кукольного театра.

Сформировать интерес к театрализованным играм, к детским литературным произведениям через организацию систематического чтения и просмотра небольших кукольных и настольных театров.

Информация для родителей:

«Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Игры – драматизации как один из видов  театрализованной деятельности».

2

октябрь

Чтение русских народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Теремок»; показ настольного театра, прослушивание аудиозаписи сказок; рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;

Театрализованные игры: «Лисичка и зайчики»,

«Волк зубастый»,

«Солнышко и дождик»,

«Кошка и мышки».

Создавать педагогические и материальные условия для развития театрализованных игр детей, обеспечивая игровое пространство и время для совместной с воспитателем и самостоятельной театрализованной деятельности.

Информация для родителей: 

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

3

ноябрь

Чтение русской народной сказки

«Три поросёнка».

Проговаривание и заучивание чистоговорок:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Ох, и яркие шары.

Разучивание стихов:

«Огуречик, огуречик…»,

«На улице три курицы».

Развивать звуковую культуру речи. Учить детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Консультация для 

родителей:

«Роль скороговорок в развитии речи детей»;

Информация для родителей:

«О пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка».

4

декабрь

Чтение сказок:

Л. Воронковой

«Снег идёт», «Маша растеряша»

Е. Пермяк        

«Как Маша стала большой».

Мимические этюды с жестами:

Нам грустно ---------------------

Нам весело -----------------------

Мы сердимся --------------------

Мы испугались ------------------

Мы устали ------------------------

Не хотим, не надо --------------

Мы удивлены --------------------

Мы любим покушать ---------

Способствовать обогащению впечатлений и игрового опыта детей. Учить вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса.

Консультация для родителей: «Мимическая гимнастика для детей»;

5

январь

Чтение сказки:

Д. Мамина-Сибиряка

«Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост»;

Двигательные этюды:

Важный петушок ---------------

Котята «Руки-лапки» ----------

Котик царапается ---------------

Котик умывается ---------------

Собачки «Руки-лапки» --------

Собачки роют землю ----------

Куклы -----------------------------

Конструирование

«Домик для животных»

Тренировать в использовании различных интонаций, темпах произношения.

Формировать у детей импровизационные умения.

Консультация для родителей:

«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

6

февраль

Показ и пересказ сказок «Колобок», «Репка»;

Пение детской песенки «Два веселых гуся»;

Слушание музыкальных произведений:

Антошка»,

«Песня Бременских музыкантов»;

Заучивание стихотворения

А. Барто «Кораблик».

Создавать педагогические и материальные условия для развития театрализованных игр детей, обеспечивая игровое пространство и время для совместной с воспитателем и самостоятельной театрализованной деятельности.

7

март

Показ и пересказ сказки

«Курочка ряба», пальчиковый театр;

Прослушивание музыкальных

произведений:

«Песня крокодила Гены», «Песенка мамонтёнка»,

«Песня бабок Ёжек»;

Чтение и заучивание чистоговорок: 

ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Волк не страшен лишь...ежу

 ЗА-ЗА-ЗА! ЗА-ЗА-ЗА На лугу стоит …коза

ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Над цветком жужжит...пчела 

Подвижные игры с элементами театральной игры:

 «Лиса и зайцы», «Самолёты», «Воробушки»;

Учить воспроизводить диалог героев, использовать интонационную выразительность, жесты, мимику. Совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Консультация для родителей:

«Что читать дошкольникам»;

Изготовление папки – передвижки

«Игрушка в жизни ребенка».

8

апрель

Чтение сказок

«У страха глаза велики…»

«Трусливому зайке и пенёк волк»        

Заучивание стихотворения

С. Черного «Приставалка»;

Разгадывание загадок о русских народных сказках;

Показ представления сказки «Теремок» театр би-ба-бо;

Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности.

Папка передвижка

«Ум на кончиках пальцев».

9

май

Чтение сказки  К. Чуковского «Путаница»;

Показ представления сказки «Репка», настольный театр;

Игры с детьми «Изобрази какое – либо животное».

Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности.

Фотоотчѐт для родителей на родительском собрании.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных ...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

      Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельност...

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка....

Обобщение опыта работы"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"2022г.

Обобщение опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 2022г....

Проект по теме: "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".

Тип проекта: познавательный, игровой.Продолжительность проекта:Долгосрочный (сентябрь – февраль)Участники проекта:Дети младшей-средней группыВоспитателиРодители...