Главные вкладки

    «Командные игры или «детский тимбилдинг» как способ формирования детского сообщества».
    учебно-методический материал (старшая группа)

    Сумбулова Елена Викторовна

    Проект направлен на работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, без особых критериев и ограничений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тематика(другое): Развитие командной игры.

    Название проекта :Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.

    Целевая группа: Возрастной диапазон группы детей  5-6 лет (старшая группа). Количество детей в группе (по списочному составу): 21 ребёнок.

    Содержание проекта

    Цель: Улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.

    Задачи
    Формирование совместной деятельности детей.

    Формирование у детей радость взаимодействия в детском сообществе.

    Формирование у детей коммуникативных навыков, внимание и эмпатию к сверстникам.

    Самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, принятие собственного решения без участия взрослого.

    Формирования игр с правилами.

    Формат, временные рамки:

    Начало реализации проекта с  сентября 2018 года.

      В своей профессиональной практической деятельности, я отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при организации самодеятельных сюжетно-ролевых игр и игр с правилами не умеют работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, неточно воспринимают предложенные игрой условия. Так возникла идея организации проекта с внедрением элементов тимбилдинга в игровую деятельность дошкольников.

    Создание детской команды  проходит несколько этапов, и на первом этапе я применяю  технологии, способствующие формированию совместной деятельности детей: «утренний круг» (детский совет) (Л. Свирской), совместная продуктивная деятельность с последующим обыгрыванием (Г.Г. Григорьевой). Эти технологии формируют у детей радость взаимодействия в детском сообществе.

    На втором этапе, когда дети начинают проявлять свои организаторские умения, я ввожу командные игровые технологии  («Путаница», «Дракон кусает свой хвост» и другие игры), направленные на формирование у детей коммуникативных навыков, внимание и эмпатию к сверстникам.

    Большое значение при формировании детской команды играют грамотно «вброшенные» педагогом проблемные ситуации. Для преодоления детьми условно созданных сложностей использую технологию Н.П. Гришаевой, которая так и называется «Проблемная педагогическая ситуация», цель которой  - самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, принятие собственного решения без участия взрослого.

    В старшем дошкольном возрасте центром внимания становится развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля. Начинается этап формирования игр с правилами (по Кравцовой Е.Е.). Среди игр с правилами достаточно много таких, которые можно включить в тимбилдинг.  Я использую в практике  квест  - игры, игры  - путешествия. Главное не планировать целью победу в таких играх, а сделать акцент на достижении результата всей командой.

     Большой развивающий эффект в образовании детской команды имеет ролевая игра. Например, организую любимые детские игры в «индейцев» или «пиратов», с соответствующими атрибутами, нарядами и правилами.

    Для закрепления навыков взаимодействия детей в команде использую совместные походы, «верёвочные курсы», «кулинарный тимбилдинг», творческие проекты, «детскую журналистику» и т.д.

              Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно излагать свои мысли. Овладеть коммуникативными умениями помогает и специально оборудованная игровая среда. Создаю предметно – развивающую среду в группе, которая способствует организации детских команд и обеспечивает поддержку самодеятельной детской игры. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами (командами) по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Считаю, что наполнение и построение развивающей среды должно быть  ориентировано  на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является таким  центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

              Так, чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к реальному и воображаемому собеседнику, в игровом уголке появляется игрушечный телефон или телефонная будка, для книгопечатания: печатная машинка, материалы для изготовления обложек для книг, иллюстрации для выпуска журналов. Такая игровая обстановка, побуждает детей к разговорам с собеседником, дает возможность сосредоточиться, а некоторым преодолеть стеснительность и стать полноправным участником детского сообщества.

              В нашем детском саду организован особый уклад жизнедеятельности детей. Мы проживаем в распорядке дня «Команда», что также способствует реализации задач формирования детского сообщества, но уже на более высокой ступени - в разновозрастном коллективе.

    Планируемые или полученные результаты

    Таким образом, исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: целенаправленная организация проектной деятельности, именно совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.

    В подготовительных группах  детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися...

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С АКТУАЛЬНЫМ ОПЫТОМ ДЕТСКОГО САДА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает существенные изменения в подготовке кадров для детских садов. Выпускники педагогических колледжей должны стать уни...

    Анализ продуктов детской деятельности как способ исследования детского развития.

    Использование анализа продуктов детской деятельности для индивидуализации дошкольного образования....

    Педагогический проект «Командные игры или детский тимбилдинг»

    Педагогический проект «Командные игры или детский тимбилдинг»...

    «Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»

    Совещание управленческих команд образовательных организаций Канского района в рамках работы Августовского педагогического совета 2018 года.Тема: «Создание условий на уровне муниципалитета и обра...

    Организация конкурсов для детей в детском саду как способ поддержки детской инициативы.

    В статье описывается работа детского сада по поддержке детской инициативы через организацию конкурсов....