Главные вкладки

    Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »
    рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

    Гарнатка Анастасия Александровна

    Дополнительная общеразвивающая программа

    кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии

    для детей от 4-5 лет

     «Умные ручки » 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_umnye_ruchki.docx35.35 КБ

    Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»

    Дополнительная общеразвивающая программа

    кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии

    для детей от 4-5 лет

     «Умные ручки »

    Воспитатели:

    Гарнатка А.А.

    Коровина Т.В.

    Мегион

     2018-2019 учебный год  

    Пояснительная записка:

         В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и в умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в дошкольном детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что песочная терапия – один из эффективных методов развития.

         Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса, открывают границы для воображения, творчества и активности.  Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражнять в их употреблении, так же песочница может стать школьной доской и альбомом для рисования, полем для экспериментов и опытов, сценой для внутренних переживаний.

         Для маленького ребенка песочница – это целый мир. С его помощью можно раскрыть ребенку любую лексическую тему, предоставить возможность потрогать явления окружающего мира, научить через собственный опыт сотрудничеству. Прием моделирования в песочнице дает возможность наполнить речь ребенка конкретным производимым действием, прокомментировать свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию монологической речи как предтечи развернутого монологического высказывания.

         Содержание занятий отражает систему работы с применением комплекса различных средств песочной терапии в сочетании с дидактическими играми и направлено на развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста, а также на снятие у них эмоционального напряжения. дискомфорта и создание ситуации успеха.  

         Актуальность:    

         Создание благоприятных условий для развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста. Развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива, развивать умение снимать мышечное напряжение.

         Тип проекта:

         Долгосрочный (с 01.09.2018 по 31.08.2019). Длительность совместной деятельности по направлению данного проекта составляет 20 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. Работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений, во вторую половину дня. Задействованы все дети (10 детей).

         Участники:

         Воспитанники средней группы (4-5 лет), воспитатели. Деятельность проводятся воспитателями группы: Гарнатка Анастасией Александровной, Коровиной Татьяной Викторовной.

         Цель:

         Создать благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности своим делом. Активизировать мыслительные и эмоциональные резервы дошкольников. Преобразовать ситуацию на занятии, для получения ребенком опыта самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана, дать возможность получить первый опыт рефлексии (самоанализа).

         Задачи:

    1. Развитие памяти, внимания, восприятия, словесно-логического мышления, мелкой моторики.
    2. Снижение психофизического напряжения.
    3. Развитие общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных, коммуникативных  качеств ребенка.

    Гипотеза:

         Грамотная организация совместной деятельности , для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

              Принципы реализации программы:

    1. Тематическое планирование.
    2. Открытость (внесение дополнений в содержании планирования), комплексность и систематичность.
    3. Психические особенности детей данной группы.
    4. Координация деятельности педагога.

              Предполагаемый результат:

         Предполагается, что игры с песком, с учётом индивидуальных особенностей детей, развивают мелкую моторику, направленны на снижение психофизического напряжения, на развитие общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных, коммуникативных  качеств ребенка,  стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса.  И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у дошкольников средней группы является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

         Ожидаемые результаты:

    - раскрытие творческих способностей детей;

    - дети умеют самостоятельно использовать новые техники в работе с песком;

    - у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

    - хорошо развита мелкая моторика рук.

    Тематическое планирование

    месяц

    мероприятие

    Сентябрь

    3 неделя

    Знакомство «Песочные короба»

    - заинтересовать каждого ребенка предстоящей деятельностью;

    - формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

    - развивать координацию движений, концентрацию внимания.

    Игра «Отпечатки»

    - учить оставлять на песке отпечатки ладонями, пальцами, костяшками, кулачками и т.д.;

    - формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Сентябрь

    4 неделя

    Презентация «Просеивание с сюрпризом»

    - развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

    - формировать эмоциональную сферу детей;

    - воспитывать усидчивость.

    Октябрь

    1 неделя

    Игра «Волшебные грибочки»

    - формировать эмоциональную сферу детей;

    - продолжать формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»;

    - развивать умение регулировать мышечное напряжение.

    Октябрь

    2 неделя

    Игра «Тесто»

    - учить, аккуратно захватывать песок в кулачки и выполнять рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывать ладонями по песку;

    - формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Октябрь

    3 неделя

    Игра «Бульдозер»

    - учить соединять ладони у основания и раздвигать пальцы наружу, образовывая «ковш»;

    - развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

    - воспитывать усидчивость.

    Октябрь

    4 неделя

    Игра «Лошадки»

    - продолжать формировать представление о понятии «треугольник», «квадрат»;

    - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

    - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

    Ноябрь

    1 неделя

    Игра «Рисование кулачками»

    - учить набирать в кулачек песок и медленно его высыпать, руку при этом приподнимать и опускать;

    - развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

    - воспитывать усидчивость.

    Ноябрь

    2 неделя

    Игра «Нарядное солнышко»

    - учить рисовать пальчиком или веточкой солнце (круг) с лучиками (полосками);

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

    - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

    Ноябрь

    3 неделя

    Игра «Песочный театр»

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

    - обогащать и закреплять активный словарь;

    - обучать навыкам драматизации.

    Ноябрь

    4 неделя

    Игра «Деревенька»

    - обучать называть домашних животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное;

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание;

    - развивать память, мышление.

    Ноябрь

    5 неделя

    Игра «Веселые вагончики»

    - развивать умение различать предметы по цветам;

    - развивать память, восприятие цвета;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Декабрь

    1 неделя

    Игра «Веселое путешествие»

    - формировать умение различать предметы по цвету;

    - развивать память, мышление, восприятие цвета;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Декабрь

    2 неделя

    Игра «Веселое путешествие 2»

    - совершенствовать умение различать предметы по цвету;

    - развивать память, мышление, восприятие цвета;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Декабрь

    3 неделя

    Игра «Следы - узоры»

    - учить, аккуратно катать на ровной поверхности песка рельефные шары и ролики;

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

    - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

    Декабрь

    4 неделя

    Игра «Шарики»

    - закреплять представление о понятии «круг»;

    - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

    - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

    Январь

    3 неделя

    Игра «Ковер самолет»

    - продолжать формировать представление о понятии «квадрат»;

    - закрепить представления о понятии «круг»;

    - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру.

    Январь

    4 неделя

    Игра «Ковер самолет 2»

    - продолжать формировать представление о понятии «квадрат»;

    - закрепить представления о понятии «круг»;

    - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру.

    Январь

    5 неделя

    Игра «Лошадки 2»

    - продолжать формировать представление о понятии «треугольник», «квадрат», «круг»;

    - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

    - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

    Февраль

    1 неделя

    Игра «Мячики»

    - продолжать формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»;

    - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

    - развивать умение регулировать мышечное напряжение».

    Февраль

    2 неделя

    Игра «Мячики 2»

    - продолжать формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»;

    - продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

    - развивать умение регулировать мышечное напряжение».

    Февраль

    3 неделя

    Игра «Строители»

    - уточнить представление о понятии «круг»;

    - развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

    - совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

    Март

    1 неделя

    Игра «Умный карандаш»

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

    - закреплять навыки драматизации;

    - отрабатывать интонационную выразительность речи. 

    Март

    2 неделя

    Игра «Песочный человечек»

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

    - формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Март

    3 неделя

    Игра «Мы на кораблике плывем»

    - развивать умение различать предметы по цветам;

    - развивать память, восприятие цвета;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Март

    4 неделя

    Игра-упражнение «Песочные прятки»

    - продолжать учить, аккуратно захватывать песок в кулачки и выполнять рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывать ладонями по песку;

    - формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение. 

    Апрель

    1 неделя

    Игра «Путешествие золотой рыбки»

    - учить рисовать игрушечной золотой рыбкой полосочки: глубокие и мелкие;

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

    - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

    Апрель

    2 неделя

    Игра «Мышонок»

    - развивать творческое воображение, мелкую моторику;

    - закреплять навыки драматизации, умение отвечать на вопросы воспитателя;

    - обогащать и закреплять активный словарь.

    Апрель

    3 неделя

    Игра «Сказочная страна»

    - развивать умение различать предметы по цветам;

    - развивать память, восприятие цвета;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Апрель

    4 неделя

    Игра «Волшебный гриб»

    - развивать творческое воображение;

    - упражнять детей в голосовой гимнастике;

    - воспитывать усидчивость.

    Май

    1 неделя

    Игра «Корова, лошадь и собака»

    - продолжать обучать называть домашних животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное;

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание;

    - развивать память, мышление.

    Май

    2 неделя

    Игра «Колобок»

    - развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

    - формировать эмоциональную сферу детей;

    - воспитывать усидчивость.

    Май

    3 неделя

    Игра-упаржнение «Секретики»

    - развивать умение различать предметы на ощупь;

    - развивать память, восприятие цвета;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Май

    4 неделя

    Игра «Дом для поросенка»

    - совершенствовать речевые умения и навыки;

    - развивать творческое воображение, навыки драматизации;

    - обогащать и закреплять активный словарь. 

    Май

    5 неделя

    Игра «Морская семья»

    - учить понимать и отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя;

    - развивать воображение, мелкую моторику, речевое дыхание;

    - совершенствовать речевые умения и навыки.

    Июнь

    1 неделя

    Игра «Огородники»

    - учить понимать и отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя;

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание;

    - развивать память, мышление.

    Июнь

    2 неделя

    Игра «Песочный театр»

    - продолжать развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

    - обогащать и закреплять активный словарь;

    - обучать навыкам драматизации.

    Июнь

    3 неделя

    Игра «Маляры»

    - формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

    - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

    Июнь

    4 неделя

    Игра «Тесто»

    - продолжать учить, аккуратно захватывать песок в кулачки и выполнять рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывать ладонями по песку;

    - формировать настрой детей на предстоящую деятельность;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Июль

    1 неделя

    Игра «Животные жарких стран»

    - учить, называть животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное;

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание;

    - развивать память, мышление.

    Июль

    2 неделя

    Игра «Сказочная страна»

    - продолжать развивать умение различать предметы по цветам;

    - развивать память, восприятие цвета;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Июль

    3 неделя

    Игра «Просеивание с сюрпризом»

    - развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

    - формировать эмоциональную сферу детей;

    - воспитывать усидчивость.

    Июль

    4 неделя

    Игра «Бульдозер»

    - продолжать учить, соединять ладони у основания и раздвигать пальцы наружу, образовывая «ковш»;

    - развитие  координации движений, концентрации внимания, мелкой моторики;

    - воспитывать усидчивость.

    Август

    1 неделя

    Игра «На лугу»

    - продолжать обучать называть домашних животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное;

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание;

    - развивать память, мышление.

    Август

    2 неделя

    Игра «Огородники»

    - продолжать учить понимать и отгадывать загадки, отвечать на вопросы воспитателя;

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание;

    - развивать память, мышление.

    Август

    3 неделя

    Игра «Секретики»

    - развивать умение различать предметы на ощупь;

    - развивать память, восприятие цвета;

    - развивать умение снимать мышечное напряжение.

    Август

    4 неделя

    Игра «Животные жарких стран»

    - продолжать учить, называть животных, учить воспроизводить, как кричит каждое животное;

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание;

    - развивать память, мышление.

    Август

    5 неделя

    Игра «Следы - узоры»

    - продолжать учить, аккуратно катать на ровной поверхности песка рельефные шары и ролики;

    - развивать творческое воображение, речевое дыхание, мелкую моторику;

    - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

    Работа с родителями:

    месяц

    мероприятие

    Сентябрь

    Консультация «Что такое песочная терапия?»

    Ноябрь

    Памятка «Как можно играть с гидрогелем с песком в домашних условиях»

    Январь

    Мастер класс «Чудеса на песке»

    Март

    Брошюра «Картотека игр для детей с песком»

    Май

    Презентация для родителей «Чему мы научились»

    Список литературы:

    1. Т.М.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.

    2. Э.Э.Большебратская Песочная терапия. Петропавловск, 2010.- 74с.

    3. Н.В.Зеленцова-Пешкова Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 96с.

    4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.:

    Речь, 2006. - 208 с.

    5. О.Б.Сапожникова, Е.В.Гарнова Игры с песком для обучения пересказу детей. Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2017.-64с.

    6. М.А.Федосеева Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. – Волгоград: Учитель, 2016.-122с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

    На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

    Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

     Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

    «Использование приемов мнемотехники в работе учи­теля-ло­гопе­да с дошкольниками с задержкой психического развития»

    Сообщение из личного опыта работы «Использование приемов мнемотехники в работе учи­теля-ло­гопе­да с дошкольниками с задержкой психического развития» на районном методическом о...

    Технология развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва)

    1.Актуальность.2.Цель.3.Задачи.4.Ожидаемый результат.5.Ежегодный план реализации технологии развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития....

    Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

    Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...

    Статья. "Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития"

    Задержка психического развития - это состояние характеризующееся заторможенным темпом психического формирования, личностной незрелостью негрубыми нарушениями познавательной деятельности, обладающая те...