Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста на основе книги Э. Матвеева «Дима и совенок»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Якоби Ирина Николаевна

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_finansovaya_gramotnost.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Агинский детский сад № 3 «Родничок»


Программа по формированию основ финансовой грамотности  у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста на основе книги Э. Матвеева «Дима и совенок»

Описание: http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkgqWwfDZS9-P_KtHrelwASaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Ст.воспитатель: Якоби И.Н.

 

с. Агинское, 2019 г.

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

3

2. Цели и задачи программы

4

3. Описание форм и методов проведения занятий

5

4. Учебно-тематический план

6

5. Содержание программы

7

6. Прогнозируемые  результаты, целевые ориентиры

7

7. Методическое обеспечение программы

9

8. Глоссарий  

10

Список литературы

Приложение

12

Диагностические материалы

13

Памятка для родителей

14

Календарно-тематический план

1. Пояснительная записка

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

2. Цель и задачи  программы

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности  у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.

Задачами программы являются:

  • знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
  • формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
  • формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
  • воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
  • воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
  • воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

3. Описание форм и методов проведения занятий

Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Программа разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста         5-7 лет.

Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно

4. Учебно-тематический план

 «Финансовая грамотность» на основе сказки «Дима и Совёнок».

Глава №

месяц

Тема

Содержание мероприятия

Глава 1. «Ух ты, он разговаривает!»

октябрь

Вводное занятие. Знакомство с персонажами.

Знакомство с персонажами истории. Зачем нужны деньги?

Глава 2. «Что такое деньги»

Деньги нужны для обмена трудом

Выясняем главное предназначение денег: обмен трудом, узнаём сложности бартерного обмена, узнаём, что такое равнозначный обмен

Глава 3. «Деньги и жёлуди»

Товар и услуга

Даём чёткое понимание, что такое «товар» и что такое «услуга», даём понимание, представители каких профессий создают товар, а каких – услугу.

 Выясняем, что чужие деньги – это чужой труд и брать их без разрешения нельзя.

Глава 4. «Какими бывают деньги»

История возникновения денег

Узнаём, какими были деньги в древности, какие общие свойства были у настоящих денег.  Узнаём, что названия некоторых современных денег произошли от этих предметов Учимся определять, какие предметы могли бы стать деньгами, а какие – нет.

Глава 5. «Столяр, плотник и резчик по дереву»

Профессии

Выясняем, чем одна профессия отличается от другой на примере плотника, столяра и резчика по дереву. Выясняем, что человека уважают за его умения и его труд. Узнаём назначение разных столярных инструментов. Показываем основы коммуникаций

Глава 6. «Мастер из страны мальчишек»

Добавленная стоимость и успешность профессии

Выясняем, что более искусный мастер выполняет более сложную и более оплачиваемую работу. Узнаём, что человека уважают за его труд и мастерство. Даём почувствовать ощущение «драйва», когда что-то получается

Главы 7. «Бой» и 8. «В гостях у Совёнка».

Первое знакомство с рекламой

Выясняем, что такое реклама и для чего она нужна.  Показываем, как реклама может повлиять на количество «заказов» у бизнеса

Глава 9. «Реклама вокруг нас и вокруг тебя тоже!»

Функции рекламы

Выясняем основные функции рекламы.  Показываем, как реклама может уговорить купить ненужное.  Пробуем посмотреть на процесс создания «уговаривающих» предложений изнутри.

Глава 10 «Как делать покупки с умом»

Учимся правильно делать покупки

Учимся основным правилам покупок, учимся покупать товары по списку, учимся делать оптимальный выбор товаров в магазине.

Глава 11. «Реклама уговаривает. Я покупаю. А кто защищает?»

Учимся отстаивать свои права потребителя

Изучаем случаи, когда покупка не оправдала ожидания.  Узнаём о необходимых условиях обмена/возврата товара, учимся отстаивать свои права законными способами. Знакомимся с основными правилами обмена/возврата товара в магазин

Глава 12. «Закон о защите от вредителей»

Учимся отстаивать свои права потребителя

Выясняем:

 -  какие условия должны быть выполнены, чтобы товар можно было вернуть в магазин.

 - Что говорит закон о случайно испорченном в магазине товаре? (разбита бутылка с соком)

 - Можно ли вернуть товар и забрать деньги, если товар исправен, но просто не подошёл/не понравился?

 - Обязан ли покупатель показывать содержимое сумки охраннику магазина?

Глава 13. «Как деньги доходят, а потом расходятся»

Семейный бюджет. Расходы и приоритеты

Узнаём, что такое СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ, что такое ДОХОДЫ и РАСХОДЫ. Учимся определять приоритетные расходы. Учимся находить способы экономии бюджета

Глава 14. «Какие бывают доходы»

Семейный бюджет. Доходы.

Узнаём, какие бывают доходы у семьи. Учимся составлять семейный бюджет. Узнаём понятия: ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ПЕНСИЯ, СТИПЕНДИЯ, ДОТАЦИЯ

Глава 15. «Люди из чужого автобуса»

Кредит. Плюсы и минусы

Узнаём, что такое КРЕДИТ и для чего он нужен. Рассматриваем риски для бюджета семьи, которые появляются при оформлении кредита. Узнаём, какую нагрузку для семейного бюджета создаёт кредит. Понимаем, что плюс кредита в том, что он помогает «купить время», когда это необходимо

Глава 16. «Страшный случай»

Страхование

Узнаём, что такое СТРАХОВКА и как она упрощает жизнь. Узнаём понятия СТРАХОВКА, СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ, ОЦЕНЩИК, СТРАХОВОЙ ФОНД, СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ. Рассматриваем страховые случаи, когда страховка поможет не нести дополнительных расходов

Глава 17. «Налоги»

Налоги

Узнаём, что такое НАЛОГИ, откуда они берутся и для чего используются. Обсуждаем необходимость уплаты налогов всеми гражданами

Глава 18. «Дима идёт в школу, а попадает в  лес» и Глава 19. «Второй визит в волшебный лес»

Карманные деньги

Выясняем, откуда могут появиться КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ у ребёнка и что с ними можно делать. Узнаём, как грамотно воспользоваться карманными деньгами. Узнаём о важности дружбы и взаимовыручки

Глава 20. «Как заплатить без денег»

Как работает банковская карта

Выясняем, что такое БАНКОВСКАЯ КАРТА. Узнаём принципы работы карты, для чего она нужна. Выясняем преимущества и недостатки таких «электронных денег».  

Глава 21. «Процент в банке»

Вклад в банке

Узнаём, что банк может помочь деньгам «расти». Рассматриваем понятия БАНК, БАНКОВСКИЙ ВКЛАД, СЧЁТ В БАНКЕ, ПРОЦЕНТЫ (высокие – низкие)

 Узнаём, от чего зависит высокий процент по вкладу

Глава 22. «Благотворительность»

Благотворительность

Развиваем в детях чувство сострадания, желания помочь, поделиться ресурсами.  Выясняем, для чего нужна благотворительность и что можно так называть

 - Понимать, что даже небольшая помощь в масштабе города или страны может сделать много

Заключительное занятие

Проводим совместно с родителями, закрепляем пройденный материал при помощи игр, выставки ит.д.

5. Содержание программы

Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.

В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

 

6. Прогнозируемые  результаты, целевые ориентиры

На этапе завершения реализации программы ребенок может:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • проявляет ответственность за начатое дело;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
  • осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
  • осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
  • проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

7. Методическое обеспечение программы

  1. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
  2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  4. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

Обучающий видеоконтент

  1. Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0

Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

7. Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ

8. Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

9. «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)

10. Союзмультфильм «Так сойдет»

11. Союзмультфильм «Пятачок»

12. «Вершки и корешки»

13. Союзмультфильм «Сказка про лень»

Игры и занятия

15. Первые уроки финансовой грамотности для самых маленьких «Я выбираю», издательство «МИФ»

16. Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a78.pdf

17. Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44e1e34705398d818ca04628236bef1b.pdf

18. Методические рекомендации к книжке - раскраске для старших дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc2253329144b4.pdf

8. Глоссарий

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономия - система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Пенсия - гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.

Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Бизнес - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.

Выгода – Прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.

Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Прибыль -  положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.

Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты

Список литературы

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.

5. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова,  Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Приложение 1.    

Диагностические материалы.

Мониторинг образовательного процесса проводится один раз в год в конце мая.

Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников.

Уровень освоения программы:

Низкий – ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует творческий потенциал. Ребёнок не имеет представление, что такое семейный бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний – ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах.

Высокий – ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, чётко выделяет, что такое семейный        бюджет. Имеет чёткое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал.

Приложение 2.

Памятка для родителей

Предлагаем несколько советов по построению взаимоотношений с Вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.

1. Выдавайте детям карманные деньги.

Для формирования основ финансовой грамотности нужна развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своём опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать. 

2. Договоритесь с ребенком о размере и периоде выдачи карманных денег.

Карманные деньги являются предметом для обсуждения с ребенком. Необходимо в общении с ребенком рассказать о его новых правах и возможностях. Определите вместе с ребенком период в который вы будете  выделять определенную сумму карманных денег (один раз в неделю, по субботам и т.д.).

3. Не нужно платить ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания.

В формировании основ финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому очень важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периоду и объему денежных средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.

4. Не увлекайтесь контролем расходов.

Предоставленные карманные деньги ребенку дают возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому не нужно увлекаться  тотальным контролем за его расходами, позволяя ребенку самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.

5. Расскажите ребенку, для чего нужна копилка.

Обсудите с ребенком суть копилки. Расскажите ребенку как можно накопить денежные средства с помощью копилки. Обсудите с ребенком что бы он хотел приобрести на накопленные деньги. Это может быть: игрушка, смартфон, конструктор Lego или любая другая интересующая ребенка вещь. Составьте вместе с ребенком график накоплений. Спустя несколько недель обсудите успехи вашего мероприятия, или неудачи.

6. Договоритесь о помощи при крупной покупке.

Копить на важную вещь для ребенка нужно долгое время, и чтобы стимулировать ребенка к поставленной цели, необходимо договориться с ним о том что накопив какую то часть 30-50% от необходимой суммы вы добавите недостающую часть и он сможет купить то что было запланировано.

7. Включите в карманные деньги часть расходов.

Последующим шагом можно ввести оплату текущих расходов на ребенка в его личные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть: подарки родителям и братьям, одежда, питание в школе, оплата за интернет, и т.д.. Со временем перечень расходов станет увеличиваться до тех пор, пока расходы ребенка не попадут в его зону ответственности.

8. Помогите ребенку контролировать расходы.

Расскажите ребенку о понятии контроля над расходами. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он будет контролировать свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно уменьшить, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.).

9. Будьте примером.

Лучшим примером по финансовой грамотности ребенка в первую очередь являются родители, то, как они ведут семейный бюджет. Все чему вы будете учить своего ребенка теоретически, нужно подкреплять и практически, а именно быть примером для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Экономика для дошкольника формирование основ финансовой грамотности детей старшего и подготовительного к школе возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...