Обобщение опыта "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ"
учебно-методический материал

Алушкина Олеся Мансуровна

Методические рекомендации по организации и проведению праздников и развлечений в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx92.73 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ:

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

 ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ

 В ДЕТСКОМ САДУ»

                              Выполнила: воспитатель

                                         Алушкина Олесея Мансуровна

                                                       


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ……………………………..

7

1.1.Понятие, сущность и эффективность праздников и развлечений

7

1.2. Виды детских праздников и развлечений………………………...

13

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ……………………………..

17

2.1. Эффективные методы организации праздников в детском саду

17

2.2. Методические рекомендации по организации и проведению детских праздников и развлечений…………………………………………..

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

33

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………

36

ВВЕДЕНИЕ

«Счастливая, счастливая неповторимая пора детства! Как нам не любить, не лелеять воспоминания о ней?»- писал Л.Н.Толстой.

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники и развлечения.

 Праздники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности для детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Для малышей, посещающих детские сады, регулярно проводят праздники,  утренники, развлечения, посвященные различным праздничным датам. Если для взрослых праздник - это приятная возможность отдохнуть, то для ребятни это далеко не отдых. Утренники, развлечения в детском саду - это важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную нагрузку.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что она рассказывает о значимости  праздников и развлечений для дошкольников, даёт необходимые методические рекомендации по их организации и проведению.  Праздники и развлечения рассматриваются как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры. Вызывая радостные эмоции, праздники и развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта  и общего развития.

Проблемой организации праздников и развлечений занимались Заззо Р, Вишняк А.И., Седова М.Ю., Комарова Т.С., Красильникова О.А. и др.

В научной литературе изучена проблема праздников и развлечений, однако на практике недостаточно реализована специфика их организации и проведения.

Исходя из актуальности и разработанности данной проблемы, была определена тема исследования «Методические рекомендации по организации и проведению праздников и развлечений в детском саду».

Основная цель  данной работы – обобщить опыт работы по теме,  выявить методические рекомендации по организации и проведению праздников и развлечений в детском саду.

Объект исследования: праздники и развлечения в дошкольном учреждении.

Предмет исследования: специфика организации и проведения праздников и развлечений в детском саду.

Задачи, поставленные для достижения цели:

- проанализировать научную литературу по проблеме;

- определить значимость и эффективность праздников и развлечений для развития детей;

- выявить эффективные методы организации детских праздников;

- разработать методические рекомендации по организации и проведению праздников и развлечений в детском саду.

Методы исследования: изучение опыта, наблюдение, теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический  эксперимент.

Экспериментальные базы исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад компенсирующего вида №1» городского округа город Салават Республики Башкортостан.

Практическая значимость: результаты исследования могут представлять интерес для специалистов  в области дошкольного образования и воспитания, родителей воспитанников.

Курсовая работа состоит из введения,  двух глав, заключения, списка использованной  литературы, Приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ

1.1. Понятие, сущность и эффективность праздников и развлечений

Детские праздники и развлечения - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Это неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Праздники и развлечения в детском саду развивают детей, готовят их к творческой, продуктивной деятельности, помогают  решать многие специфические задачи воспитания.

И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник  принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем. Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста [22, с.13].

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Игры на празднике (обязательный атрибут праздничного веселья) - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Дети сами без понукания выполняют в своих играх, досугах требования быть честным, терпеливым, настойчивым, волевым, терпимым и т.д. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Календарь праздников меняется как меняется история, неизменными остаются традиционные праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

- свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

- наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус [7, с.4].

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.

Цель развлечений - порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову. Развлечения как бы объединяют все названные виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.

Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.

Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни, обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.

Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а, следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Содержание развлечений складывается из специально подобранного художественного материала различного характера, в зависимости от поставленных целей. Этим материалом определяется смысловая направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности.

 Выбор развлечений определяется основными художественными педагогическими принципами. Содержание, соответствующее задачам детского сада, должно включать элементы новизны, занимательности, необычности.

Участники праздников и развлечений - взрослые и дети. Выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно  удовлетворяют потребность в общении, взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного  взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детских праздников и развлечений определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности [9, с.54]. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Занимаясь подготовкой праздников и развлечений в детском саду, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых  они готовятся. И главный критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость.

Праздники и развлечения в дошкольном учреждении несут радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Таким образом, можно определить праздники и развлечения как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка, цель которых - в познании  детьми окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

1.2. Виды детских праздников и развлечений

Праздники и развлечения - виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для детей дошкольного возраста. Массовой практике присуще большое разнообразие детских праздников и развлечений, количество которых постоянно растет. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Виды праздников, организуемых для детей:

  • народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
  •  государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
  •  международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
  • бытовые и семейные: день рожденья,  До свидания, детский сад; праздник Букваря;
  • сезонные: Праздник осени, Проводы зимы, День птиц, Летний праздник;
  •  праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник Мыльных пузырей, Оригами и др.

Рассмотрим подробнее праздники традиционно организуемые в детском саду:

- «Праздник осени». Проводится обычно в октябре месяце. Это праздник прощания с летом. Зал украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

- «Новый Год». Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки. Зал украшен разноцветными гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год - самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Педагоги придумывают множество игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои. В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки.

- «Восьмое Марта». Дети поздравляют своих мам, бабушек, воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам. Мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин,  и девочек тоже надо поздравлять в этот день. Нужно быть вежливыми и внимательными к ним.

- «До свиданья, детский сад». Этот праздник проводится для детей подготовительной группы в конце учебного года. Дети прощаются со своим детским садом, благодарят воспитателей. Как правило, в этом празднике широко представлена тема школы. В ходе подготовки этого праздника формируется положительная мотивация к обучению в школе.

Развлечения, проводимые в детском саду также представлены многообразием видов.

Виды развлечений по степени активности участия детей:

  • дети являются только слушателями или зрителями
  • дети – непосредственные участники
  • участники – взрослые и дети

Первый вид развлечений обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего имеет познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).

Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

Третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к этому разделу культурно-досуговой деятельности воспитателя – хорошая форма работы детского сада с семьей. Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить более длительное по времени (30–35 мин) развлекательное мероприятие с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни предлагать короткие (5–10 мин) веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизационных сценок из жизни детского сада или по литературным произведениям.

Классификация развлечений по содержательной направленности:

  • театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и другие виды театра; инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;
  • познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические;
  • спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;
  •    концерты: тематические, музыкально-литературные и др.; 
  •    народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
  •    забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
  •  просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.  

К развлечениям также относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы. 

Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны, вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. 

Многообразие форм и видов развлечений позволяет спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между музыкальным руководителем, воспитателями и между детьми. Необходимо иметь график проведения развлечений в каждой возрастной группе и общий для детского сада. Он и поможет распределить обязанности по организации развлечений с учетом разнообразия форм и видов, доступности содержания для детей данной возрастной группы.

Таким образом, мы убедились в многообразии праздников и развлечений, организуемых для детей в дошкольном учреждении.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ

2.1. Эффективные методы организации праздников в детском саду

Для определения места праздников и развлечений в педагогическом процессе, специфики их подготовки и проведения, нами был проведён констатирующий эксперимент в МБДОУ №1 «Ромашка» г.  Салавата. В эксперименте участвовали воспитанники подготовительной группы в количестве 13 человек.

Цель констатирующего эксперимента – изучить праздники и развлечения, проводимые в МБДОУ №1 «Ромашка» г.Салавата, выявить их влияние на развитие дошкольников,  определить специфику организации и проведения праздников.

Констатирующий эксперимент был направлен на решение следующих задач:

- определить знания детей о праздниках;

- выявить отношение детей к праздникам и развлечениям;

- определить место и значение праздников и развлечений в работе по воспитанию дошкольников.

- выделить особенности подготовки и проведения праздников в детском саду;

Констатирующий эксперимент проводился в три этапа.

В ходе первого этапа выявлялись  знания детей о праздниках, их отношение к праздникам и развлечениям. Для этого, во-первых с детьми проводилась беседа по следующим вопросам:

- Что такое праздник? Развлечение?

- Ты любишь праздники и развлечения? Почему?

- Какие праздники ты знаешь?

- Назови твой любимый праздник. Почему?

- Какие праздники и развлечения проводят в детском саду?

- Какой праздник или развлечение тебе запомнились больше всего?

- Любишь ли ты принимать участие в праздниках и развлечениях? Почему?

- Как ты помогаешь в подготовке к празднику?

- Как нужно вести себя во время праздника?

- Тебе нравится, когда твои родители принимают участие в праздниках и развлечениях, организуемых в детском саду?

Результаты беседы фиксировались в сводную таблицу. За правильный, продуманный и обоснованный ответ ребенка ставился 1 балл. За неполный ответ ставился показатель в 0,5 баллов. За ответ, не соответствующий правильности, ставился показатель в 0 баллов. По суммарному показателю нами был выявлен уровень знаний о праздниках каждого ребенка:

 - высокий уровень - от 5,5 до 6 баллов;

 - средний уровень - 5 баллов;

 - низкий уровень - от 0 до 4,5 баллов.

 Результаты оценок на вопросы беседы, процентное соотношение уровня знаний детей представлены в Приложении 1 (табл.2.1., рис.2.1.)

Во-вторых, проводилось наблюдение за поведением детей в процессе подготовки и во время проведения праздников и развлечений в детском саду. Отмечались случаи позитивного, ответственного отношения, проявления инициативы и творчества, желания активно участвовать в организации праздников и развлечений, а также пассивное, безынициативное, отрицательное отношение к участию в праздниках. Результаты наблюдений фиксировались в сводную таблицу «Отношение к праздникам и развлечениям» по критериям выявленного отношения детей: положительное, нейтральное, отрицательное, которые представлены в  Приложении 1 (табл.2.2., рис. 2.2.).

Второй этап был направлен на анализ проводимых праздников в ДОУ, в ходе которого выявлялось, какие праздники проводятся с детьми, каково их место в педагогическом процессе, определение целей и задач (см. Приложение 2).

На третьем этапе, изучая опыт работы нашего детского сада  по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником:

I этап – предварительное планирование.

II этап – работа над сценарием.

III этап – предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап – репетиции.

V этап – проведение праздника.

VI этап – подведение итогов.

VII этап – последействие праздника.

I. В начале учебного года мы проводим собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинаем непосредственную подготовка к празднику. Воспитатели, осматривая программы по развитию речи, развитию слухового восприятия и произношения, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Если степень владения устной речью позволяет детям петь, то музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песню, которую дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки мы создаем сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Требования к сценарию:

  • строгая логичность построения и развития темы;
  • законченность каждого эпизода;
  • органическая связь эпизодов;
  • нарастание действия в его движении к кульминации.

III. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник,  объясняем, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели,  дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинаем непосредственную работу по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия, праздник начинается, проходит и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап – это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводим беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, выделяем наиболее важное и главное в празднике, поясняем непонятные моменты.

VII этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляем  наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д. (см. Приложение 3).

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.

Таким образом, эффективному проведению праздника способствуют:

  • объединение всех его составных частей вокруг главной цели
  • отбор художественного материала
  • выбор эмоционально-выразительных средств
  • подбор исполнителей
  • коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, мы  тщательно работаем над средствами эмоционального воздействия.

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.

 Игры также используем с целью снизить утомляемость детей. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления. В выступлениях участвуют все дети. Это достигается, прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

 Немаловажную роль на празднике, а так же во время подготовки к нему, играют родители. Они с удовольствием принимают посильное участие в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций для оформления места проведения праздника. Родители активно включаются в игры на празднике, играют роли.

Таким образом, подготовка и проведение праздников и развлечений для детей - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых,  воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки.

С помощью констатирующего эксперимента мы выявили знания и отношение детей к праздникам и развлечениям, определили место и значение праздников и развлечений в педагогическом процессе, выявили специфику организации и проведения праздников в детском саду.

2.2. Методические рекомендации по организации детских праздников и развлечений

Изучение опыта работы по подготовке и проведению детских праздников и развлечений позволяет нам выделить следующие методические рекомендации:

-  Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник или развлечение. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

- Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

- При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

- При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

- Нельзя обойти вниманием подбор музыкальных произведений, музыкальное сопровождение. Нужно обязательно принимать во внимание музыкальное восприятие ребят, их музыкальную устойчивость.

- При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.

- Звукозаписи нужно уделить особое внимание. Часто бывают низкого качества, что отрицательно влияет на формирование музыкального слуха.

-  Необходимо тщательно продумать оснащение праздника, оформление зала. Дети, готовясь к празднику, участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

- При оформлении помещения следует помнить об основных правилах: оформление должно отвечать содержанию праздника,
быть художественным, т.е. развивать у детей художественно-эстетический вкус, понятным для ребенка, создавать у всех радостное настроение, 
предвосхищать события, т.е. вызывать интерес к ним.

- Длительность праздника обдумана. Для малышей праздники лучше проводить в утреннее время, длительностью в 25-30 минут; для детей средней группы – 30-40 минут, для старших дошкольников – до 50 минут. Для детей 5-6 лет можно проводить праздники и в первую половину дня, и во вторую.  Разумно проводить праздник один раз в квартал, а развлечения – один раз в неделю в каждой группе  (физкультурный досуг, музыкально-литературные зрелища, театрализованные игры).

-  Темы праздников и их содержание определяются местными традициями и традициями учреждения, условиями и возможностями, педагогическими направлениями, основанными на программах, которые использует коллектив учреждения.

-  Формы проведения праздников могут быть разнообразны. Это музыкально-литературные концерты, комплексное, тематическое занятие, театрализованное действие.

- В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

- В ходе праздника или развлечения взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

- В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

- Никто из детей не должен остаться вне праздника. А чтобы все ребята чувствовали себя комфортно, обязательно нужно учесть возможности данной группы.

-  Программу праздника составляют так, чтобы в нее можно было вносить изменения. Она обсуждается и утверждается на педсовете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который посещает занятия, разучивает песни и танцы. Ведущий, муз.рук. и воспитатель вместе обдумывают размещение детей на празднике, последовательность их выступлений и сюрпризных моментов.

 - В сценарии лучше включать не только новый материал, но и уже известный, накопленный в игровых импровизациях музыкальный опыт. Это создаст непринуждённую атмосферу праздника.

-  При составлении сценария праздника необходимо соблюдать основные правила: начало – яркое и торжественное; сюжет, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей;  запланировать вручение подарков, что углубляет эмоциональное состояние ребенка;  заранее обдумать, где дети будут сидеть, где переодеваться, где будут располагаться праздничные атрибуты. Всё должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по «техническим причинам».

-  Необходимо продумать темп, динамику развлечения. Поэтому не обойтись без воображаемого проигрывания сценария. Такое проигрывание позволит избежать неприятных сюрпризов, всякого рода неожиданностей.

 - Окончательно сценарий дорабатывается после обсуждения его с воспитателями, работающими с данной возрастной группой, с заместителем заведующей - методистом. Совместное обсуждение с коллегами общей направленности и деталей праздника позволит улучшить качество сценария, обогатить материал новыми идеями.

- Когда сценарий написан и откорректирован, начинается этап подготовительной работы. Здесь не обойтись без ежедневной фиксации проделанного, планирования на ближайшее время (на следующий день, будущую неделю).

- Роль ведущего в процессе праздника велика. Именно он должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого он должен быстро реагировать на всё происходящее. Для этого очень важно, чтобы у ведущего была хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить , был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Можно использовать старших детей в роли помощников ведущего.

-  Чтобы излишне не утомлять детей и не понижать интереса к празднику, не следует практиковать генеральные репетиции и общие прогоны представления. Нужно заметить, что импровизация детьми праздничного материала почти всегда достойна внимания и чаще всего требует доработки сценария. Можно рекомендовать выделить отдельные фрагменты, а затем вовлечь детей в их проигрывание, творческое музицирование. В это время желательно чаще работать с подгруппами детей и с каждым ребёнком индивидуально, нежели со всей группой одновременно. Такая работа позволит избежать однообразия репетиций.

- После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

-  Хорошо, если после праздника или развлечения ещё некоторое время в зале остаётся оформление. Атрибуты для игр. Дети с удовольствием могут повторить полюбившиеся им песни, танцы. Хороводы, игры, тем самым ещё раз получит удовольствие от выступления, почувствовать уверенность в своих силах.

 - После проведения детского праздника взрослым необходимо проанализировать его, выяснить причины негативных моментов и отметить удачные педагогические находки.  

- Важно, чтобы праздники приносили детям только радость, чтобы не было напряжения в ходе их подготовки. Пусть праздник станет для ребенка счастливым событием и останется в памяти надолго!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Вы любите наблюдать за детьми во время праздника? Видеть, как меняются их напряжённые лица, как хмурятся их маленькие брови. Как тревожно дрожат их пушистые реснички, а потом лицо расплывается в светлой улыбке? Они восхищаются и огорчаются, радуются и досадуют, негодуют и сопереживают. Когда ребятам интересно, они внимательны и увлечены, старательны и активны. Понимание того, что весь этот сложный образно-эмоциональный процесс восприятия ребёнком праздника во многом зависит от нас, взрослых, обязывает ответственно относиться к своей профессии, к делу, которое требует немало педагогической мудрости и мастерства при прикосновении к хрупкой детской душе.

В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный  досуг для каждого ребенка. Различные праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той или иной деятельностью.

Изучение опыта работы позволяет сделать вывод о том, что детские праздники и  развлечения являются одной из постоянных сторон жизни дошкольных учреждений. Детский праздник - уникальный педагогический феномен, важнейший элемент системы воспитания нового поколения, часть целостного учебно-воспитательного процесса, форма коллективного единения. В празднике слиты воедино все виды деятельности и познания, где личность ребенка имеет возможность проявить отношение к себе и действительности.

Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Многообразны виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника: творческие, познавательные, игровые, общественные и др.

В результате проделанной работы, мы пришли к выводу, что существует разнообразие видов детских праздников и развлечений, и каждый из них имеет свою специфику и особенность.

Мы отметили, что хорошо организованные праздники и развлечения благотворно влияют на детей; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Мы пришли к убеждению, что на всех этапах подготовки и проведения праздника  необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику.

Обобщая изученный опыт работы, были даны методические рекомендации по подготовке и проведению праздников и развлечений для детей дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: Изд-во «Лада», 2009. – 219 с.

2. Антонова Ю.А. Утренники в детском саду. – М.: «РИПОЛ классик»: Дом. XXI век, 2009. – 190 с.

3. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - Киев: Высшая школа, 2008.

4. Власенко О., Лунева Т., Попова Г. Осень в гости к нам пришла. Сценарии утренников и развлечений для дошкольников. – Волгоград, 2007. – 308с.

5. Жданкова О.А. Веселые вечеринки и праздники для детей. – СПб.: ИД «Азбука-классика», 2009. – 205 с.

6. Заззо Р. Психологическое развитие ребенка и влияние среды. // Вопросы психологии, 2007.

7. Зинина И. «Сценарии праздников в детском саду и дома. Подготовка и проведение». — Минск: «Современная школа», 2007.

8.  Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6–7 лет : сценарии для ДОУ. – М.: Изд-во ТЦ «Сфера», 2008. –127 с.

9. Картушина М. Ю. Праздники народов мира в детском саду. – М.: «Скрипторий 2003», 2009. – Ч. 1. Лето – осень. – 136 с.; Ч. 2. Зима – весна. – 136с.

10. Комарова, Т.С. Как научить ребенка выступать. М.: Столетие, 2008.

11.Красильникова, О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.

12. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Чудеса для малышей: музыкальные занятия, праздники и развлечения в детском саду. – М., 2007. – 58с.
13.  Луконина Н., Чадова Л. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Айрим, 2007. – 128с.

14. Матвеичева Л.А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду: сотрудничество детей и родителей. – Ярославль: Акад. развития, 2009. – 110 с.

15. Минина Е.А. Праздники, развлечения и игровые занятия для детей 5–7 лет в детском саду. – Ярославль: Акад. развития, 2009. – 160 с.

16. Морозова Н.А., Степура Н.И. Мюзиклы в детском саду. – М.: Основа,

2007. – 96с.

17. Немова Г.В., Малышева А.Н. Праздники, игры и танцы для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 224с.

18. Образование и культура Северо-запада России // Вестник Северо-западного отделения Российской Академии образования. Вып.1. СПб., 2006. Вып.2. СПб., 2007.

19. Паклина, Т.Н. Речевые праздники в школе. // Коррекционная направленность обучения и воспитания. Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. СП б, 2007.

20.  Светличная Л.В. Праздники без проблем: сценарии для детского сада. – М.: Изд-во ТЦ «Сфера», 2009. – 115 с. 

21. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.

22. Хворостутина С.А. «Праздники в детском саду»- М.: «ЛитРес», 2009.

23. Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание школьников. М.: Просвещение, 2007.

Ссылки на электронные ресурсы:

1. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н.,  Терехова А.Н. Культурно-досуговые праздничные традиции в ДОУ. 24 ноября 2011. URL: http://www.menobr.ru/ (дата обращения: 13.05.2015).

2. Нестеренко Т.А. Нетрадиционные праздники и развлечения в ДОУ, как средство эстетического, эмоционального и нравственного развития дошкольников. 18 марта 2015. URL: http://www.musical-sad.ru/ (дата обращения 21.04.2015).

3. Приемщикова Е. Консультация для педагогов «Организация досуговой деятельности в ДОУ». 15 декабря 2013. URL: http://www.maam.ru/ (дата обращения: 6.03.2015).


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 2.1.

Уровень знаний детей о праздниках и развлечениях

(по результатам индивидуальной беседы)

Уровень знаний детей о праздниках и развлечениях

Высокий

Средний

Низкий

Всего детей, человек

7

4

2

В процентном отношении, %

54

31

15