Игровой досуг «Художники детских книжек» В средней группе на 2017 - 2018 учебный год
методическая разработка (средняя группа)

 

 

Городское бюджетное образовательное учреждение Школа № 2101 Филевский образовательный центр.

 

 

 

 

 

 

Игровой досуг

 

«Художники детских книжек»

 

В средней  группе

 

на 2017 - 2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Хачатурян Валентина Сидоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Москва 2017

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhniki_detskih_knizhek.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Городское бюджетное образовательное учреждение Школа № 2101 Филевский образовательный центр.

Игровой досуг

«Художники детских книжек»

В средней  группе

на 2017 - 2018 учебный год

Воспитатель:

Хачатурян Валентина Сидоровна

Г. Москва 2017

Актуальность


С доисторических времён во все века люди жили в окружении зверей и птиц и всегда их изображали: процарапанным контуром и минеральными красками на стенах пещер, вырезали в камне и дереве, лепили из глины. Фигурки животных выполняли роль талисманов: ими украшали бытовые предметы, ювелирные изделия, архитектурные сооружения. Такое искусство существовало у каждого народа и в разные эпохи. Но только начиная с XIX столетия эта тема привлекает внимание профессиональных художников и название ей анималистика – ( от латинского animal – животное) – жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные. Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. Главной задачей анималиста может быть как точность изображаемого животного, так и художественно образные характеристики (например, басни).
Я выбрала эту тему потому, что природа и ,живущие в ней, животные интересуют меня с раннего детства, а любимое мною занятие – рисование животных.
Цель работы: познакомиться с художниками – анималистами и показать свой мир восприятия животных через собственные рисунки
Задачи:
Узнать о творчестве первого анималиста Ватагина В.А, который более тридцати лет посвятил художественному оформлению «Маугли» из «Книги джунглей» Р.Киплинга.
Познакомиться с писателем и анималистом Чарушиным Е.И.
Рассмотреть рисунки Лаптева А.М, который умел видеть, понять и передать красоту и пластику животного.
Дать представление о творчестве Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина.

Развивать умение выделять средства выражения и отличия рисунков разных художников.

Развивать художественное восприятие иллюстраций.

Формировать интерес к детской книге.

Проанализировав творчество анималистов, прочитав книги, сделать выводы о моём начинающем творчестве в анималистическом жанре.
Методы исследования:
метод рисуночной диагностики
анализ информации

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательное развитие – формировать представление как о предмете таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности.

2. Речевое развитие – приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, развивать связную речь, совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы, обогащать словарь: художник, творчество, ярмарка, иллюстрации, анималист.

3. Художественно – эстетическое развитие – познакомить с профессией художника, закрепить знания детей о книге, книжной иллюстрации. Развивать эмоционально – эстетические чувства детей. Воспитывать интерес к профессии художника. Бережное отношение к книге, к произведениям искусства.

4. Социально – коммуникативное развитие – воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам, воспитывать бережное отношение к книгам.

Материал: портреты художников Ю. Васнецова и Е. Чарушина, иллюстрации с их творчеством, иллюстрация с изображением ярмарки, игрушка Буратино, аудиозапись таинственной музыки.

Ход образовательной ситуации.

Организационный момент: пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко…» (дети встают в круг).

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Улыбнемся всем игрушкам,

Улыбнемся солнышку!

Солнышко, солнышко!

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко!

Разбросай колечки!

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем.

На носочки встанем,

И друзьям подарим!

В. Ребята, посмотрите, что это за выставка? Что здесь? (книги)

– Ребята, а кто из вас знает загадку про книгу? «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита» (книга)

В. Книга – наш большой друг и помощник. Из книг мы узнаем много нового и интересного. А какие книги вам больше всего нравятся с картинками или без?

Сюрпризный момент – мотивация в гости приходит Буратино.

Б. Здравствуйте, ребята! А что это вы делаете? (дети рассказывают Буратино про свою выставку).Я тоже очень люблю читать книги. Но больше всего я люблю рассматривать картинки, они такие красивые и интересные. Только не понимаю, почему в разных книжках картинки не похожи, то они сказочные, то, как будто настоящие, и кто же их рисует? .Может быть вы мне поможете разобраться?.

Воспитатель и дети отвечают: Хорошо, Буратино, конечно мы тебе поможем. Ребята, скажите кто рисует картинки в книжках?

Б. Я знаю, это художник!.

В. Не совсем, так. Этот художник рисует не картины, а иллюстрации – это книжная графика. Поэтому его называют художник – иллюстратор. Повторите ребята и ты Буратино. А чтобы поближе с ними познакомиться давайте отправимся на выставку двух замечательных художников – иллюстраторов Юрия Алексеевича Васнецова и Евгения Ивановича. Чарушина.

Давайте наденем с вами волшебные очки. (Дети имитируют движения, закрывают глаза, звучит таинственная музыка).

В. Открывайте свои глазки, посмотрите на стенд. Это Евгений Иванович Чарушин - писатель и художник - большой друг зверей и птиц. Родился Евгений Иванович в Вятке. Всё своё детство он провёл в лесном крае. Ещё совсем ребёнком вместе с отцом он часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда жили кошки, собаки, кролики, утки. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Мальчик внимательно наблюдал за поведением и привычками животных. Все в их жизни было ему интересно. Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал писать рассказы о животных и рисовать их. Больше всего Евгений Иванович любил рисовать детёнышей животных.

Посмотрите на эту иллюстрацию – кто здесь?

Д. Волченок.

В. Правильно, маленький волчонок. Он похож на щенка, но это будущий волк.

Что вы можете сказать про волчонка? Какой он? (маленький, серенький, мохнатенький, одинокий, грустный, несмышленый, и т. д.) Как вы думает а почему он грустный? (его мама ушла на охоту, и он остался один, ему стало страшно). Хотелось бы пожалеть его и успокоить? (да). А как вы думаете, что будет дальше? (ответы детей 2-3 чел.)

В. Кто же изображен на следующей иллюстрации? (котенок). Его зовут Тюпа. Он чем то очень занят? Что он делает?

Д. Ловит птиц.

В. Расскажите, какой котенок? (маленький, пушистый, неуклюжий).

В. Обратите, внимание зверята, у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т. д. Что делает волчишко? Что делает котенок?.

Рисовал Е. И. Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее. Посмотрите внимательно на них и скажите какие цвета использовал художник изображая животных? (натуральные – серые, белые, коричневые,др.)

В. Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе.

Посмотрите, какие они трогательные, беспомощные и интересные. Рисунки Евгения Ивановича ни спутаешь ни с чьими другими. Все его звери нарисованы как живые. Нарисованные им волчата, котята, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку.

Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е. И. Чарушина только звери и птицы? Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е. И. Чарушина можно назвать художником-анималистом.

В. Как называют художников рисующих только зверей и птиц? (инд. и кол. ответы)

А теперь, давайте немного поиграем. У меня тоже в руках маленькая пушистая мышка. Вот с ней мы и поиграем.

Проговаривание чистоговорки. Снятие речевых зажимов. Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь не спишь». мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

В. Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.

/Физкультминутка/

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишко,

Посидим, как олененок,

И продолжим путь.

В. А теперь посмотрите на этот стенд. На этой фотографии вы видите замечательного художника Юрия Алексеевича Васнецова.

Родился художник тоже в Вятке — старинном русском городе, где весной всегда устраивали шумные ярмарки (показ картинки с изображением ярмарки). Здесь можно было увидеть практически все игрушки, какие только существовали на тот момент: глиняные дымковские, тряпичные.

Еще маленьким мальчиком будущий иллюстратор любил находиться среди этого радужного многоцветья, умел замечать красивые наличники на ставнях и предметах домашнего обихода. Став взрослым и окончив Академию художеств, он всю свою жизнь посвятил созданию рисунков к русским народным песенкам, прибауткам, потешкам, загадкам и сказкам. Обратите внимание, что Васнецов при создании своих работ использовал элементы дымковской росписи.

Хотя на рисунках Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень и очень выразительны.

Посмотрите, перед нами интересный домик – теремок.

Сколько у него этажей? (три) Правильно, три. Что мы видим на первом этаже – вход с полукруглыми дверями и двумя маленькими окошечками. А что на втором этаже?

- Большое окно, из которого смотрит малыш, он играет в ладушки, а над ним летают птички, малыш им радуется. А окно то какое расписное, и ставни желтые, все узорами разрисованы, по углам цветочки красуются. Есть еще и третий этаж – под самой крышей. Здесь есть оконце в самом центре и цветочки по бокам нарисованы. А на самом верху солнышко с лучиками, только сделано оно из дерева, и птички не простые, а деревянные – таких птичек делают, чтобы еще лучше украсить дом. А вся страничка какого цвета? (красная) На красном фоне очень нарядно смотрится светло – фиолетовый домик с бело – желтыми узорами. Вокруг теремка деревья и трава зеленого цвета, они с необычными круглыми листочками – баранками. Вот какой интересный домик придумал художник.

В. А вот другой сказочный домик.

Кто в нем живет? (два котика, собачка и петушок). Посмотрите у каждого из них своя комнатка. Где живут котики и собачка? (внизу). А петушок? (наверху). У этого домика стены деревянные, а крыша соломенная. Картинка ярко – голубого сочного цвета. Рядом с домиком вербочки с пушистыми белыми шариками. На крышах сидят птички, только прилетели из теплых краев, для них сделаны домики – скворечники. На земле светлая молодая травка и первые весенние цветочки. Посмотрите, животные одеты в одежду. Так художник хотел передать их характер и настроение.

Ребята, обратите внимание на наряды героев, на дивные узоры, которыми украшены домики, на волшебную красоту цветов и деревьев. Художник использует кружочки, волнистые линии, цветочки для украшения иллюстрации, краски использует яркие, сочные.

В. А теперь давайте поиграем в игру «Угадай кА!». Посмотрите на эти две иллюстрации и отгадайте какую нарисовал Евгений Чарушин, а какую Юрий Васнецов? (дети рассматривают и объясняют свой выбор).

В. Теперь вы знаете, ребята, что профессия художник - иллюстратора очень важна, она делает книгу интересной, любимой, запоминающейся.

В. Ребята, выставка закрывается и нам пора возвращаться. Где наши очки? (Дети закрывают глаза и представляют, что возвращаются домой). Вот мы и дома. Где мы с вами сегодня побывали? (на выставке) С кем познакомились? (С художниками – иллюстраторами Ю. Васнецовым и Е. Чарушиным). Ну что Буратино теперь ты узнал, кто рисует картинки в книжках и почему все картинки в книжках разные?

Б. Да! Спасибо ребята! Я побегу расскажу своим друзьям о том, чему вы меня научили! До свидания!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы воспитателя МДОУ "Детский сад "Сказка" за 2017-2018 учебный год

Анализ работывоспитателя  МДОУ "Детский сад "Сказка"за 2017-2018 учебный год 1. ФИО.   Абдулова Джюме Сиражутдиновна2. Дата рождения 26.01.1976г3. Образование высшее...

План работы с родителями (законными представителями) старшей группы МАДОУ «Детский сад « Жаргал» на 2017-2018 учебный год

План работы с родителями (законными представителями) старшей группы   МАДОУ «Детский сад « Жаргал» на 2017-2018 учебный год...

АНАЛИЗ образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» за 2017 – 2018 учебный год

АНАЛИЗ образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад «Улыбка» за 2017 – 2018 учебный год...

Отчет о работе консультативного пункта МБДОУ детский сад «Дюймовочка» в 2017-2018 учебном году

    С сентября 2017г. по май 2018г. в МБДОУ детский сад  «Дюймовочка» продолжил свою работу консультативный пункт «Колокольчик», который был создан в 2017...

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательных областей воспитанниками МБДОУ "Детский сад №21" за 2017-2018 учебный год

В материале предлагается анализ результатов мониторинга освоения образовательных областей воспитанниками за 2017-2018 учебный год...