Главные вкладки

    Консультация по коррекционной педагогике на тему:
    Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития

    Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал. Также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры.

    Игры рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений. Их можно использовать как в работе с подгруппой детей, так и индивидуально.

     Игры по разделу «Количество и счет»

    «Найди пару»

    «Какое число я задумала»

    «Не смотри»(счет на ощупь)

    «Назови число на единицу больше меньше».

    «Сколько нас без одного» (обратный счет),

    «Какие числа пропущены»

    «Назови соседей»

    «Который по счету»

     «Оживи картинку» - здесь детям даю картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету.

    Игры на закрепление знаний о цифрах

    «Слепи цифру из пластилина»,

    «На что похожа цифра»,

    «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру».

     «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей.

     «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело.

    Игры  на закрепление знаний о величине

    «Шары» развитие и закрепление умения устанавливать отношение между элементами по величине (больше — меньше, толще, длиннее, короче).

     «Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Матрешки», «Три медведя»

    На закрепление умения сравнивать по двум признакам величины (длине и ширине):

    «Найди пару», «Завяжем куклам бантики»

    «Помоги деду Морозу» использование промежуточного средства — мерки — при определении высоты предметов.

    Работая по разделу «Измерение величины» вместе с обычными, всем известными методами использую такие игры, как: измерить шагами, пальцами, условной меркой.

    Игры  на закрепление знаний о геометрических фигурах

    «Домино» дети учатся находить среди многих одну определенную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о геометрических фигурах.

    «Найди предмет такой же формы» -здесь дети учатся выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

     «Пара слов» = например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму.

     «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит, почему лишняя. 

     «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку»,

    «Колумбово яйцо», «Танграм»,

    «Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.

     «Геометрическое лото» - здесь перед ребенком геометрические фигуры – красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый овал и др.

    Предлагается положить на стол желтый овал, справа от него – синий треугольник, а слева от овала – зеленый квадрат. Далее ответить: «Какая фигура осталась?» Выбрать  для нее место и назвать, где она лежит.

    «Кодирование фигур».

     «Сосчитай сколько треугольник, кругов».

    Использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

    Игры  на развитие пространственных представлений

    «Что изменилось?»

    «Что  где находится?»

    «Поможем Зайке найти дорожку к домику»

    «Что получилось?» - дети закрепляют умение ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

    «Рисуем платочки» -  дети повторяют  узор. Сравнивают получившиеся узоры. Находят ошибки.

     Под влиянием правильно организованной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность.

    С помощью игр по формированию математических представлений, дети войдут в мир математики, и обучение не покажется им трудным и скучным.

    Математические игры являются эффективным дидактическим средством.

    Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vyst.docx18.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал.

    Также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры.

    Игры рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений.

    Задачи, которые призваны решать дид. игры по развитию математических представлений таковы:

    - Развитие детской самостоятельности.

        -Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей  

                (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).

       -Развитие математического мышления.

      -Развитие умения детей овладевать разными способами действия.

       -Совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса.

     - Формирование геометрического мышления и графических навыков.

       

    Сейчас я расскажу о том, какие игры я использую для формирования математических представлений у детей. Конечно же все игры можно использовать как в работе с подгруппой детей так и индивидуально.

    По разделу «Количество и счет» использую дидактические игры.

    «Найди пару»

    «Какое число я задумала»

    «Не смотри» (счет на ощупь)

    «Назови число на единицу больше меньше».

    «Сколько нас без одного» (обратный счет),

    «Какие числа пропущены»

    «Назови соседей»

    «Который по счету»

     «Оживи картинку» - здесь детям даю картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету.

    В подготовительной группе познакомив детей со знаками +, - ,=,  дети решают примеры на сложение и вычитание.

    Чтобы детям было интересней выполнять то или иное задание, мы решили превратить сухое решение примеров в развивающую игру «Оживи картинку». (Где даю детям картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету. Это задание дети очень любят и выполняют с особым удовольствием).

    Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как

    «Слепи цифру из пластилина»,

    «На что похожа цифра»,

     «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру».

    Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей.

    Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело.

    В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке.

    Детям очень нравится дидактический материал «Игры Воскобовича». Дети с большим удовольствием составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок и гвоздиков. Здесь же закрепляют знания цифр и цветов.

    Игры  на закрепление знаний о величине

    «Шары» развитие и закрепление умения устанавливать отношение между элементами по величине (больше — меньше, толще, длиннее, короче).

     «Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Матрешки», «Три медведя»

    На закрепление умения сравнивать по двум признакам величины (длине и ширине):

    «Найди пару», «Завяжем куклам бантики»

    Работая по разделу «Измерение величины» вместе с обычными, всем известными методами использую такие игры, как: измерить шагами, пальцами, условной меркой.

     «Помоги деду Морозу» использование промежуточного средства — мерки — при определении высоты предметов.

    При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру:

    «Пара слов» = например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму.

    Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя. (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная).

    Также использую такие игры: «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.

     «Геометрическое лото»,

    «Кодирование фигур».

    Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольников, кругов».

    Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

    При формировании циклических представлений я могу предложить такие игры, как «Что сначала, что потом», «Раскрась, продолжая закономерность», «Какая фигура будет последней».

    Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением).

    В заключении хочу сказать, что математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

    С помощью игр по формированию математических представлений, дети войдут в мир математики, и обучение не покажется им трудным и скучным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

    Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

    Презентация."ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

    Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Дидактические игры математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды зани...

    Консультация для родителей на тему: "Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

    Консультация для родителей на тему: "Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

    Проект "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

    Проект "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...