Краеведение. Культурно – образовательная среда в ДОУ
консультация (старшая группа)

Захарова Тамара Николаевна

    В дошкольных учреждениях все чаще звучит слово краеведение.

Что такое краеведение?

Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения.

Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_soobshchenie.docx144.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение к педсовету

C:\Users\admin\Desktop\ugra.jpg

Культурно – образовательная среда в ДОУ

                                                         Воспитатель:

                                                                                     Захарова Тамара Николаевна

МБОУ «Ушьинская СОШ» - 2016г.

Краеведение.

Культурно – образовательная среда в ДОУ

    В дошкольных учреждениях все чаще звучит слово краеведение.

Что такое краеведение?

Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения.

Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.

Работа в данном направлении в нашей группе не носила систематический характер, но все-таки ей отводилась огромная роль.

В группе были выделены Центры активности детей, среди которых был центр в области познавательного развития «Хочу всё знать». В нём распологались папки – передвижки, альбомы, детская литература, дидактические игры, которые знакомят детей с жизнью и бытом народов севера  («Геральдика городов ХМАО, «Нашему округу 85 лет», «Национальная одежда», «Орнаменты народов ханты и манси», «Природа и животные нашего края»…)   В классе, где проводится НОД с детьми, оформлен уголок патриотического воспитания.  Дети знакомятся с символикой России, нашего округа, района, с жизнью и бытом народов севера через презентации, беседы, подвижные игры. Отличным помощником в этом направлении является созданный всем коллективом уголок – Комната Природы.

Большая роль отводилась на старшей группе и ознакомлению детей с обычаями русского народа. Проводились календарные народные праздники, развлечения… Дети с огромным удовольствием посещали мини – музей «Русская изба», который создавался  коллективом и родителями.

На сегодняшний день ФГОС ДО выделяет определённые требования к предметно – развивающей среде:

  • Содержательно-насыщенной;
  • Трансформируемой;
  • Полифункциональной;  
  • Вариативной;
  • Доступной;
  • Безопасной

Центры  активности детей так же должны соответствовать определенным требованиям:

• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время

• Целесообразность размещения экспонатов

• Доступность

• Эстетичность

• Научность

Выделяют три основных элемента развивающей предметной среды :

• Центры краеведения в группах

• Отдельный центр краеведения всего дошкольного учреждения

• Центр краеведения на территории д/у

Работая в таких центрах, дошкольники применяют на практике знания, которые они получают на занятиях по краеведению, при посещении музеев, во время экскурсий в лес, в парк, по городу, стране.

Цель создания центров – всестороннее изучение родного города, края, в котором живешь.

Задачи:

• Научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история

• Пробудить у юных граждан чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям

• Формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей

• Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре

Создание центра краеведения будет целесообразным при соблюдении конкретных условий.

Работа в центре развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, стране.

Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.

Центры краеведения в группах

Рекомендуемое оснащение центра в младших группах: Альбомы: “Наша семья”, “Улицы города”, “Мой город”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.

Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды нашего края, сказки Сибири, потешки, скороговорки.

Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Сибири”, “Наш город во все времена года”.

Подвижные игры народов Сибири: “Оденем куклу на прогулку”, “Познай себя”

Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.

Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах”.

Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала.

Образцы декоративно-прикладного искусства.

Куклы в национальных костюмах.

Средний возраст. (5-й год жизни)

Альбомы выше перечисленные + «Моя Россия»

тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям и его знаменитым жителям, транспорту, архитектуре, профессиям жителей.

Могут быть представлены материалы об истории возникновения района, округа, ближайшего города,  различные   макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические  игры;

Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки народа, о городе, о России.)

Элементы государственной символики (флаг, герб России) ;

Элементы символики района, округа ;

Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

Аудио и видео материалы о природе родного края

Старший возраст (6-7 –й год жизни)

Располагается в рабочей зоне, весьма активно используется детьми старшего дошкольного возраста, как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр и занятий с материалами различного вида.  Работа в центре может заменить традиционное занятие.

Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»; «Детский сад».

Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения района»,  «Промышленность города»,  «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Народный костюм », «Достопримечательности нашего края», «Архитектура», «Спорт», «Природные богатства»,  мини-музеи.

Подборка стихотворений о крае, в котором живём.

Тематическая папка «Мой край»: карта и символика края; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство);

Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве.

Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны;

Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы».

Художественная литература

Дидактические игры по теме.

Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.);

Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, по  ознакомлению с жизнью и бытом малых народов Севера, иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Народные промыслы»;

Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты;

Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях.

Центр краеведения детского сада. К нему мы относим мини – музей «Русская изба», «Комнату природы».

Центр краеведения  может располагаться и на территории дошкольного учреждения.

Это музей под открытым небом – специально выстроенная изба или чум с подворьем, огородом, животными. Здесь ребята могут играть, учиться разным ремеслам, слушать  рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывать различные сценки из прошлого, участвовать в народных праздниках.


     Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину, край, где они родились и живут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с особыми нуждами в культурно-образовательной среде: проблемы социальной интеграции и адаптации

Несмотря на широкую освещённость в научно-методической литературе вопросов, связанных с инклюзивным образованием в целом, в работе с детьми дошкольного возраста остаётся достаточного много нерешённых ...

Культурно - образовательная среда региона Поволжье как средство социально – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматриваются возможности использования образовательной среды родного региона для формирования у детей 5-7 лет социально - нравственных ценностей....

Творческая мастерская «Волшебный песок», как культурная практика в образовательной среде ДОУ

Песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества, экспериментирования и исходя, из определения Н.Б. Крыловой, что «культурные практики представляют соб...

Методическая разработка культурной (культурно – образовательной) практики.«Занятие с применением нетрадиционной техники рисования (рисование ладошками)

В целом данная практика позволила проявить инициативу по выбору цвета. Рисования ладошками самый простой из видов рисования с маленькими детьми. Такая техника рисования даёт малышам ощущение непосредс...

Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКАСАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»...

«Обогащение образовательной среды по художественно –эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента ».

Обогащая образовательную среду, по художественно- эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента мы помогаем видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном тво...

Культурная образовательная среда для детей дошкольного возраста, как средство саморазвития и накопление собственного художественного опыта.

Всё удивительное рядом, а гениальное просто, хотели мы показать детям, когда затевали тему народного декоративного творчества....