Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики рук «Весёлые прописи»
рабочая программа (подготовительная группа)

Шишкина Вера Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детей

подготовительной группы

по развитию мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

На педагогическом совете

Протокол от 29.08.2016, №3  

УТВЕРЖДЕНО

Директор филиала Детского сада                                                                                                                  «Берёзка», филиала  Детского                                                                          «Светлячок»  

______________Т.  П. Саерова

«___»  _________________2016

                                                                                        

                                                                                                   

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы для детей

подготовительной группы

по развитию мелкой моторики рук

 «Весёлые прописи»

                                                                                                  Программу составила

                                                                                   Вера Сергеевна Шишкина              

                                                                                             воспитатель

                                                                                                 

Пояснительная записка

     

Актуальность

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно  развиты память и внимание, связная речь.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления  в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель:

Развивать навыки и умения необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

                              Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  2. Развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.
  3. Формировать у детей навыки графического письма.
  4. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
  5. Продолжать учить правильно держать карандаш.
  6. Воспитывать уважение друг к другу.

                                       

                                 Уровни освоения программы кружка.

  1. Обвести узор по точкам

Высокий уровень – обводят точно по точкам линия ровная, самостоятельно дети пишут узор, соблюдая размеры образца.

Средний уровень – обводят не всегда аккуратно, линия не всегда ровная, самостоятельно дети пишут не всегда точно по линейке.

Низкий уровень – проводят по точкам не аккуратно, самостоятельно повторить узор не могут.

  1. Раскрашивание

Высокий уровень – раскрашивают, не выходя за контур, штрихуют карандашом в одном направлении.

Средний уровень – раскрашивают не всегда аккуратно, мелкие предметы – выходят за контур, штрихуют карандашом, меняя направления.

Низкий уровень – раскрашивают не аккуратно, часто выходят за контур, картинку раскрашивают не полностью, оставляя белые пятна, не доводят работу до конца.

  1. Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку:

Высокий уровень - ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов, закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы).

Средний уровень - ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Низкий уровень - ориентировка в клеточке с помощью взрослого(нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху - вниз и слева - направо по разлиновке.

Подготовка руки к письму осуществляется в три этапа:

I этап — подготовительный

II этап – геометрические фигуры

 III этап – завершающий

 Цель I этапа: Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.); формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии сверху — вниз и слева — направо по разлиновке, размещать внутри клеточки круг, соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. 

Цель II этапа: Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов, закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); закреплять эти понятия в речи детей; учить штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей. 

Цель III этапа: Дети к III этапу более уверенно держат карандаш, хорошо ориентируются на листе бумаги, им не составит большого труда, используя в качестве опоры клеточки, зарисовать в них какое-нибудь насекомое или животное. Из отдельных рисунков они могут составить большую сюжетную картинку. Рисунки можно закрашивать цветными карандашами или заштриховывать, используя различные виды штриховок. 

           

                     Перспективное планирование.

№ п/п

Тема занятия

Программные задачи

  1.      

«Пропись в гости к нам   пришла». Формирование умения опускать линию вниз и  соединять углы клеточек по диагонали. Развивать умение вести ровную линию. Воспитывать терпение 

Познакомить детей с прописью, ее целью; познакомить с клеткой; формировать умение держать карандаш. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к прописям.

2

«Капельки»

Капельки упали

на листок тетради.

Точечками стали

на бумажной глади.

Уголки у клеточек

заняли неспешно,-

Острый карандашик

им помог, конечно

Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)

3

«Дорожка»

Слева направо

протянем дорожку:

От детского сада –

к родному порожку. Не будет дорожка петлять, загибаться,  - Мы не хотим на ней потеряться!

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева — направо по разлиновке.

4

«Столбики».

Столбики бывают разной высоты. Все они похожи

на палки иль шесты.

Карандаш уверенно

ведём от точки,- Получились ровные палочки — шесточки.

Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке.

5

«Мои первые узоры»

Узоры нежные рисует нам мороз, Проснёшься утром и увидишь -ДИВО!
Снежинок разной формы -чудный холст,
Всё сногсшибательно - чарующе красиво!
Я так люблю рассматривать узор, Он очень тонок, индивидуален...
Всё то, что на стекло нанёс мороз, Всё так загадочно...полно различных тайн.

Формировать у детей умение вести линии, закругляя их, не открывая карандаша от тетради; умение дорисовывать не достающие детали. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание научиться писать.

6

« Зубцы»

Стена крепостная                      в тетрадке растет.

По ней карандаш наш неспешно идет.            

Зубцы появляются сразу меж строчек, Бойцы за них спрячутся  без проволочек.

Формировать умение соединять углы клеточек по диагонали; умение дорисовывать недостающие детали. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

7

 «Петелька»

Петелька за петелькой,
За рядком рядок -
Я вяжу для Петеньки
Тёплый свитерок.
Петя - пупсик маленький.
Ходит голышом.
В свитерочке аленьком.

Будет хорошо.

Формировать умение вести волнообразные линии с закруглением, изображая петлю; умение дорисовывать недостающие детали. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через упражнения с карандашом. Воспитывать терпение и усидчивость

8

«Бусы»

Мы по линеечке

ниточку протянем.

В уголки клеточек

точки поставим.

Вот получились

на каждой из строчек

Бусы для мамы,

бусы для дочек.

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева — направо по разлиновке.

9

«Забор повалился!»

Ветер подул, 

       и забор повалился! 

Но не упал, лишь слегка наклонился.

Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали и опускать линию вниз. Развивать умение вести ровную линию. Воспитывать терпение.

10

 «Уголок» 
«Уголок для мальчиков»

Машинки не дремлют,

Конструкторы – в деле,

Мальчишки из них

Город сделать сумели.

Здесь полный порядок

И драк не бывает,

Вот только машинок.

На всех не хватает!

Формирование умения опускать линию вниз и  соединять углы клеточек по диагонали. Развивать умение вести ровную линию. Воспитывать терпение

11.

«Пирожки»

«Вот так славный пирожок!

Ты не ешь меня дружок!

Не в печи я подымался,  —

из тетради показался».

Полукруг рисуют детки

на своих листочках в клетки

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией.

12.

«Волны»

Гонит ветер волны, волны.

Хватит ветер.

Полно! Полно!

Успокойся, стань потише!

Волны сразу станут ниже.

Формировать умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям.

13

«Лодочка»  Джулия  Рум
Как по речке, по реке
Плыли мы на лодочке.
Вправо, влево - два весла,
По течению несла.
Плыли, начали крутиться,
Не могли договориться,
Как веслом нам управлять:
Кто-то три, а кто-то пять.
Волны, брызги, пузыри -
Хохот и веселье.
Хоть уплыть мы не смогли -
Подняли настроение.

Продолжить формировать умение соединять углы клеточек по диагонали, горизонтальные линии. Развивать внимание, воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к письму.

14

«Море волнуется» 

Игнатова Анна

Плывет по морю яхта.
На яхте всё прекрасно.
Но море за команду
Волнуется ужасно.
А вдруг они устали?
А вдруг ушли с маршрута?
А вдруг у них сломались
Приборы почему-то?
А вдруг они наскочат
На рифы или мели?
А вдруг у них не хватит
Запасов карамели?
А вдруг акулья стая
Идет за ними следом?
А вдруг несчастный повар
Не справился с обедом?
А вдруг у всей команды
Сейчас болит живот!..
Эй, море, успокойся!
И яхта доплывет.

Продолжить формировать умение вести волнообразные линии разные по высоте, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям.

15

«Ручеек» 
Валентина Скворцова
Ручейки, между собой,
Разговор ведут весной,
Дружатся, играются
И объединяются.
Ручейки бегут все вниз,
Совершая с гор круиз,
Убегают кто куда -
Не догонишь никогда.

Продолжить формировать Умение вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги. Развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к прописям.

16

Кирпичи»

Запасаем кирпичи,

Плохо дома без печи!

Наберем их, сколько нужно, И за печь возьмёмся дружно

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вместе.  прямоугольники)

17.

«Строим домик»

Я построю новый дом, Жить уютно будет в нем, Кубики поставлю в ряд, Сверху будет крыша. В домике игрушки спят, Говорите тише!

В. Чагина

Формировать умение создавать более сложные фигуры: вести вертикальные линии вверх и вниз, соединять углы клеточек по диагонали. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание заниматься

18.

«Ступеньки» 

А. Орлова
Раз шажок, Два шажок.
Шел по лесенке сынок.
А ступеньки высоки,
А шажочки не легки.
Раз шажок,
Два шажок –
Утомился мой дружок.
Постоим,
Отдохнем,
И опять вперед пойдем!

Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение

19

«Колечки»

Колечки, колечки

нашли возле речки.

Обронили колечки

белые овечки:

Шли мимо осинки,

зацепились шерстинки,

Повисли на ветке,

соберём их, детки!

Формирование умения размещать внутри клеточки круг.

20.

«Флажок»

В руки мы флажок возьмем

И по кругу мы пойдем.

Раз, два, три, четыре

Друг за другом мы пойдем.

Свой флажок друзьям покажем

Вверх поднимем и помашем.

Раз, два, три, четыре

Вверх поднимем и помашем.

Посмотри на свой флажок

Покружись с ним дружок.

Раз, два, три, четыре

Покружись с ним дружок.

Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

21

«Зонтик»

Зонтик раскрываю, —

слышится щелчок.

Половина круга,

ручка – как крючок.

На грибок похож он,

что растет в лесу.

От дождя защиту

я в руке несу.

Закрепление материала пройденного на 11 занятии.

22.

«Вишни»

Вишни зреют между строк:

Раз кружок и два кружок.

Между ними – галочка, —

Разломилась палочка.

Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.

II этап – геометрические фигуры

Тема «Сад и огород

23.

«Сливы».

Сливы могут появиться

и в тетрадях:

Посмотри!

Им поможем разместиться

В парных клеточках, внутри

Раз овал и два овал, —

Это каждый рисовал!

А теперь приладим крепко,

Лишь бы выдержала ветка!

Продолжать учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов.

24.

«Груша»

Два привычных полукруга

Поместили друг на друга:

Сверху – малый, вниз – большой.

Что забыли мы? Постой!

Хвостик, — словно на беретке!

– Вот теперь я груша, детки!

Закрепление материала пройденного на 21-22 занятиях.

25

« Огурцы»

Огурцы растут на грядках,

А ещё — у нас в тетрадках.

Между строчек мы овалы

В клеточках нарисовали,

Положили на бочек,

В место хвостика — крючок

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы).

26

«Морковь»

Из земли торчит пенек,

На затылке — хохолок.

Это – сладкая морковка,

Вниз растет ее головка,

Рассекая, словно клином,

Острым носом землю, глину

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники).

27

«Елочка» 

Ни листочка, ни травинки! Тихим стал наш сад. И берёзки, и осинки Скучные стоят. Только ёлочка одна Весела и зелена. Видно, ей мороз не страшен, Видно, смелая она.

Формировать умение вести горизонтальные и соединять уголки клеток по диагонали; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

28

«Геометрические узоры»

Формировать умение вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

29

«Геометрические фигуры» Мы встречаем их везде.

 - На земле и на воде,

В небесах и под землёй.        Нам они нужны с тобой!

Будем их мы называть, в окружении искать. Треугольник, круг, квадрат. Тем фигурам каждый рад. Различить их с вами сможем. Мы без них ни как не сможем.

Формировать умение ориентироваться по клеточкам, вести горизонтальные и вертикальные линии; соблюдать последовательность. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

30

«Змейка» 
Г. Таравкова
А она без ног ползёт,
И по спинке дрожь идёт,
Тело в кольца завивает,
Спит зимой, забот не знает,
Не язык у ней, а жало,
Не пчела и больно жалит.
Я боюсь её, друзья,
По земле ползёт змея

Продолжить формировать умение правильно держать карандаш; ориентировать по клеточкам, вести последовательно горизонтальные и вертикальные линии, закреплять знания о геометрических фигурах. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание заниматься по прописям.

31.

«Волшебные палочки»

Цветные палочки беру,
Альбом для рисования
Я нарисую сад и дом.
С огромнейшим старанием.

Вот речка синяя бежит,
Вокруг трава зеленая,
А на ступеньках кот лежит,
На лбу полоска черная.
По небу радуга – дуга.
Горит, переливается
И желтым колобком по ней
Пусть солнышко катается.

Продолжить формировать умение писать наклонные линии соединяя уголки двух разных клеток расположенных рядом. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание узнавать новое.

32.

«Ромб» 

Ромб — фигура   непростая,

Две в себе объединяет:

Треугольник раз и два —

Фигура стала вдруг одна.

Четыре в ромбе стороны.

Между собой они равны.

Четыре в ромбе и угла,

Равны между собой по два.

Продолжить формировать умение соединять уголки клеток по диагонали последовательно. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение.

33.

  «Горы» 

Горы, сквозь облака,
Тянутся к россыпям звёзд.
Задумчиво, через века,
Шлют молчаливый вопрос.
И однажды, оставив покой,
Срывается вниз звезда,
К вершине стремясь одной,
И меркнет в ней – навсегда.

Раевский Олег

Формировать умение вести линии по диагонали на высоту одной и двух клеточек. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать любовь к познанию нового.

34.

«Путешествие на кораблике»

Я кораблик смастерил - парус к лодке прикрепил,

Надо в путь корабль снаряжать,

В «море синее» его пускать.

Дождь пролил, умчались тучи, Солнце манит, лучиком сверкает,

Мой кораблик в путешествие приглашает,

Осторожно беру в руки я творение своё,

Отнесу к ближайшей луже, запущу я там его.

Ветер парус надувает, мой кораблик подгоняет,

Я его догнать хочу, бегу следом по песку,

Волны плещутся о бортик, в брызги рассыпаются,

А кораблик мой качается, вправо, влево наклоняется.

доплывёт до берега, там его я встречу,

Бережно с воды возьму, поставлю на крылечко.

Продолжить формировать умение вести линии в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать желание заниматься.

35.

«Радуга-дуга» (Н. Байрамов)

– Радуга, скажи,
Какая сила, все твои цвета
соединила?
– Это дружба, – Радуга в ответ. -Дружат краски в радуге, Ребята, крепкой дружбой радуга богата, Ясный излучающая свет.

Продолжить формировать у детей умение вести линии закругляя их, не открывая карандаша от тетради. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание научиться писать.

36

«Соты для пчелки» Д. Эйза
Аромат цветов струится
В ясный летний тёплый день.
Пчёлам в ульях не сидится,
Не знакома пчёлам лень.
От цветка к цветку летают,
Соты мёдом заполняют.
Деловитое жужжанье
раздаётся там и тут.
От пчелиного старанья –
Мёд, полезный от простуд.

Продолжить формировать у детей умение вести линии закругляя их, не открывая карандаша от тетради. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать терпение.

37.

«Луна» 
                Т.Гетте
Однажды давние подружки
Две мышки серые норушки,
Взглянув в ночную вышину,
Вдруг там увидели Луну.
-Смотри какая красотища!
  Вот это сыр! Не сыр-сырище!
-Да дырок что-то очень мало,
  Но и такой я сыр едала!
-На вид,конечно,сыр отличный!
  Как думаешь, он заграничный?
-Вот жаль достать его неловко!
  Была бы целая головка!
-А если бы мы сыр достали,
  Все мыши сразу б сыты стали!..
И всё мечтали мышки эти,
И разговор всю ночь их длился,
Но вот беда- вдруг на рассвете
Сыр в небе взял и растворился.

Продолжить формировать у детей умение вести линии, закругляя их, не открывая карандаша от тетради. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать терпение, усидчивость.

38.

«Лабиринт»

Кто создал лабиринт зеркал,
В нём отраженья многократны.
Там, заблудившись, зря искал,
След тонкой нити Ариадны.

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

39

«Нарисуем самолету крылья» .

Руки в стороны в полёт.

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд,

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях, соединять уголки клеточек по диагонали через одну и две клеточки. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

40.

Итоговое занятие. Закрепление пройденного материала

Продолжить формировать умение вести прямые линии по клеточкам в разных направлениях. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость.

41.

Мониторинг

Выявить уровень освоения знаний детьми.

Список литературы:

  1. Гаврина С. Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2. Картотека пальчиковых игр.
  3. Узорова О. В., Нифекдова Е. А. «Игры с пальчиками» - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение ана...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы "Юный шахматист"

Предложенная программа составлена на основе программы «Шахматы, первый год» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.В их числе:§  широкое использ...

Планирование кружковой работы "Умные пальчики" по развитию мелкой моторики детей 4-5 лет

Перспективное планирование кружковой работы по развитию мелкой  моторики рук детей 4-5 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...

Рабочая программа реализации кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе компенсирующей направленности

Рабочая программа «Волшебные пальчики» представляет педагогическую модель реализации содержания кружковой деятельности по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здо...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы «Математический калейдоскоп»

Дополнительная общеразвивающая программакружковой работы«Математический калейдоскоп» (Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера) разновозрастной группы «Б» компенсирующей напр...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы «Яркие краски»

Дополнительная общеразвивающая программакружковой работыгруппы компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет c ТНР и ЗПР...