Проект по теме: "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".
проект по развитию речи (средняя группа)
Тип проекта: познавательный, игровой.
Продолжительность проекта:
- Долгосрочный (сентябрь – февраль)
Участники проекта:
- Дети младшей-средней группы
- Воспитатели
- Родители
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 334.52 КБ |
prezentatsiya_teatraln.pdf | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Долгосрочный проект по теме:
«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила: Жульдикова
Анастасия Валерьевна
2023
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию проект по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Тип проекта: познавательный, игровой.
Продолжительность проекта:
- Долгосрочный (сентябрь – февраль)
Участники проекта:
- Дети младшей-средней группы
- Воспитатели
- Родители
Актуальность
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.
Входной мониторинг в группе «Малышок» показал недостаточный уровень речевого развития детей.
Для того, чтобы в определенный период развития помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и постоянном формировании их речи. Это – основное условие успешного обучения, так как посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова выражаются мысли.
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра в этом смысле – наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в ней происходит всестороннее развитие дошкольников.
Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Знаменитый советский психолог Л.С Выготский отмечал, что театр – самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность – это не просто игра!!! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно – художественное оформление, пластику, движение, и по своей сути, является игрой. А игра – наиболее важная деятельность ребенка. Таким образом, в театрализованной деятельности ребенок развивается всесторонне. Мы можем затронуть все образовательные области, используя театрализацию. Особенность театрализованных игр – занятия заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Я считаю, что в игре театрализации формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель проекта: Формирование и совершенствование речевых умений и навыков детей, через вовлечение их в театрализованную деятельность. Задачи проекта:
- Развивать речь детей средствами театра: через игры - подражания, имитации, инсценировки, игры – драматизации.
- Дать детям элементарные представления о театре. Познакомить с видами театра.
-Формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.
-Развивать и совершенствовать все стороны речи, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи.
- Продолжать расширять представления детей о сказках.
- Повысить компетентность родителей по вопросам развития речи у детей и развития творческих способностей через театральную деятельность.
- Обогатить предметно – развивающую среду.
Важный принцип проекта – интеграция определяемая взаимосвязью и взаимопроникновением образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Социально – коммуникативное развитие:
– Игры- ситуации;
– Игры-пантомимы на развитие мимики.
Познавательное развитие:
-Дидактические игры;
-Беседы.
Речевое развитие:
-Артикуляционная гимнастика;
-Пальчиковая игра;
-Скороговорки, потешки, стихи;
-Чтение русских народных сказок по мнемотаблицам;
-Хороводные игры;
-Массаж, самомассаж.
Художественно-эстетическое развитие:
-Музыкальные игры;
-Игры-имитации;
-Лепка, рисование, аппликация.
Физическое развитие:
-Подвижные игры
Методы реализации поставленных задач:
- Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
- Практические методы: упражнения, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.
- Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, просмотр мультфильмов и сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, заучивание стихов, театрализованная деятельность, изготовление разных видов театра.
- Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок.
- Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы.
Формы работы:
- НОД
- Познавательные беседы
- Дидактические игры
- Театрализованные игры
- Рассматривание иллюстраций, игрушек
- Чтение, прослушивание и обсуждение художественной литературы
- Игры на развитие интонационной выразительности
- Словесные, настольные и подвижные игры
- Пальчиковые игры с проговариванием
- Разучивание чистоговорок, потешек
- Рассказывание по сюжетным картинкам
Предполагаемый результат:
- Активное участие ребенка в играх – инсценировках, драматизациях, в театрализованных играх, в пальчиковых играх.
- Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх.
- Проявление эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно – художественные произведения, песенки, потешки.
- Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
- Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений
- Расширение словарного запаса, развитие связной речи
- Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность.
- Привлечение родителей к созданию условий для театрализованной деятельности.
- Вызвать желание родителей участвовать в жизни детского сада.
Проект реализовывался в несколько этапов:
I этап – подготовительный
- Подбор и изучение методической литературы
- Осуществление входной диагностики
- Привлечение родителей к участию в проекте
II этап – основной
- Совместная деятельность педагога с детьми
- Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала
- Обогащение предметно - развивающей среды.
III этап – заключительный
- Проведение театрализованных игр
- Анализ результатов проведенной работы
- Презентация проекта
Сроки проведения | Содержание деятельности | Участники | Планируемый результат |
1 этап подготовительный | |||
Сентябрь | -Подбор и изучение методической литературы -Осуществление входного мониторинга. - Подготовка конспектов театрализованной деятельности. -Подбор упражнений для развития мимики, жестов, фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями. -Создание картотек пальчиковых, артикуляционных гимнастик. -Пополнение с привлечением родителей, развивающей предметно – пространственной среды различными видами театров. - Привлечение родителей к созданию совместно с детьми творческой выставки «Наши любимые сказки». -Подбор иллюстраций к сказкам. -Подбор стихотворений, потешек для заучивания. -Подбор подвижных игр для подражательных действий. | Воспитатель, родители | -Проведение мониторинга речевого развития. -Выявить созданные условия для развития игровой деятельности в семье. -Конкурс для родителей «Игрушки для театра». (Пальчиковый театр, театр на ложках, теневой театр, театр фланелеграф, театр би-ба-бо, настольный театр, театры из бросового материала, театр масок, плоскостной театр, перчаточный театр) -Оформление выставки творческих работ родителей с детьми «Наши любимые сказки». |
2 этап основной. | |||
Октябрь 1-2 неделя Октябрь 3-4 неделя Ноябрь 1-2 неделя Ноябрь 3-4 неделя Декабрь 1-2 неделя Декабрь 3-4 неделя Январь 1-2 неделя Январь 3-4 неделя | 1.Беседы: «… да в ней намек», «Что такое театр». «Знакомство с видами театра». 2. Просмотр презентаций «Что такое театр?» «Виды театра». 3. Чтение русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Рассматривание иллюстраций. 4. Игра – разминка «Передаем эмоции». 5. Упражнения на развитие артикуляционной моторики «Лягушки улыбаются», «Хобот слоненка», «Трубочка». 6. Рассказывание сказки по сюжетным картинкам «Теремок». 7.Д\и «Отгадай из какой сказки герой». 8. Чтение и заучивание потешки «Наша Машенька мала». 9. Лепка «Колобок» 10. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». 1.Чтение русских народных сказок. «Волк и семеро козлят», «Три медведя». 2.Беседа «Кто работает в театре». 3. Знакомство с пальчиковым, настольным театром. 4.Пальчиковый театр «Теремок» (Самостоятельная деятельность). 5. Чтение загадок, потешек 6.Изготовление театра на ложках «Репка». 7. Пантомимика « Игра - Походка». 8. Аппликация «Три медведя». 9. Д/и «Волшебный сундучок». 10.Папка – передвижка для родителей «Развитие речи детей с помощью сказок» 1.Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» 2.Беседа «Как вести себя в театре». 3.Составление рассказа по сюжетным картинкам. 4. Знакомство с театром масок, театром на фланелеграфе. 5.Чтение потешки «Кошкин дом». 6. Дидактические игры «Расскажи сказку по картинке» 7. Рисование «Заюшкина избушка». 8. Инсценировка сказки «Репка» (театр масок). 9. Разукрашивание сюжетных рисунков по сказке «Зимовье зверей». 10.Домашнее задание для родителей: Рисование «Мои любимые сказки». 1. Чтение русских народных сказок «Маша и медведь», «Гуси - лебеди». 2.Дидактическая игра «Назови ласково». 3. Знакомство с магнитным театром, театром на прищепках. 4. Самостоятельные игры с магнитным театром, с театром на прищепках. 5.Игры на развитие звукопроизношения 6. Д\и «Из какой я сказки» 7. Заучивание и обыгрывание потешки «Тень – тень – потетень». 8. Нод по ОБЖ с элементами театрализации «Кошкин дом». 9. Упражнение на развитие мимики «Улыбнись», «Погрусти». 10. Папка – передвижка для родителей «Мир театра и ребенок». 1. Чтение художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр», «Телефон», «Федорино горе». 2. Знакомство с театром би –ба – бо, театром на палочках. 3. Заучивание и обыгрывание потешки «Кот на печку пошел». 4. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице «Штанишки для мишки». 5. Д\и «Сказки». 6. Обыгрывание потешки «Кошкин дом» 7. НОД по развитию речи с театрализованной деятельностью «Теремок». 8.Словесная игра: «Игрушки». 9.Домашнее задание для родителей «Сочинение сказок». 10. Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка». 1. Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Под грибом», «Раз – два дружно», «Мешок яблок». 2. Знакомство с перчаточным театром. 3. Обыгрывание «Под грибом» (перчаточный театр) 4. Разучивание и обыгрывание потешки «Кисонька – Мурысенька». 5.Загадки по сказкам. 6.Игры – имитации образов животных. 7.П\и «Веселые гуси». 8. Игры на развитие силы голоса. 9. Изготовление пальчикового театра «Три поросенка». 10. Консультация для родителей ««Какие сказки читать детям». 1.Чтение художественной литературы: С.Я Маршак. «Сказка о глупом мышонке», «Усатый - полосатый». 2. Словесная игра «Снежок» 3.Слушание аудио сказок. 4. Развлечение «Мы идем в волшебный лес, полон сказок и чудес». 5.Игры на развитие мимики «Зайка испугался», «Хитрая лиса». 6.Обыгрывание «Сказка о глупом мышонке» (театр масок). 7.Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит». 8 .Загадки 9. Нетрадиционное рисование «Гуси - Лебеди». 10. Папка – передвижка «Театр дома». 1.Обыгрывание сказки «Колобок». 2. Словесная игра «Как живешь». 3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 4. Упражнение на обогащение словарного запаса: «Медведь-медведи», «Заяц-зайцы», «Волк-волки». 5. Д/игра «Собери сказку». 6. Игра-загадка «Угадай и скажи, о ком я говорю». 7. П\и «Звери». 8. Упражнения на интонационную выразительность: «Я-хитрая лиса», «Я-грустный заяц». 9.Консультация для родителей «Театр наш друг и помощник». | Воспитатель, дети, родители | -Сформировать представление о том, что такое театр, его внешнем виде, видах театра (настольный, театр ложек, пальчиковый, театр на фланелеграфе). -Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений -Расширение словарного запаса, развитие связной речи -Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. -Развитие интереса, любознательности, познавательной мотивации. -Учить владеть речью как средством общения и культуры. -Развитие интереса к художественной литературе. -Расширение знаний о театральных профессиях; -Реализовывать самостоятельную творческую деятельность при рисовании, лепке. -Укрепление крупной и мелкой моторику рук. - Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх. -Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений. - Расширение словарного запаса, развитие связной речи -Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность. -Привлечение родителей к созданию условий для театрализованной деятельности. -Развитие интереса к различным видам игр. -Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений -Реализовывать самостоятельную творческую деятельность при рисовании, лепке. -Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность. -Укрепление крупной и мелкой моторику рук. -Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений -Расширение словарного запаса, развитие связной речи -Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность. -Укрепление крупной и мелкой моторику рук. -Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений. -Расширение словарного запаса, развитие связной речи -Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность. -Укрепление крупной и мелкой моторику рук. -Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений -Закрепление знаний о содержании сказок. -Развивать образное мышление, узнавать персонажа по характерным признакам -Укрепление крупной и мелкой моторику рук. -Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность. -Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений -Расширение словарного запаса, развитие связной речи -обогащение словарного запаса, умение образовывать существительные во множественном числе. -закрепление знаний о содержании сказок. -развивать образное мышление, узнавать персонажа по характерным признакам. |
3 этап заключительный | |||
Февраль | -Осуществление итоговой диагностики. - Проведение театрализованных игр с различными видами театров. -Презентация результатов проекта родителям и педагогам. | Воспитатель, дети. | -Выявить изменение в развитии речи воспитанников -Защита проекта. - Выставка творческих работ родителей и детей «Наши любимые сказки». |
Заключение
Для выявления результативности проведенного проекта мною была проведен контрольный мониторинг. Проанализировав результаты мониторинга можно сделать вывод, что проведенный проект имеет положительный результат.
Дети стали более осознанно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей, появился живой интерес к диалоговому общению.
Повысился уровень речевой активности детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, активизация словаря).
Таким образом, театрализованная деятельность действительно является одним из эффективных способов развития речи и способствует проявлению творческих способностей детей. Систематически используя театрализованные, развивающие игры и упражнения, можно улучшить степень речевого развития детей. Работа в проекте помогла мне увидеть основные речевые затруднения у моих малышей, найти эффективное средство для повышения их речевой активности, повысить заинтересованность родителей.
Хочется закончить словами известного всем нам писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Список литературы
1.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006
2.Губанова Н.Ф Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. –М.: ВАКО, 2011
3.Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006
4.Федорова Г.Н. «На златом крыльце сидели: игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ.: Детство-Пресс. 2008
4.Шорохова О. А. «Играем в сказку», М. «Творческий центр» 2011
5.Ярославцева И.Б Кукольный театр для малышей.- М.: ТЦ Сфера, 2019
Приложение №1
Картотека артикуляционной гимнастики
Окошко
Широко открыть рот – жарко
Закрыть рот –холодно.
Месим тесто
Улыбнуться, пошлепать язычком между губами – «пя –пя –пя-пя-пя-пя».
Покусать кончик языка губами(чередовать эти два движения).
Маляр
Губы в улыбке, Приоткрыть рот,
Кончиком языка погладить (покрасить) нёбо.
Лошадка
Вытянуть губы, Приоткрыть рот, Поцокать «узким» языком (как цокают копытом лошадки)
Вкусное варенье
Улыбнуться, Открыть рот,
Широким языком в форме «чашечки» облизнуть верхнюю губу
Загнать мяч в ворота
«Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)Дуть с жатым между губами языком (щёки не надувать)
Барабанщик
Улыбнуться, Открыть рот,
Кончик языка за верхними зубами: «дэ- дэ –дэ…»
Шарик
Надуть щёки
Сдуть щёки
Чашечка
Улыбнуться, Широко открыть рот, Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)
Приложение №2
Картотека пальчиковой гимнастики
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Будем пальчики считать (загибать пальчики на каждое название сказки)
Будем сказки называть (хлопок, кулачок)
Эта сказка – «Теремок»,
Эта сказка – «Колобок»,
Эта сказка – «Репка» Про внучку и про дедку
«Волк и семеро козлят» (поочерёдно загибать пальчики)
Этим сказкам каждый рад (сжать, разжать кулачок)
«Репка»
В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки, репку он полил (подушечки больших пальцев поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка (ритмично хлопать в ладоши)
Выросла репка всем на удивление (подушечки больших пальцев поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения (разжимаем кулачки)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
«Теремок»
В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. (пальцы сдвигать вместе и раздвигать.)
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. (сжимать пальцами ладонь противоположной руки)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. (подушечки больших пальцев поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев)
Но набрел на теремок мишка косолапый (соединить ладони обеих рук, поворачивать его вправо-влево),
«Про курочку Рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. (подушечки больших пальцев поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. (ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой)
Мышка-норушка мимо бежала (шевелить прямыми пальцами без напряжения)
Яичко смахнула, оно и упало. (разжимаем кулачки и выпрямляем пальчики)
Плакали горько баба и дед (подушечки больших пальцев поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев)
Яйцо их разбилось, пропал их обед (разжимаем кулачки и выпрямляем пальчики)
С тех пор уже Ряба бабе и деду (подушечки больших пальцев поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев)
Несет лишь простые яйца к обеду.(прижимать согнутые пальцы к ладоням)
Домашние животные.
Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Самых близких, самых верных —
Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).
Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).
Как назовем их? Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).
В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),
Значит, домашними все их зовут.
Гав – Гав!
Пять котяток перед вами (Пальцы растопырены. Поворачиваем кисть в разные стороны)
Все кивают головами. (Сгибаем – разгибаем пальцы.)
Вот все вместе побежали, (Бежим пальцами по столу (коленкам)
Вдруг – устали, полежали. (Кладем ладонь на стол (колени)
Мышь увидели вдали
И за нею поползли. («Ползем» пальцами по столу (коленям, подтягивая ладонь к пальцам.)
Мимо них собачка шла: «Гав!», –
И всех их прогнала. (Пальцы – котята «убегают»)
Свинка.
Я маленькая свинка (гладим животик)
На солнце грею брюшко
И розовые ушки,(ручки кладем на голову виде ушек)
Стали на макушке
Глазки я закрыла (ручками закрываем глаза)
Про пятачекзабыла( прятаем носик ручками)
На солнце загорел (открываем ручки)
И сильно покраснел.
Два медведя
Сидели два медведя
На тоненьком суку:
(руки согнуты в локтях сжаты в кулачки, прижаты к туловищу)
Один читал газету,
(разводим руки в стороны как при чтении газеты)
Другой молол муку
(стучим одним кулаком по другому.)
Раз ку-ку, два ку-ку-
Оба шлепнулись в муку
(кулаки падают на колени в низ)
Нос в муке, (показывают пальцем на нос)
Хвост в муке, (показывают пальчиком на спину)
Ухо в кислом молоке (беремся пальчиками за ушки).
Божья коровка
Божья коровка,
Черная головка
(сжимаем в кулак и оттопыриваем большие пальцы)
Улети на небо,
(машем крыльями)
Принеси нам хлеба,
(сжимаем горсточки и показываем их вниз)
Черного и белого
(показываем вправо и влево руками)
Только не горелого
(грозим пальчиком)
Мышка
Мышка в норку прокралась
(ставим ручка на груди как ушки у зайчика)
На замочек заперлась
(складываем ручки в замочек)
В дырочку она глядит
(имитируем ручками у глаз бинокль)
На заборе кот сидит
«Колобок»
За горами, за лесами, (Поднимите руки вверх, соедините над головой, а потом, опуская разведите их в стороны.)
За широкими морями (Выпрямите руки перед собой, соедините кисти, затем плавно разведите в стороны.)
Жили дед и баба,
(«Дед» - покажите воображаемую бороду, «баба» - «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)
Тимофей да Капа.
«Как же, как же,
Как нам быть?
(Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)
Где муки на хлеб добыть?
Надо нам совсем чуток –
(Покажите пальцами «чуть – чуть».)
Испекли бы колобок!
(Пальчиковое упражнение «Шарик».)
По амбарам пометем,
(Покажите, как метут пол веником.)
По сусекам поскребем,
(Руки выставьте перед собой, «поскребите» ноготками.)
Небольшой у нас роток –
(Возьмитесь пальцами за губы.)
Соберем на колобок
(Поднимите руку вверх и махните ею вниз – «Эх!»)
Наскребли и замесили,
(Поднимите одну ладонь над другой и резко соедините ладони, затем поменяйте положение рук.)
Сахар в тесто положили,
(Покажите как сыплют сахар щепоткой.)
И слезинкой посолили
Потом в печку посадили.
Славный вышел колобок,
(Пальчиковое упражнение «Шарик».)
Остывать на полку лег.
(Руки сложите ладонями, положите их под щечку –
«колобок» спит.)
А потом проснулся,
Сладко потянулся,
(Потянитесь.)
Выпрыгнул в окошко прямо на дорожку.
(Сделайте небольшой прыжок вперед.)
Перед колобком – лесочек,
На поляночке – пенечек,
Почему-то он дрожит…
(Обхватите себя руками и покажите, как «дрожит» зайка.)
За ним заинька сидит!
«Ой, приветик, колобок,
Дай-ка укушу за бок!»
«Ты не съешь, косой, меня –
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
И в лесу он очутился.
Видит, что стоит за ёлкой
(Пальчиковое упражнение «Елка».)
Зверь с глазами злого волка.
(Пальчиковое упражнение «Бинокль.)
«Здравствуй, здравствуй, колобок,
Дай-ка укушу за бок!»
«Ты не съешь, волчок, меня –
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
На полянке очутился.
Но споткнулся он и с ходу –
(Покачайте туловищем из стороны в сторону.)
Бух в медвежью берлогу!
«Эй, ты кто , иди сюда!
Буду есть сейчас тебя!»
«Ты не съешь, медведь, меня
Укачусь я от тебя!»
Колобок дальше спешит,
А кругом трава шуршит.
Вдруг встречает он в лесу
Очень хитрую лису.
(Пальчиковое упражнение «Лиса».)
«Здравствуй, здравствуй, колобочек,
Откусить позволь кусочек!
Я голодная, устала,
Красоту всю растеряла.»
«Ты не съешь, лиса, меня –
Укачусь я от тебя!»
«Что? Тебя я плохо слышу,
Подойди ко мне поближе,
Сядь ко мне на носок,
Повтори еще разок».
«Нет, меня ты не обманешь!
Сесть на носик не заставишь!»
Побежал он прочь быстрее,
Своих ножек не жалея.
Через лес скорей к родному,
Дому, дому дорогому
(Пальчиковое упражнение «Дом».)
Видит – милое крылечко,
Из трубы – дымок от печки.
Баба с дедушкой сидят,
Ждут его и в лес глядят.
Колобок сказал: «Простите,
И меня домой пустите.
Буду теперь с вами жить,
В лес не буду я ходить,
Буду вам внучонком сладким,
Будет все у нас в порядке!»
Приложение №3
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в средней группе
«Путешествие в сказку»
Цель: Развитие связной речи у детей через театральную деятельность;
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, желание участвовать в театрализованных постановках.
- Продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, фантазию, образное мышление.
- Создать радостное эмоциональное настроение.
- Формировать любовь к народному творчеству.
- Воспитывать интерес к литературным произведениям, средству их обыгрывания и театрализации.
- Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку.
Словарная работа: Терем – теремок, не низок – не высок, мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, косолапый медведь.
Материалы и оборудование: картинки эмоций, маски героев к сказке «Теремок», презентация «Сказка «Теремок»».
Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок», чтение стихов, рассказов, сказок, загадок; дидактические игры: «Кто в домике живет?», «Какой, какая?», Показ настольного театра «Теремок», имитирование и подражание героям сказки (заяц прыгает, мышка бегает, пищит, лягушка прыгает, квакает).
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь и какие вы молодцы. Давайте поздороваемся и подарим наши улыбки гостям.
Здравствуй, солнышко – дружок (руки вверх «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощелкали» («щелкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем руки вверх)
И ими помахали (машем руками)
А теперь все вместе – Здравствуйте! – сказали (хором здороваемся)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
(Ответы детей)
Воспитатель: И сегодня, в этот чудесный день я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в необычную, волшебную, «Страну Сказок», где происходят чудеса и превращения. В этой стране много забавных игр. Вы хотите отправиться туда со мной?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чтобы попасть в эту замечательную страну, нужно произнести волшебные слова: (Дети закрывают глаза)
«Топни, хлопни,
Вокруг себя обернись
В волшебной стране окажись». (Фонограмма волшебной музыки).
Воспитатель: Ребята, мы очутились в чудесной «Стране Сказок».
(На экране картинка волшебной страны).
Выходит добрая волшебница, в руках шкатулка и волшебная палочка.
Волшебница: Здравствуйте ребята. Я добрая волшебница и у меня есть волшебная шкатулка. Но, чтобы ее открыть, вам нужно выполнить задания!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете сказки?
(Ответы детей)
Волшебница: А в первом задании мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем отгадывать сказку по картинке. Посмотрите на экран. Появляются иллюстрации по разным сказкам. Дети отгадывают.
Волшебница: Молодцы! Справились с заданием. Хорошо знаете сказки.
А сейчас мое второе задание. «Отгадай героев сказки»
Для этого нужно отгадать загадки, (ответы на экране).
Живет в норке, грызет корки
Короткие ножки боится кошки, (ответы детей)
Зеленая я, как трава,
Моя песенка «ква - ква», (ответы детей)
По лесочку прыг – прыг
По снежочку тык – тык, (ответы детей)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса
А зовут ее, (ответы детей)
Все время по лесу он рыщет,
он в кустах кого – то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это, (ответы детей)
Его знаете, ребята?
Он в берлоге спит зимой
Под высокою сосной, (ответы детей)
Волшебница: Молодцы ребята! Все загадки отгадали. Ребята, вы догадались из какой сказки эти животные? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, «Теремок».
Физминутка «Теремок»
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали, руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка, (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели хвостиком)
Серый волк – зубами щелк (показали пасть руками)
В дружбе знали они толк (поклон)
Но набрел на теремок, Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок, своей огромной лапой (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались и скорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый (взяться за руки).
Волшебница: А вот и мое последнее задание. Вспомните, как в сказке называли каждого героя?
Дидактическая игра «Кто в теремочке живет?» (показ иллюстрации).
Мышка… (норушка)
Лягушка…(квакушка)
Зайчик…(побегайчик)
Лисичка…(сестричка)
Волчок…(серый бочок)
Медведь…(косолапый).
Воспитатель: Ну что Волшебница справились ребята, с твоими заданиями?
Волшебница: справились и волшебная шкатулка открылась. А что в ней, хотите посмотреть? (В шкатулке лежат маски).
А теперь давайте нашим гостям покажем сказку «Теремок».
Театрализация сказки «Теремок».
Воспитатель: Много сказок есть на свете.
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать и немного поиграть.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем в сказку мы играть.
Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок, не высок – не высок. (Дети хором).
Мышка по полю бежит. У дверей остановилась и стучит.
Мышка: В двери я стучу, стучу. В теремок попасть хочу.
Воспитатель: Ей никто не отозвался. Пуст тот терем оказался. Стала мышка жить в тереме одна.
Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок, не высок – не высок. (Дети хором).
Воспитатель: День, другой живет Норушка…
В ту пору одна лягушка – пучеглазая квакушка. Вышла в поле погулять. Вкусных мошек поискать. Увидела теремок, подошла и стучит.
Лягушка: Ква – ква – ква. В двери я стучу, стучу. В теремок попасть хочу.
Кто – кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живет?
Мышка: Я мышка – норушка, а ты кто?
Лягушка: А я лягушка – квакушка.
Мышка: Заходи!
Воспитатель: Стали они вдвоем жить. Мышка – норушка зерно толчет. А лягушка – квакушка пироги печет.
Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок, не высок – не высок. (Дети хором).
Воспитатель: Вот по полю зайчик бежит, у дверей остановился и стучит.
Зайчик: В двери я стучу, стучу. В теремок попасть хочу. Кто – кто в теремочке живет?
Звери: Я – мышка – норушка, Я – лягушка – квакушка. А ты кто?
Зайчик: я зайчик – побегайчик. Можно мне с вами жить?
Звери: Заходи!
Воспитатель: Стали они втроем жить. Норушка – зерно толчет, Квакушка – пироги печет, а зайка – побегайка песни поет.
Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок, не высок – не высок. (Дети хором).
Воспитатель: Вот по полю – полюшку лисичка бежит. У дверей остановилась и стучит.
Лиса: В двери я стучу, стучу. В теремок попасть хочу. Тук, тук, тук, кто в теремочке живет?
Звери: Я – мышка – норушка, Я – лягушка – квакушка, я – зайчик – побегайчик. А ты кто?
Лиса: Я лисичка – сестричка. Пустите меня в теремок!
Звери: Заходи!
Воспитатель: Стали они жить вчетвером. Норушка – зерно толчет, Квакушка – пироги печет, зайчик – побегайчик всех веселит, а лисичка – сестричка щи и кашу варит.
Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок, не высок – не высок. (Дети хором).
Воспитатель: Вот по полю волчок бежит. У дверей остановился и стучит.
Волк: В двери я стучу, стучу. В теремок попасть хочу. Тук, тук, тук, кто в теремочке живет?
Звери: Я – мышка – норушка, Я – лягушка – квакушка, я – зайчик – побегайчик, я – лисичка – сестричка. А ты кто?
Волк: Я – волчок – серенький бочок. Можно с вами буду жить. Не с кем мне в лесу дружить.
Звери: Заходи!
Воспитатель: Стали они жить впятером. Норушка – зерно толчет, Квакушка – пироги печет, зайчик – побегайчик всех веселит, а лисичка – сестричка щи и кашу варит, а волчок – серый бочок теремок сторожит.
Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок, не высок – не высок. (Дети хором).
Воспитатель: Вот по полю, медведь идет. У дверей остановился и ревет.
Медведь: В двери я стучу, стучу. В теремок попасть хочу. Тук, тук, тук, кто в теремочке живет?
Звери: Я – мышка – норушка, Я – лягушка – квакушка, я – зайчик – побегайчик, я – лисичка – сестричка, Я – волчок – серенький бочок. А ты кто?
Медведь: Я – мишка косолапый. Ну – кА звери открывайте, в теремок меня пускайте. Можно с вами буду жить.
Звери: Ты , медведь огромный зверь. Не пролезешь в эту дверь!
Медведь: А я на крышу залезу.
Воспитатель: Только мишка взгромоздился. Терем тут же развалился.
Перепуганные звери, еле выскочить успели.
Воспитатель: Ребята, медведь развалил теремок. Как нам быть, как помочь нашим героям? (Построим для зверей новый теремок).
Пальчиковая гимнастика «Строим теремок».
Тук – тук, тук – тук!
Застучал молоток (дети ударяют кулачками друг о друга)
Будем строить теремок
С высоким крыльцом (поднимаем руки)
С окнами большими (руками показывают окно)
Со ставнями резными (разводят руки в стороны)
Тук – тук, Тук – тук!
Замолчал молоток. (Опускают руки)
Вот готов наш теремок! (Соединяют руки над головой «крыша»)
Воспитатель: Вот и построили новый теремок, красивый, просторный, лучше прежнего! (Изображение теремка на экране).
Воспитатель: Вы ребята, молодцы, вы ребята, удальцы. Артисты и зрители были хороши! Похлопаем, друг другу от души!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше приключение? А какую сказку мы с вами показывали? (Ответы детей). Мне тоже очень понравилось с вами играть.
Волшебница: А сейчас вам надо возвращаться обратно в детский сад.
«Топни, хлопни,
Вокруг себя обернись
В детском садике окажись».
Приложение №4
Конспект Нод с театрализацией по пожарной безопасности всредней группе «Мы потушим Кошкин дом».
Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таит в себе огонь.
Приобщать детей к театральной культуре, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
Воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
Обучающие: вызвать у детей желание быть осторожными и внимательными с огнем.
Развивающие: развивать речевую активность, желание рассказывать о собственном познавательном опыте.
Воспитательные: воспитывать у детей сопереживание персонажам потешки; доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: шапочки – маски героев, потешки «Кошкин дом», домик кошки, телефон, детский костюм пожарного, пожарная машина.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок, (указательным пальцем показать носик)
Здравствуйте, губки, (показать губки)
Здравствуйте, зубки, (показываем зубки)
Губками «почмокали», («чмокать»)
Зубками «пощёлкали», («щёлкать»)
Ручки вверх подняли, (поднять руки вверх)
И ими помахали. (помахать ладошками)
А теперь все вместе
«Здравствуйте!» сказали (хором поздороваться)
Воспитатель: Здравствуйте мои друзья!
Рада видеть всех вас я.
Собрались не зря сейчас, а чтобы поговорить об очень важных вещах.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами об огне. Ребята, а для чего человеку нужен огонь?
Ответы детей. (на огне можно приготовить пищу, огонь согревает, огонь освещает, когда темно).
Воспитатель: Верно, огонь важен для жизни человека. Он является помощником – огонь друг.
Воспитатель: Но огонь может оказаться и врагом. Опасны шалости со спичками, с зажигалками. Неправильное использование электроприборов может привести к большой беде.
Пальчиковая игра «Огонь»
Носит яркий он наряд (ладонь поднята, шевелят пальцами (языки пламени)
И съедает всё подряд.
Он пылает, он горит,
С сильным треском говорит.
Поднесёшь к нему ладонь – (подносят другую ладонь)
Обожжёт тебя огонь. (отдергивают руку, прячут за спиной)
Инсценирование потешки «Кошкин дом»
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то зовет на помощь. Смотрите, это кошка зовет на помощь. Она попала в беду, у нее горит дом.
Воспитатель:
Тили-бом, тили-бом загорелся кошкин дом,
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Ей на помощь
Бежит курочка с ведром заливать кошкин дом,
И лошадка - с фонарем,
И собачка - с помелом,
Серый заинька - с листом,
Раз, раз, а огонь не погас.
Воспитатель: Вот беда! Что нужно срочно сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Нужно позвонить в пожарную часть по номеру «01», вызвать пожарную машину, назвать адрес. Ребята давайте быстрее звонить и вызывать пожарных.
(Ребёнок с помощью воспитателя звонит по телефону). Раздается звук сирены, въезжает пожарная машина.
Физкультурная минутка «Пожарная машина».
Пожарные машины
(ритмично шагают на месте)
Спешат на помощь людям.
(руки на поясе, повороты туловища вправо и влево)
Там, где пожар случится,
(ритмично прыгают на обеих ногах)
Расчёт пожарный нужен.
(ритмично шагают на месте)
Гудят, торопятся машины,
(ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака)
И трутся о дорогу шины.
(потирают ладонь о ладонь вертикально)
Все видят яркий красный цвет,
(ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака)
Все слышат звук тревожный.
(ритмично прыгают на обеих ногах)
И для пожарных путь открыт.
(ритмично шагают на месте)
Дети повторяют движения за воспитателем. Затем садятся на стульчики.
Воспитатель: Пожарные помогают быстро потушить огонь.
Воспитатель: Раз – раз и огонь погас.
Воспитатель: Давайте поблагодарим пожарного за помощь, ведь без него мы бы не справились с бедой. (Дети благодарят пожарного).
Кошка благодарит всех.
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что все хорошо закончилось.
-Ребята, кто потушил пожар? (ответы детей)
-На чем приехал пожарный? (ответы детей)
-Какого цвета пожарная машина? (ответы детей)
-Какой звук издает пожарная машина, когда едет на вызов? (ответы детей)
-Как мы с вами позвали на помощь пожарную машину? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть с нашей кошкой.
Подвижная игра «Кошка»
Кошка гуляла по дорожке, (Ребенок-кошка ходит по дорожке)
Увидала мышку кошка,
«Мяу» - мышке не уйти, (Догоняет мышек, мышки убегают в «норку»)
Будет мышке не «ахти».
Беседа "Источники опасности"
Воспитатель: Ребята, почему у кошки загорелся дом? Как вы думаете?
-Возможно, она играла со спичками, со спичками играть нельзя. Спички – не игрушки!
-К пожару могло привести неосторожное обращение с огнем.
-А еще причиной пожара могли стать включенные электроприборы. При неправильном обращении они могут из друзей превратиться во врагов.
-Какие электроприборы вы знаете? Ими нужно пользоваться аккуратно, выключать из розеток.
Воспитатель: А вы хотите превратиться в пожарных?
Вокруг себя перевернитесь и в пожарных превратитесь.
Дидактическая игра «Потуши пожар»
На листе изображен огонь из пластилина, ребенок должен взять заранее приготовленный шарик из пластилина синего цвета и «потушить» пожар, т.е. размазать пластилин синего цвета сверху пластилина оранжевого цвета.
Воспитатель: Вы отлично потрудились, потушили пожар.
Воспитатель: Вокруг себя перевернитесь и в ребяток превратитесь.
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами говорили об огне, о том, что он может приносить не только пользу, но и вред. И сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили то, о чем мы с вами беседовали.
Упражнение «Доскажи словечко»
Воспитатель: А ну ребятки не зевайте,
Дружно хором отвечайте:
- Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его водой (водой)
- Знает каждый гражданин
Пожарный номер (01)
- Кто с огнем не осторожен
У того пожар возможен.
Дети помните о том
Что нельзя шутить с (огнем).
- Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить
О пожаре (сообщить).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, давайте попрощаемся с кошкой, пожелаем ей больше не попадать в беду и быть осторожной с огнем.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных ...
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельност...
Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка....
Обобщение опыта работы"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"2022г.
Обобщение опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 2022г....
Отчет по проекту «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".
ldquo; Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)...
Игровой практикум для педагогов «Сенсомоторная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуализация знаний педагогов о технологиях сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста...