Влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей дошкольников с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как специалистами дошкольного учреждения (учителем-дефектологом, психологом), так и воспитателем.  Кроме того, игра является одним из занимательных элементов на прогулке. Роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития включиться в учебно-воспитательный процесс за счет коррекции недостаточно сформированных интеллектуальных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей дошкольников с задержкой психического развития.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как специалистами дошкольного учреждения (учителем-дефектологом, психологом), так и воспитателем.  Кроме того, игра является одним из занимательных элементов на прогулке.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с проблемами в развитии, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Ребенку с ЗПР для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития включиться в учебно-воспитательный процесс за счет коррекции недостаточно сформированных интеллектуальных навыков.

Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности:

- отставание в психическом развитии; 
- неравномерность проявлений недостаточности развития; 
- несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту; 
- снижение работоспособности; 
- неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте); 
- низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире); 
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения; 
- отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности; 
- отставание в речевом развитии (дефекты речи, ограниченность словаря и т.д.) 

Посредством дидактических игр познавательные возможности дошкольников с ЗПР претерпевают положительные изменения, и дети становятся способными усваивать мыслительный материал.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в них перед детьми ставятся дидактические задачи, для решения которых нужна сосредоточенность, произвольное внимание, умственное усилие, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Игры способствуют развитию у детей ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний, дают возможность научить детей использовать рациональные способы решения определенных умственных и практических задач.

Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры - они возбуждают умственную активность. Систематическое проведение дидактических игр, развивает умственные способности детей, приучает детей к более быстрому темпу умственной деятельности.

Дидактическая игра обогащает чувственный опыт ребенка, обеспечивает развитие восприятия. Развитие сенсорных способностей в дидактической игре происходит вместе с развитием логического мышления и умение передавать мысли с помощью слов, ведь для решения игрового задания ребенку приходится находить характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, группировать классифицировать их, делать выводы, обобщения. Выполнение интересных игровых действий и правил способствует развитию наблюдательности, произвольного внимания, быстрого и прочного запоминания.

 Особенность дидактических игр в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Играя, дети усваивают определенные знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют настольные развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Дидактические игры развивают мыслительные процессы, систематизируют знания детей об окружающем мире, делают обучение более интересным.

Пример дидактических игр, направленных на развитие внимания у детей с ЗПР.

- «Найди отличия». Ребенку предлагается рассмотреть пару картин и найти отличия. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше должно быть несоответствий. Сначала дайте ребенку возможность назвать все отличия без ограничения времени, затем, когда ребенок с легкостью будет справляться с предложенными заданиями, увеличивайте количество отличий и устанавливайте временные рамки.

- «Назови предметы». Ребенку предлагается запомнить предметы на картинках (количество предметов в разных возрастных группах различное: 4-5 лет – 5 предметов; 5-6 лет – 6 предметов; 6-7 лет – 7-8 предметов). После чего ребенку предъявляют лист с изображением различных предметов, среди которых предметы, которые ему необходимо было запомнить. Ребенок называет или, если отсутствует речь, показывает предметы, которые он запомнил.

- «Сортировка». В одну миску высыпаются фасоль, пуговицы, камушки, горох. Любые, достаточно мелкие предметы. Задача ребенка – рассортировать их по кучкам.

- «Найди одинаковое». На рисунке со множеством изображений необходимо найти два одинаковых.

- «Съедобное-несъедобное». Известная игра с мячом, при которой ведущий называет слово, а играющие должны быстро сориентироваться, является ли предмет съедобным.

- «Выполни по образцу». Перерисовывание нескольких предметов в определенной последовательности, нанизывание бусин, расположение счетных палочек и т.д.

Игры на развитие восприятия.

- «Чудесный мешочек». Играет один или несколько человек. В мешочек кладутся несколько знакомых мелких предметов (по пройденным лексическим темам: овощи, фрукты, геометрические фигуры и др.). Ребенок опускает руку в мешочек, по очереди достает предметы, на ощупь угадывает, что это такое. Называет свойства предмета (твердый, гладкий, мягкий, шершавый).

- «Узнай по описанию». Перед ребенком лежит несколько игрушек или предметных картинок. Взрослый начинает описывать одну из игрушек (цвет, форму, размеры, назначение). Ребенок должен догадаться, что описывает взрослый. Затем роли могут меняться.

- «Назови фигуру». Взрослый предъявляет разные геометрические фигуры и просит их назвать какая форма, цвет и размер, просит разложить образцы по цвету и форме.

- «Цветное лото» - дидактическая игра выкладывание узоров одного цвета, можно использовать мозаику.

- «Разложи картинки». Детям предлагается разложить картинки по временам года, и по временам суток.

Игры и упражнения для развития памяти.

 

- «Запомни картинки». Ребенок рассматривает картинки и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Педагог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

- «Что изменилось». Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку.

Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местоположение.

- «Опиши предмет» (развитие произвольной зрительной памяти).

 Дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

- «Какой игрушки не хватает?» (развитие зрительной памяти, объема внимания). Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?» Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игры на развитие мыслительной деятельности.

- «Подбери узор». На картинке с определенным узором вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку.

Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.

- Развивающее лото «Цвет и форма» учит детей сравнивать, закрепляет понятия «форма» и «цвет». Ребенок раскладывает карты на столе, достает фигурки из коробочки и укладывает их на карточку в соответствии с цветом и формой.

- «Четвертый лишний». Цель: учить обобщать и классифицировать предметы.

- «Чередование». Ребенку предлагается нанизать бусы. Бусинки должны чередоваться в определенной последовательности.

- «Времена года». Взрослый показывает ребенку сюжетные картины с изображением времен года, называет каждое из них, ребенок должен разложить их последовательно друг за другом, а затем подобрать к каждому из них подходящие признаки. Если ребенок хорошо справляется с заданием, можно назвать найденные для каждого времени года признаки.

- «Назови одним словом». Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан –фрукты и т.п.

Разнообразие дидактических игр позволяет развивать психические процессы, поддерживать интерес ребенка к познавательной деятельности, а также сохранить познавательную активность и продуктивную работоспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...

Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития

Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...

Развитие коммуникативных способностей детей с задержкой психического развития посредством Лего-конструирования.

Преодоление коммуникативных нарушений как можно раньше – в дошкольном возрасте - является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для конкретного человека, так и для обще...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с задержкой психического развитя"

Консультация о значении нетрадиционных техник рисования на психоэмоциональную сферу ребенка....