Оптимизация работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, как важнейшей составляющей формирования личности ребёнка
презентация к уроку (подготовительная группа)

Васёха Светлана Юрьевна

С данной презентацией я выступала на городском мероприятии в рамках методического сопровождения ФГОС дошкольного образования, на городской педагогической мастерской «Современные подходы и направления в реализации краеведческого компонента в части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений».  Тема моего выступления: «Оптимизация работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, как важнейшей составляющей формирования личности ребёнка».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 498 комбинированного вида » «Оптимизация работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, как важнейшей составляющей формирования личности ребёнка» Воспитатель высшей кв. категории Васеха Светлана Юрьевна

Слайд 2

Проблема нравственно- патриотического воспитания дошкольников продиктована потребностью российского общества. Актуальность проблемы выражается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, наше общество в современной России претерпевает духовный кризис. Актуальность этой проблемы в современных условиях подчеркнута в программных документах Правительства Российской Федерации: закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),17.10.2013., «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»2009., «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025».

Слайд 3

Цель нравственно-патриотического воспитания: воспитание гражданина и патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, его традиции, памятники, природу, историю и культуру и желающего принять активное участие в его развитии. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста включают: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Слайд 4

Акцент на оптимизацию работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, наполнение её новым содержанием и изменением форм организации педагогического процесса. Этому способствуют различные направления образовательной работы , которые позволяют наиболее эффективно использовать средства краеведения по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. 1. Тематическое планирование. 2. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. 3. Организация работы с детьми в разных видах деятельности. 4. Взаимодействие с семьей.

Слайд 6

Проект «Моя семья» Проектная деятельность

Слайд 7

Проект «Каша- кормилица наша»

Слайд 8

Проект «От зёрнышка, до хлебушка»

Слайд 9

Проект «Защитники Родины»

Слайд 10

Проект «Россия - моя страна »

Слайд 11

Мини-музеи в группе Мини-музей «Чудо земли- хлеб» Мини-музей «Путешествие в прошлое. Чем пользовались люди до изобретения электроприборов.» Мини-музей «Мамы-рукодельницы»

Слайд 12

Мини-музей «Вещи с фронта»

Слайд 13

Акции Берегите воду на планете Берегите птиц нашего края Мы за мир на Земле Помоги собрать корм для бездомных животных в приют города Новосибирска

Слайд 14

70-летие Великой Победы Парад Литературный конкурс Поздравление ветеранов Возложение гирлянды к памятнику Б. Богаткова Посылка ветеранам. Посещение ветеранов на дому

Слайд 15

День космонавтики

Слайд 16

Опытно- экспериментальная деятельность

Слайд 17

Трудовой десант

Слайд 18

Экскурсия на монумент славы

Слайд 19

Экскурсия в музей Г.У. МЧС России по Новосибирской области

Слайд 20

Экскурсия в краеведческий музей НГПУ

Слайд 21

Экскурсия в музей сказок «Тридевятое государство»

Слайд 22

Экскурсия в планетарий г.Новосибирска

Слайд 23

Вывод Краеведение является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств, и только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа проявят положительные результаты. Россия! Россия! Моя страна, Самая лучшая Для меня она. Мой город и улица, Даже семья – Всё это Россия, Отчизна моя! Я весел и счастлив, Я в садик хожу, Хороших и верных Друзей нахожу. Спасибо, Россия, За мир на земле! Поклон самый низкий Шлю я тебе!



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема моего выступления:

Оптимизация работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию, как важнейшей составляющей формирования личности ребёнка.

К. Симонов в своем стихотворении «Родина» написал

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал…»

К.Симонов

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников продиктована потребностью российского общества.

Актуальность проблемы выражается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, наше общество в современной России претерпевает духовный кризис.

Актуальность этой проблемы в современных условиях подчеркнута в программных документах Правительства Российской Федерации, которые представлены на слайде: Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),17.10.2013., «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»2009., «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025».

В последние годы идет переосмысление сущности нравственно-патриотического воспитания. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент.  Одним из приоритетных направлений стало краеведение -

 Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного города, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Цель нравственно-патриотического воспитания: воспитание гражданина и патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, его традиции, памятники, природу, историю и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.

При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста включают:

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

 - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Результаты исследования показали необходимость  оптимизации работы в данном направлении, наполнение её новым содержанием и изменением форм организации педагогического процесса.

Вместе с тем данная проблема обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

Этому способствуют  различные направления образовательной работы, которые позволяют наиболее эффективно использовать средства краеведения по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

1. Тематическое планирование.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.

3. Организация работы с детьми в разных видах деятельности.

4. Взаимодействие с семьей.

Работа ведётся в порядке нарастающей сложности:

       ребёнок         семья         детский сад       город          страна

Это очень важные составляющие, без которых работа по патриотическому воспитанию будет неэффективна.

Я хочу поделиться  своим опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию и рассказать о формах организации педагогического процесса средствами краеведения. Современные формы работы  очень многообразны. (Формы на слайде)

Богатый диапазон в сфере краеведения представляет проектная деятельность.

Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа.

Проект «Моя семья»

У детей обогатились представления о семье, членах своей семьи; сформировались представления о социальных понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”.

Проект «Каша-кормилица наша»

позволил детям  пробудить интерес к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем; познакомиться с историей каши на Руси и понять, что каша - очень древнее и полезное кушанье; дети узнали какая каша приходит с полей Новосибирской области; у детей обогатились знания социальных понятий: семья,  Родина, Россия, Русь.

Проект «От зёрнышка до хлебушка»

Ребята узнали как выращивают хлеб на полях, о том, что наша  НСО славится выращиванием богатых урожаев хлеба. Дети познакомились с профессиями: земледелец, механизатор, тракторист, комбайнер, пекарь и др. Дети познакомились с мельницей, русской печью, научились различать виды злаковых культур и виды хлебобулочных изделий.

Проект «Защитники Родины»

расширил кругозор детей о видах войск, боевой технике, о героях- новосибирцах, о памятниках родного города и улицах. Дети рассказывали о своих прадедушках- героях, воевавших в В.О. войну, защищающих свою Родину.

Проект «Россия – моя страна».(4 декабря 2011)

познакомил   детей с символикой нашей страны и города Новосибирска, с  достопримечательностями  родного города и улицами. Это так заинтересовало детей, что мы с ребятами  изготовили герб нашей группы. Данный проект дал детям понять такой сложный политический процесс, как выборы в государственную думу Российской Федерации. Дети вместе с родителями  ходили голосовать, приносили фотографии, затем мы делали баннер с фотографиями и стихами. Чтобы понять, как голосуют взрослые, в группе мы провели выборы времен года. Дети поняли, что  когда они  вырастут, то обязательно должны принимать участие в выборах. Хочется прочитать маленький кусочек стихотворения семьи Трифоновых:

Чтоб России процветать,

Людям нужно выбирать,

И на выборы ходить –

Верить: будем лучше жить!

Когда я вырасту

И стану изобретателем,

На выборы пойду

Вполне сознательно.

Знаю точно я, друзья,

Точка зрения важна моя!

Несомненно, что такая совместная работа педагогов, родителей и детей наложит положительный отпечаток на детские души.

                                        Мини-музеи

В группе я организовываю различные мини-музеи  «Путешествие в прошлое электроприборов», «Чудо земли –хлеб», «Мамы рукодельницы» и др. Для музея «Путешествие в прошлое» вместе с детьми и родителями искали старинные вещи по всем знакомым города Новосибирска и даже по деревням. Нам удалось найти для нашего музея: старинную печатную машинку, весы, прялку, фонарь, фильмоскоп, утюг, самовар, радио, фотоаппарат.

 Мини- музей «Чудо земли –хлеб» вместе с родителями создали в русско-народных традициях. Родители представили различную выпечку, был и пряничный домик, и расписные куличи… Дети научились беречь и ценить хлеб - достояние нашего города и страны.

Неизгладимое впечатление на детей оказал музей «Вещи с фронта». Наши родители специально ездили  в Куйбышевский район, Ордынский район, в село Северное, в те места, где проживали их родственники. Были собраны уникальные вещи: армейский котелок; солдатская фляжка, пробитая пулей; сумка-планшет, плащ-палатка, керосиновая лампа, ордена, медали и пожелтевшее письмо с фронта. Когда я читала детям письмо, одна девочка заплакала… Все усилия окупились сполна… Всё это - ради детской слезинки, ради проникновения в детские души гордости за наших героев, за наш край.

В нашем  детском саду часто проходят различные акции: «Берегите воду на планете», «Берегите птиц нашего города», «Мы за мир на земле». Дети рисуют плакаты и мы развешиваем их близь лежащих домов. Недавно у нас была проведена акция «Помоги собрать корм для бездомных животных в приют г.Новосибирска».Было собрано очень много корма. Таким образом, дети чувствуют свою значимость в жизни нашего города, чувствуют, что их помощь нужна животным  города Новосибирска.

Недавно наша страна отмечала 70-летие Великой Победы. У нас  в ДОУ был организован парад строя и песни, прошёл литературный конкурс, прошла оживлённая встреча с ветеранами с интересной беседой и выступлениями детей. С ребятами мы готовили подарки ветеранам, а так же изготавливали гвоздики для большой гирлянды, которую впоследствии вместе с родителями возложили к памятнику  Борису Богаткову. А ещё мы с ребятами и родителями собрали посылку ветерану – бабушке Кресс Наташи и поздравили её на дому.

Замечательные вехи истории нашей страны отражаются в празднике «День космонавтики». Что может быть чудесней, как запустить ракету в небо, посоревноваться в знаниях о космосе с командами детей из других групп, на развлечении встретиться с инопланетянами, создать выставку рисунков и поделок.

Велика роль опытно-экспериментальной деятельности. Дети знакомятся с полезными ископаемыми нашей местности и их использовании в жизни людей. Дети приобретают практический опыт в жизни растений, свойств воды, почвы и многое другое.

Облагораживание детского сада, субботники воспитывают в детях трудолюбие и чувство сопричастности во благо родного города.

Экскурсии являются лучшей формой работы с дошкольниками по нравственно- патриотическому воспитанию. Они вызывают чувство гордости и уважения за свой народ, за Родину, за место, где он родился. Монумент Славы… Это святое место, где каждый человек чувствует огромную благодарность погибшим воинам-новосибирцам за Великую Победу!

Экскурсия в музей Г.У. МЧС России по Новосибирской области. На действующих макетах ребята познакомились с видами пожарной автоматики, со всей противопожарной системой Н.С.О., обеспечивающей безопасность людей.

Экскурсия в краеведческий музей НГПУ. Здесь ребята познакомились с бытом наших предков, с интереснейшими находками прошлого.

Экскурсия в музей сказок «Тридевятое царство», где дети окунулись в мир сказок и сами приняли участие в театрализованных представлениях, навеянных национальными русскими традициями.

Экскурсия в планетарий г. Новосибирска вызывает у детей гордость за наш город- научную столицу Сибири, ведь это самый крупный астрофизический центр за Уралом.

Дети получили возможность понаблюдать за звёздным небом, посмотреть объёмные изображения, очутиться в космосе.

Можно ещё очень много рассказывать о разнообразных формах и видах деятельности: конкурсах, выставках, газетах, играх, инсценировках, чтении, слушании музыки, рассматривании картин природы, продуктивной деятельности и о многом другом. Эта малая толика того, чем я смогла с вами сегодня поделиться.

Применяя различный спектр форм и взаимодействий с детьми, а также и с родителями, мы оптимизируем работу по нравственно-патриотическому воспитанию, наполняем души и сердца наших маленьких патриотов любовью к своей малой Родине и нашей стране.

Вывод

Краеведение  является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств, и только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа проявят положительные результаты.

Сегодня я с уверенностью могу сказать, что наша работа, работа педагогов-дошкольников вносит первостепенный огромный  вклад в становление личности ребёнка, патриота, гражданина своей страны. 

Мы, первые педагоги, которые должны привить детям чувство любви и привязанности к родному  краю и научить гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия!

Своё выступление я хочу закончить стихами, которые сочинялись вместе с детьми подготовительной группы. Конечно, я их немного отшлифовала, но смысл и рифму помогли найти дети.

Россия! Россия!

Моя страна,

Самая лучшая

Для меня она.

Мой город и улица,

Даже семья –

Всё это Россия,

Отчизна моя!

Я весел и счастлив,

Я в садик хожу,

Хороших и верных

Друзей нахожу.

Спасибо, Россия,

За мир на земле!

Поклон самый низкий

Шлю я тебе!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...

Консультация "Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка."

Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Предпосылки развития личности, сл...

Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка.

Нравственность -  это внутренняя мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека. Нравственное воспитание - это:- одна из форм воспроиз...

Формы и методы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию.

Формы и методы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию....

Современные формы организации работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в  условиях современности. Это неустанная работа по воспитанию гордости за свою Ррдину, свой народ уважение к его великим свершениям и до...

Инновационные формы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:Образовательные:- знакомить с символикой российс...