Обобщение опыта работы"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"2022г.
учебно-методический материал (младшая группа)

Кольцова  Алла Александровна

Обобщение опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-_opyt.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доброе утро, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы  по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей  младшего дошкольного возраста»,

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры. То есть, развитая речь дает возможность ребёнку социализироваться, продуктивно вступить в общественные отношения. При этом еще являясь  одной из предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования. Проблема реализации этих подходов стандарта заключается в том, что на сегодняшний день количество дошкольников с отклонениями в речевом развитии             очень большое.

Возможно ли средствами театрализованной деятельности решить данную проблему?

Изучение этого вопроса и определило тему моей работы, цель которой рассмотреть возможности театрализованной деятельности в процессе развития речи дошкольников.

Задачи:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. выявить основные формы и методы театрализованной деятельности, способствующие развитию речи дошкольников;

3. определить роль педагога в организации театрализованной деятельности;

4. составить программу работы по развитию речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Практические рекомендации по использованию методов и приемов театрально-творческой деятельности в работе с дошкольниками представляли такие авторы, как Антипина А. Е., Дронова Т. Н., Маханёва М. Д., Мигунова Е. В. и другие. Они утверждают, что театрализованная деятельность – это, прежде всего, игра, в которой ребенок чувствует себя раскованно и свободно, в ней он самостоятельно совершает выбор предметов деятельности и ситуаций общения и сотрудничества.

Значит, ребенок продуктивно усваивает общественные нормы поведения, что в свою очередь создает предпосылки для успешной социализации и личностного развития.

При этом включение театрализованной деятельности в НОД создает условия не только для развития речи, но и для развития познавательной активности детей.

При организации театрализованной деятельности важно помнить о том, чтобы у детей интерес к ней не угас, для этого необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности.

Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей.

Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной развивающей среды, следует учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка, его интересы, т. е. создать условия для социализации и индивидуализации детей.

С целью создания условий для развития речи и творческой активности детей в театрализованной деятельности нами была разработана дополнительная образовательная программа «Говорушечка».

На наш взгляд, чтобы успешно реализовать данную программу в дальнейшем необходимо решить следующие задачи:

1. Подобрать содержание театрализованной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей.

2. Продолжить проектирование предметно-пространственной развивающей среды для организации театрализованной деятельности с учётом создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

3.Разработать формы взаимодействия с родителями по реализации дополнительной образовательной программы и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. 

Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Однако родители маленьких детей сами ещё не имеют опыта воспитания ребёнка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Поэтому я провела анкетирование родителей. При анализе анкет выявила, что большинство родителей (57%) не уделяют должного внимания развитию речи детей, они считают, что рано или поздно ребёнок заговорит сам. 28% родителей понимают всю важность развития речи, но не знают, как можно помочь своим детям. И 15% родителей приобретают специальную литературу, игры, много читают детям.

По итогам анкетирования мною были разработаны рекомендации для родителей, провела  консультацию «Игра как фактор развития речи детей раннего возраста», оформила информационный стенд и папки-передвижки, где знакомила родителей с подвижными, пальчиковыми играми, как рассказать произведение художественной литературы, используя игрушки, как общаться с маленькими детьми. На каждом собрании, показывала видеоролики по театрализованной деятельности с участием их детей. Родители проявили заинтересованность и с удовольствием откликнулись помочь в создании театрального уголка в группе. Они пополнили пальчиковый, настольный театр, театр масок.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе театрализованных игр.

 В своей работе для развития активной речи детей использую следующие методы и приёмы:

       Игровые:

   Использование элементов подвижной игры

   Сюрпризные моменты

    Имитационные движения с элементами звукоподражания

   Обыгрывание текста

       Словесные:

       Повторение речевого материала

       Вопросы

       Использование текстов с повторяющимися элементами

       Чтение произведений со звукоподражаниями

       Договаривание слов, фраз

       Похвала

       Наглядные:

           Использование иллюстраций к текстам

           Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения), с мелодией (пение детских песенок)

           Использование игрушек, персонажей кукольного театра

                              Формы театрализованной деятельности

 

Формы театрализованной деятельности

 

Игры в кукольный театр

Театр на руке

 

Настольный театр

 

Стендовый театр

 

Театральные игры

Игры-драматизации

Инсценирование песен

 

Инсценирование потешек

 

Инсценирование сказок

 

Инсценирование литературных текстов

Игровое творчество детей

 

Игры-спектакли

Театр масок

 

Театрализованные действия

Праздники

 

Развлечения

 

Досуги

 

 

Виды кукольного театра, используемые в театрализованной деятельности

 

 

Виды кукольного театра

Настольный кукольный театр

Театр плоскостной картинки;

Конусный театр;

Театр игрушки;

Баночный театр;

Театр кружек;

Дисковый театр

Стендовый театр

Фланелеграф;

Магнитный театр

Театр на руке

Пальчиковый театр;

Варежковый, перчаточный театр;

Картинки на руке

Верховые куклы

Бибабо

 

Театр «живой куклы»

Театр масок

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов в работе по данной теме, на что указывают данные диагностики . Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна и детям, и педагогам. Четко и грамотно спланированная работа воспитателя, его взаимодействие с семьей может помочь детям с проблемами в развитии речи.

Театрализованная деятельность интегративна, в ней познавательные процессы и речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской деятельности, т. е. гипотеза нашей работы подтвердилась.

Речь детей становится более выразительной, грамотной, увеличивается способность подражать, воспроизводить услышанное.

Я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.

 Хочется закончить словами известного всем нам писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

 

                               Литература

1.         Антипина Е.А. (Кукольный театр в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2010г. (сценарии с нотным приложением)

2.         Волков Б.С., Волкова Н.В. «Учим общаться детей раннего возраста», М.: ТЦ Сфера, 2013г. (методическое пособие)

3.         Гербова В.В. «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада», М.: Мозаика-синтез, 2012г.

4.         Гончарова О.В. «Театральная палитра», М.: ТЦ Сфера, 2010г. (программа художественно-эстетического воспитания)

5.         Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М.: Вако, 2011г. (методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей)

6.         Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Кукольный театр для самых маленьких», М.: Линка-пресс, 2009г. (театральные занятия с детьми от1 года до 3 лет)

7.         Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра», М.: Айрис-пресс, 2008г. (дошкольное воспитание и развитие)

8.         Теплюк С.Н. «Ребёнок третьего года жизни», М.: Мозаика-синтез, 2011г. (пособие для родителей и педагогов)

9.         Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. «Дети раннего возраста в детском саду», М.: Мозаика-синтез, 2010г. (программа и методический рекомендации)

10.     Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста», М.: Мозаика-синтез, 2010г. (методическое пособие)

11.     «Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада»  составитель С.Н.Теплюк, М.: «Мозаика-Синтез», 2008