" Как работать с агрессивными детьми"
консультация

Солосятова Екатерина Александровна

Детская психология.Рекомендации для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotat_s_agressivnymi_detmi.pptx351.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как работать с агрессивными детьми рекомендации для родителей и педагогов Подготовила: воспитатель, педагог-психолог Солосятова Е. А

Слайд 2

Детская агрессия Агрессия - это не эмоция, не мотив и не установка. Агрессия - это модель поведения. И закладывается она еще в раннем детстве. Детская агрессия чаще возникает из-за психологических проблем, с которыми ребенок не в состоянии справится.

Слайд 3

Важные условия предотвращения агрессии -создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.

Слайд 4

Важные условия предотвращения агрессии -Воспитание на принципах сотрудничест¬ва (особенно в семье) -Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

Слайд 5

1 . Спокойное отношение в случае незначительной агрессии - использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения); - выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»); - переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»); - позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Слайд 6

Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок-подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно: позволить ему отреагировать, внимательно выслушать переключить его внимание на что-то другое.

Слайд 7

2.Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения После того как ребенок успокоится, целесообразно: обсудить с ним его поведение описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки .

Слайд 8

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи.

Слайд 9

Приёмы обратной связи констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»); констатирующий вопрос («Ты злишься?»); раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»); апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Слайд 10

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность доброжелательность твердость.

Слайд 11

3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Взрослым тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств. Взрослым управлять своими отрицательными эмоциями, не подкрепляя агрессивное поведение ребенка, сохраняя с ним хорошие отношения

Слайд 12

4. Обсуждение проступка.. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить нега- тивные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но прежде всего для самого маленького агрессора.

Слайд 13

Важно! ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. показать ребёнку негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Слайд 14

5.Сохранение положительной репутации ребенка. - публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками Важно! Настаивая на полном подчинении можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Слайд 15

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения Приёмы: нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать -так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе че¬ловек обидится, и общение прервется или превратится в кон¬фликт . Все что нужно делать - поддерживать течение речи собе¬седника , стараясь, чтобы он полностью выговорился; пауза, дающая ребенку возможность успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; - признание чувств ребенка

Слайд 16

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам .

Слайд 17

7. Снижение напряжения ситуации Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации

Слайд 18

Неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, «чтение морали»; - наказание или угрозы наказания; - обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»; - сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу); - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды

Слайд 19

Отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение .

Слайд 20

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА Содержание Пу т и выполнения 1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно -Слушайте своего ребенка; -проводите вместе с ним как можно больше времени; -делитесь с ним своим опытом; -рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах; -если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности

Слайд 21

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА Содержание Пути выполнения Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия Отложите совместные дела с ребенком; -старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

Слайд 22

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА Содержание Пути выполнения Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате»

Слайд 23

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА Содержание Пути выполнения -В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить -Примите теплую ванну, душ; -выпейте чаю; -послушайте любимую музыку

Слайд 24

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА Содержание Пути выполнения Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев - Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите; - не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

Слайд 25

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА Содержание Пути выполнения - К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее -Изучайте силы и возможности своего ребенка; -если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте все заранее

Слайд 26

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними 1.Гиперактивно-агрессивный ребенок Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в кол¬лектив сверстников, могут стано -виться агрессивными Необходимо грамотно выстраи¬вать систему ограничений, исполь¬зуя в том числе и игровые ситуа¬ции с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эм- патии , сочувствия к другим -сверстникам, взрослым и ко всему живому.

Слайд 27

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними 2. Агрессивно-обидчивый и исто¬щаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обу¬чения , но и с болезнью роста, осо¬бенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражитель¬ность , ранимость могут провоциро¬вать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить пси- хическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций пе-ренапряжения , если ребенок почти всегда агрессивен.

Слайд 28

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними 3.Агрессивный ребенок с оппозици¬онно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знако-мым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общае¬тесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребен¬ку скучно, нечем заняться, и он пе¬реносит на вас собственное на¬строение и проблемы, перекладыва¬ет ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребен¬ком , но не за него.

Слайд 29

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними 4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ре¬бенка от мнимой угрозы, « нападе-ния ». Работайте со страхами, моделируй-те, то есть создавайте, опасную си- туацию и вместе с ребенком пре-одолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятный с преобладанием при- ятного .

Слайд 30

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними 5. Агрессивно-бесчувственный ре¬бенок . Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим на¬рушена . Причины могут быть в не¬благоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллек-туального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодно¬сти , черствости, уплощенности, по¬вышенной аффективной ( эмоцио¬нальной ) возбудимости, которые передаются от родителей или близ¬ких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть оби¬женному , плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуман-ные чувства у такого ребенка: жа -лейте, гладьте кошек и собак, уха- живайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, по-давленное состояние другого чело-века и стимулируйте желание по-мочь . Если это не помогает, при- учайте ребенка нести ответ- ственность - « отра-батывать » за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Пред-ложи игрушку обиженному тобой ребенку» и тому подобное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы с агрессивными детьми

Данный материал предоставлен для педагогов и психологов дошкольных учреждений. В презентации отражены основные методы и приемы работы с агрессивными детьми, а так же указаны тесты , которые помогут вы...

Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.

Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....

Семинар-практикум "Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ"

Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ...

Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...

Коррекционная работа с агрессивными детьми. Детская агрессивность -как с ней работать.

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольниковЧасть 1.Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаДошкольное детство – это возраст от 3 до...