Обобщение опыта работы"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"2022г.
учебно-методический материал (младшая группа)

Кольцова  Алла Александровна

Обобщение опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-_opyt.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доброе утро, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы  по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей  младшего дошкольного возраста»,

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры. То есть, развитая речь дает возможность ребёнку социализироваться, продуктивно вступить в общественные отношения. При этом еще являясь  одной из предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования. Проблема реализации этих подходов стандарта заключается в том, что на сегодняшний день количество дошкольников с отклонениями в речевом развитии             очень большое.

Возможно ли средствами театрализованной деятельности решить данную проблему?

Изучение этого вопроса и определило тему моей работы, цель которой рассмотреть возможности театрализованной деятельности в процессе развития речи дошкольников.

Задачи:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. выявить основные формы и методы театрализованной деятельности, способствующие развитию речи дошкольников;

3. определить роль педагога в организации театрализованной деятельности;

4. составить программу работы по развитию речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Практические рекомендации по использованию методов и приемов театрально-творческой деятельности в работе с дошкольниками представляли такие авторы, как Антипина А. Е., Дронова Т. Н., Маханёва М. Д., Мигунова Е. В. и другие. Они утверждают, что театрализованная деятельность – это, прежде всего, игра, в которой ребенок чувствует себя раскованно и свободно, в ней он самостоятельно совершает выбор предметов деятельности и ситуаций общения и сотрудничества.

Значит, ребенок продуктивно усваивает общественные нормы поведения, что в свою очередь создает предпосылки для успешной социализации и личностного развития.

При этом включение театрализованной деятельности в НОД создает условия не только для развития речи, но и для развития познавательной активности детей.

При организации театрализованной деятельности важно помнить о том, чтобы у детей интерес к ней не угас, для этого необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности.

Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей.

Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной развивающей среды, следует учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка, его интересы, т. е. создать условия для социализации и индивидуализации детей.

С целью создания условий для развития речи и творческой активности детей в театрализованной деятельности нами была разработана дополнительная образовательная программа «Говорушечка».

На наш взгляд, чтобы успешно реализовать данную программу в дальнейшем необходимо решить следующие задачи:

1. Подобрать содержание театрализованной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей.

2. Продолжить проектирование предметно-пространственной развивающей среды для организации театрализованной деятельности с учётом создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

3.Разработать формы взаимодействия с родителями по реализации дополнительной образовательной программы и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. 

Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Однако родители маленьких детей сами ещё не имеют опыта воспитания ребёнка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Поэтому я провела анкетирование родителей. При анализе анкет выявила, что большинство родителей (57%) не уделяют должного внимания развитию речи детей, они считают, что рано или поздно ребёнок заговорит сам. 28% родителей понимают всю важность развития речи, но не знают, как можно помочь своим детям. И 15% родителей приобретают специальную литературу, игры, много читают детям.

По итогам анкетирования мною были разработаны рекомендации для родителей, провела  консультацию «Игра как фактор развития речи детей раннего возраста», оформила информационный стенд и папки-передвижки, где знакомила родителей с подвижными, пальчиковыми играми, как рассказать произведение художественной литературы, используя игрушки, как общаться с маленькими детьми. На каждом собрании, показывала видеоролики по театрализованной деятельности с участием их детей. Родители проявили заинтересованность и с удовольствием откликнулись помочь в создании театрального уголка в группе. Они пополнили пальчиковый, настольный театр, театр масок.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе театрализованных игр.

 В своей работе для развития активной речи детей использую следующие методы и приёмы:

       Игровые:

   Использование элементов подвижной игры

   Сюрпризные моменты

    Имитационные движения с элементами звукоподражания

   Обыгрывание текста

       Словесные:

       Повторение речевого материала

       Вопросы

       Использование текстов с повторяющимися элементами

       Чтение произведений со звукоподражаниями

       Договаривание слов, фраз

       Похвала

       Наглядные:

           Использование иллюстраций к текстам

           Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения), с мелодией (пение детских песенок)

           Использование игрушек, персонажей кукольного театра

                              Формы театрализованной деятельности

 

Формы театрализованной деятельности

 

Игры в кукольный театр

Театр на руке

 

Настольный театр

 

Стендовый театр

 

Театральные игры

Игры-драматизации

Инсценирование песен

 

Инсценирование потешек

 

Инсценирование сказок

 

Инсценирование литературных текстов

Игровое творчество детей

 

Игры-спектакли

Театр масок

 

Театрализованные действия

Праздники

 

Развлечения

 

Досуги

 

 

Виды кукольного театра, используемые в театрализованной деятельности

 

 

Виды кукольного театра

Настольный кукольный театр

Театр плоскостной картинки;

Конусный театр;

Театр игрушки;

Баночный театр;

Театр кружек;

Дисковый театр

Стендовый театр

Фланелеграф;

Магнитный театр

Театр на руке

Пальчиковый театр;

Варежковый, перчаточный театр;

Картинки на руке

Верховые куклы

Бибабо

 

Театр «живой куклы»

Театр масок

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов в работе по данной теме, на что указывают данные диагностики . Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна и детям, и педагогам. Четко и грамотно спланированная работа воспитателя, его взаимодействие с семьей может помочь детям с проблемами в развитии речи.

Театрализованная деятельность интегративна, в ней познавательные процессы и речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской деятельности, т. е. гипотеза нашей работы подтвердилась.

Речь детей становится более выразительной, грамотной, увеличивается способность подражать, воспроизводить услышанное.

Я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.

 Хочется закончить словами известного всем нам писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

 

                               Литература

1.         Антипина Е.А. (Кукольный театр в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2010г. (сценарии с нотным приложением)

2.         Волков Б.С., Волкова Н.В. «Учим общаться детей раннего возраста», М.: ТЦ Сфера, 2013г. (методическое пособие)

3.         Гербова В.В. «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада», М.: Мозаика-синтез, 2012г.

4.         Гончарова О.В. «Театральная палитра», М.: ТЦ Сфера, 2010г. (программа художественно-эстетического воспитания)

5.         Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М.: Вако, 2011г. (методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей)

6.         Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Кукольный театр для самых маленьких», М.: Линка-пресс, 2009г. (театральные занятия с детьми от1 года до 3 лет)

7.         Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра», М.: Айрис-пресс, 2008г. (дошкольное воспитание и развитие)

8.         Теплюк С.Н. «Ребёнок третьего года жизни», М.: Мозаика-синтез, 2011г. (пособие для родителей и педагогов)

9.         Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. «Дети раннего возраста в детском саду», М.: Мозаика-синтез, 2010г. (программа и методический рекомендации)

10.     Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста», М.: Мозаика-синтез, 2010г. (методическое пособие)

11.     «Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада»  составитель С.Н.Теплюк, М.: «Мозаика-Синтез», 2008

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных ...

"Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей  на тему "Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"  с фотоматериалом...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

      Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельност...

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка....

Проект по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Тип проекта: познавательный, игровой.Продолжительность проекта:Долгосрочный (сентябрь – февраль)Участники проекта:Дети младшей-средней группыВоспитателиРодители...