РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Творческой мастерской «Сказки «Цифрограда»
рабочая программа (старшая группа)

Подорова Оксана Николаевна

Для детей старшего дошкольного возраста (Познавательно - речевое развитие)

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Творческой мастерской

«Сказки «Цифрограда»

 для детей старшего дошкольного возраста

(Познавательно - речевое развитие)

Результаты поиска изображений для запроса "картинки для детей малыш и книга"

        Воспитатель: Подорова О.Н.

с. п. Каркатеевы

        СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Раздел I

Целевой раздел

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Цели и задачи реализации программы

5

1.3.

Принципы и подходы к реализации программы

5

1.4.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста

5

1.5.

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы

6

Раздел II

Содержательный раздел

7

2.1.

Описание образовательной деятельности

7

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

8

2.3.

Тематическое планирование.

Учебно – тематический план занятий для воспитанников старшего дошкольного возраста.

9

2.4.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

9

Раздел III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

11

3.1.

Моделирование образовательного процесса

11

3.2.

Организация режима пребывания детей. Общий объём нагрузки.

11

3.3.

Материально-техническое обеспечение Программы

12

3.4.

Мониторинг

14

3.5.

Методическое обеспечение Программы

15

Введение

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли изменения, требующие пересмотра и обновления многих аспектов. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе. Расширяются возможности получения дошкольного образования в разных формах его организации.

В связи с изменениями нормативной базы возникает необходимость пересмотра и обновления   в организации и содержании работы дошкольных образовательных организаций. В соответствии со ст.12 п.6. Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к структуре и содержанию образовательной программы дошкольного образования и дает возможность на местах разрабатывать и внедрять авторские рабочие Программы.

На основании вышеизложенного разработана программа по познавательно - речевому развитию «Сказки Цифрограда», которая направлена на развитие речевого и познавательного творчества ребенка.

Программа составлена на основе основной образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» в образовательной области «речевое развитие»

        Структура образовательной программы состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

        Целевой раздел открывает пояснительная записка, в которой прописаны цели, задачи, основные принципы дошкольного образования, целевые ориентиры освоения программы.

         Содержательный раздел включает в себя описание деятельности, в виде примерного планирования совместной образовательной деятельности в образовательной области «физическое развитие».

         Организационный раздел представлен описанием материально – технического обеспечения.

         Программа «Сказки Цифрограда» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1.  Пояснительная записка

Россия — наша Родина. Чтобы считать себя её сыном и дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Творчество каждого народа — это неотъемлемая связующая часть прошлого, настоящего, и будущего в личности каждого человека. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Большое место в приобщении детей к истокам культуры занимают праздники и традиции. В них накоплены наблюдения человека. Причем эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. С. Михалков «Только тот, кто любит, ценит, и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». Общенародные праздники, отмечаемые в России, воспринимаются детьми как радостные события. Сильное впечатление производят на них: украшения квартир, площадей, залов; парады, салюты; передачи по радио и телевидению. Все это составляет наглядно - чувственную основу восприятия детьми таких сложных явлений, как праздники.

Праздники и памятные даты позволяют решать многие задачи нравственного воспитания. Развивать у детей познавательный интерес к общественной жизни, обогащать речевое творчество. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Любимое занятие каждого ребенка – игра, чтение сказок, рассматривание знакомых и незнакомых книг.  Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это – особая реальность. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. 

Очень важно с дошкольного возраста научить ребёнка сочинять небольшие рассказы или сказки, придумывать небольшие сюжеты, делиться своими сочинениями с товарищами.

Это поможет в дальнейшем:

- свободно вступать в речевое общение с окружающими;

- участвовать в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу;

- задавать вопросы, правильно формулируя их, и отвечать на вопросы окружающих;

- рассказывать о разнообразных праздничных событиях.

Обучая дошкольников сочинять сказки или истории, составлять описательные рассказы способствуют формированию у детей умение мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей.

Поэтому творческая мастерская «Сказки Цифрограда» поможет ребенку преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе, даст детям толчок развивать слуховое и зрительное внимание, грамматически правильную речь, память, творческое воображение, поверить в собственные силы маленького «писателя».

Творческая мастерская разработана на основе образовательной области «речевое развитие» основной образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО».  

  1. Цель и задачи реализации Программы

Цель: Развивать речевую активность и познавательную мотивацию через литературное творчество.

Задачи:

Образовательные:

- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

- обучение умению находить информацию, анализировать, систематизировать накопленный материал.

- обучение духовно-нравственных и социо - культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Развивающие:

- развивать литературно - творческий потенциал и  речевые способности каждого ребёнка.

- развивать психические процессы: память, внимание, восприятие, воображение, мышление на основе проблемных ситуаций.

- совершенствовать умение выражать различные эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, тревога и т.д., разнообразные по характеру настроения.

- развивать личные качества детей (самостоятельность, ответственность, активность и т.д.).

Воспитательные:

- воспитывать интерес к художественному слову.

- воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности;

- совершенствовать творческую активность, инициативу, самостоятельность.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

Концептуальной основой деятельности детского сада «Буратино», является обеспечение непрерывного, адекватного развития детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. В этом помогают следующие принципы организации деятельности:

Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.

Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.

Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип интегративности -  предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

  1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

  На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. В процессе восприятия художественных произведений, дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, наблюдательности, стремлению задавать вопросы.

Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

  1. Планируемые результаты как ориентиры освоения программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования по образовательной области «речевое развитие», которые представляют собой качества возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Учреждения, реализующего Программу.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста по образовательной области «речевое развитие»

- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

- Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание образовательной деятельности

Программа «Сказки Цифрограда» составлена на основе основной образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» в образовательной области «речевое развитие».

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно – практических методов и способов организации деятельности: решения проблемных ситуаций, чтения, сбора информации, наблюдений, сочинительства, изготовления книжек.

Программа рассчитана на один года обучения и проходит через литературное творчество. Это даёт возможность более глубже познакомить детей с техникой создания книг, и более подробно рассказать о праздниках и знаменательных датах, отмечаемых в России.

        По программе речевого творчества занимаются дети старшего возраста. На первых занятиях (с 1 по 9 число) дети знакомятся с праздниками и значимыми датами первого десятка.

На первом этапе главными компонентом занятия являются проблемные ситуации, игра и сюжет праздника в слайдовой презентации. Познакомив детей с праздниками определённой цифры, ребёнку даётся выбор: придумать рассказ или историю понравившегося праздника. Например, у цифры один праздники: 1 января – начало нового года; 1 апреля – день смеха; 1 мая – день всех трудящихся; 1 июня – день защиты детей; 1 сентября день знаний. Даю ребятам подумать и определить, какой праздник им более близок. Прошу описать понравившийся праздник. Затем раздаю листочки в виде «цифры один» и предлагаю нарисовать иллюстрацию к своему рассказу. После этого записываю детские сочинения на иллюстрациях и сшиваю листы. Получается книга с детскими рассказами и иллюстрациями «Праздники цифры «1». Таким образом дети знакомятся с праздниками первого десятка. Составляются индивидуальные или коллективные истории и рассказы. По каждому числу выпускаются детские книги с иллюстрациями. По ходу выпуска книг дети знакомятся с профессиями людей создающими книги: художники, переплётчики, наборщики и т.д.

Таким образом, дети не только учатся сочинять, но и имеют право выбора для творчества из полученной информации.

На втором этапе дети знакомятся с праздниками двойного числа, такими как 27 сентября – день воспитателя, 23 февраля – день защитника Отечества и т.д. На этом этапе, дети учатся выстраивать предположения (чему обрадовался солдат? есть ли праздник у водителя, воспитателя, повара?). Затем детям предлагается прослушать произведение (В. Лесковский «Детский сад для зверят») или отрывок из произведения. После обсуждения прочитанного, дети обыгрывают диалог, этюд, сценку между  литературными персонажами. После детям предлагается  алгоритм действий:

  • Подумать, где еще мы можем узнать что-то новое по данной теме?
  • Спросить у другого человека
  • Посмотреть в энциклопедии
  • Посмотреть в книгах
  • Посмотреть в интернете

        Выбрав тему, работа ведется по сбору информации. Задача ребенка - собрать нужную информацию, использовав возможности всех доступных источников. Собранную информацию ребёнок совместно с родителями (на выбор) может зарисовать и записать на листе в виде рассказа или же сделать в виде книжки – малышки, книжки – гармошки. А затем презентовать в группе сверстникам.

Таким образом, в процессе литературного творчества идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном и услышанном, формулировать закономерности и делать выводы по собранной информации стимулирует развитие речевой активности. Литературное творчество является не только ознакомлением ребенка с новыми праздниками и значимыми датами, но и способствует всестороннему развитию ребёнка.

Игровые методы и приемы:

- игровые ситуации;

- словесные игры и упражнения;

- практические задания;

- наглядный материал и пособия.

Данные методы и приемы эффективны и дают детям возможность делать выбор и определять собственные цели, планировать свою деятельность, вносить предложения, не бояться брать на себя инициативу, обращаться за помощью. Что способствует развитию познавательной активности, любознательности и стремлению к самостоятельному сочинительству.

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации Программы

Методы обучения

Приемы как части метода,

дополняющие и конкретизирующие его

Наглядные

Наглядно-зрительные приемы:

- показ слайдовых презентаций;

- использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);

- имитация (подражание);

- зрительные ориентиры (предметы, игрушки).

Наглядно-слуховые приемы:

- музыка, звуковые эффекты.

Тактильно-мышечные приемы:

- непосредственная помощь педагога.

Словесные

- объяснения;

- пояснения;

- вопросы к детям;

- образный сюжетный рассказ;

- беседа;

- словесная инструкция.

Практические

- иллюстрирование рассказов;

- театрализация;

- изготовление книг.

                   Реализация программы осуществляется один раз в две недели, по средам, во вторую половину дня. Занятия проводятся на основе познавательно – игровой, театрализованной, деятельности. Совместно со взрослыми.

  1. Тематическое планирование

Учебно-тематический план занятий для воспитанников

старшего возраста

№ п/п

Сроки

Тема

Количество занятий/часов

1

Октябрь

- Тема: «Цифра один»

- Тема: «Праздники цифры 2»

2 занятия

2

Ноябрь

- Тема: «Праздники цифры 3»

- Тема: «Праздники цифры 4»

- Тема: «Праздники цифры 5»

3 занятия

3

Декабрь

- Тема: «Праздники цифры 6»

- Тема: «31 декабря»

2 занятия

4

Январь

- Тема: «Праздники цифры 7»

- Тема: «Путешествие цифры 8»

2 занятия

5

Февраль

- Тема: «14 февраля «День влюблённых»

- Тема: «23 февраля «День защитников Отечества»

2 занятия

6

Март

- Тема: «21 марта: Праздник - День Земли»

- Тема: «28 марта «День основания Большого театра»

2 занятия

7

Апрель

- Тема: «12 апреля «День космонавтики»

- Тема: «Праздники цифры 9»

2 занятия

Итого:

  1. анятий

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Один из принципов дошкольного образования, заложенных в ФГОС - это сотрудничество ДОУ с семьей. Родители, наряду с воспитанниками и педагогами, должны быть активными, равноправными участники образовательного процесса. Отношения в семье имеют решающее значение в процессе воспитания ребенка.  Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования в целом, и успешно решать задачи физического развития, в частности.

В задачи взаимодействия с семьями воспитанников выделены следующие направления:

 - формирование у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с результатами диагностики речевого развития их детей;

 - согласование представлений родителей и педагогов о задачах речевого развития детей в ДОУ и семье;

 - постановка специфических проблем педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и подгрупповых консультаций;

 - обучение родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;

 - развитие творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации совместной деятельности по методу творческих проектов, мероприятий, детско-родительских встреч.

Формы работы взаимодействия с семьей по вопросам речевого воспитания.

  1. Анкетирование, опросники - позволяют получать информацию от родителей по вопросам воспитательно-образовательной работы в детском саду, информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями.
  1. Родительские собрания, творческие гостиные, «круглые столы» - знакомят с задачами и методами познавательно-речевого развития (с учетом возрастных особенностей воспитанников); пропагандирующие лучший опыт семейного воспитания.
  1. Беседа – наиболее доступная и эффективная форма установления связи воспитателя с семьей, во время которых можно обменяться мнениями или оказать родителям своевременную помощь.
  2. Групповые, индивидуальные и тематические консультации - организуются с целью получения ответов на все интересующие родителей вопросы.
  3. Наглядно – информационные формы взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей:

- информационные стенды – информация о достигнутых результатах воспитанников в области «речевое развитие», используемых в детском саду; перечь рекомендуемой литературы; игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях и др.;

- папки – передвижки – информация о новинках в детской литературе, о том, чему можно научить ребенка в определенном возрасте;

- рекомендации, практические советы.

- ведение рубрики на сайте ДОУ.

  1. Открытые показы непосредственной образовательной деятельности для родителей.
  2. Совместные (детско-родительские) встречи в клубе «На встречу друг другу» в форме: викторин, мастер – классов, досугов.

Использование данных форм общения с родителями играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствует возникновению интереса к воспитательно – образовательной работе в ДОУ.

        Этому способствует доверительное общение детей и родителей в различных ситуациях и, естественно, совместная их деятельность.

Семья во многом определяет отношения детей к речевым играм, конкурсам, викторинам, как много могут сделать родители для своих детей, пробуждая у них интерес к литературному творчеству.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Моделирование образовательного процесса

Программа реализуется в течение учебного года с октября по май. Одно занятие рассчитано на 2 недели. В соответствии с учебным планом образовательной Программы ДОУ - первые две недели сентября – адаптационный период, третьи и четвертые недели сентября и мая – диагностический период.

         Адаптационный период – это время привыкания детей к среде ДОУ, где педагогами осуществляется образовательная деятельность, направленная на социализацию ребенка в коллективе сверстников.

        Диагностический период – педагогами организуются образовательная деятельность, направленная на определение зоны «ближайшего развития» детей, уровня освоения программного материала, динамику развития детей.

  1. Организация режима пребывания детей. Общий объем нагрузки

 Реализация программы осуществляется с 1 октября по 30 апреля.

Возраст детей

5-6 лет

Количество детей

12

Продолжительность образовательных ситуаций  

25 мин

Количество образовательных ситуаций в неделю

0,5

День недели

Среда

  1. Материально-техническое обеспечение программы

        Построение развивающей среды в групповой комнате с учетом всех принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию творческих способностей, овладению разными способами речевой активности. Созданная эстетическая среда, вызывает чувство радости, эмоционально-положительное отношение к литературному творчеству и познавательно – речевой деятельности. Желание заниматься в творческой мастерской, побуждает к поисковой активности, способствует развитию ребенка в области «речевое развитие».

Детские центры развития, их функциональная роль

Элементы РПС

Центр искусства  

- трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты

- силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства

- детские и взрослые работы по рисованию, аппликации

- произведения искусства для детей 5-6 лет

- произведения искусства для детей старшего дошкольного возраста

  • набор цветных карандашей
  • набор фломастеров
  • гуашь
  • круглые кисти
  • емкости для промывания кисти от краски
  • салфетки из ткани
  • подставка для кистей
  • бумага различной плотности, цвета, размера
  • салфетки для вытирания рук
  • щетинные кисти для клея

- клеевой карандаш

-ножницы

Центр грамотности (познавательная, воспитание интереса к литературе)

Речевое развитие, психических процессов (тактильной, зрительной, двигательной памяти, мышления, воображения

Интеллектуально-эстетическое развитие детей. Развитие фантазии, речи, актерских данных

Литературный центр:

-  столик для общения с книгой

- тематическая подборка детской художественной литературы

- портреты писателей и поэтов

- иллюстрированные альбомы

- аудиоматериалы

- дидактические пособия

- настольно-печатные игры

- наборы картинок для группировки: животные, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, игрушки

-игры по познавательному и речевому развитию

- детские рисунки

- словесное творчество детей (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми)

- увлечения детей (открытки, календарики и т.д.)

Центр речевого развития:

1.Игры и оборудования для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма:

- тактильные дощечки, разные на ощупь (5*10см)

- коллаж (лист картона, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры

- настольно-печатные игры

2. Театрализованная деятельность:

- шапочки, маски для игр – драматизации на темы любимых сказок

- кукольный театр

- театр из игрушек-самоделок

- театр резиновых игрушек

- пальчиковый, перчаточный, варежковый театры

- театр из ложек

- плоскостной театр

- теневой театр и другие виды

- ширмы

- театр би-ба-бо

- «Уголок ряженья»: костюмы, разнообразные украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках и т.д.

- атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов)

Творческая мастерская (эстетическая, развитие фантазии)

- различный бросовый материал

- ткань

- дерево

- природный материал и т.д.

- опорные схемы

- пооперациональные карты

- простейшие чертежи

  1. Мониторинг

Мониторинг детского развития проводится на основании образовательной Программы НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО», два раза в год (сентябрь, май).  Для проведения мониторинга детского развития используется учебно-методическое пособие «Мониторинг в детском саду» /науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». В проведении мониторинга участвуют педагоги и медицинский работник. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица.

Мониторинг детского развития

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности — эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

  1. Методическое обеспечение

  1. Образовательная Программа НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО»
  2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Детство. Спб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Мониторинг в детском саду. Спб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  4. Быкова Н.М Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.
  5. Куликовска Т.А. Сказки – пересказки. Обучение дошкольников пересказу – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская сказки

Мастер - класс по нетрадиционному рисованию....

Городской конкурс "Мастерская сказки"

Городской конкурс "Мастерская сказки"...

Городской конкурс научно-технического и декоративно-прикладного творчества "Мастерская сказки"

Воспитанники группы продемонстрировали макет сказки "Аленький цветочек" и стали победителями конкурса. Цель работы: Способствовать развитию д...

Рабочая программа "Мастерская Самоделкина"

рабочая программа по дополнительному образованию для работы с детьми 3-4, 4-5 лет по развитию творческих способностей...

рабочая программа " Мастерская Волшебников"

                                                      ...