Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике на тему

Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал. Также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры.

Игры рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений. Их можно использовать как в работе с подгруппой детей, так и индивидуально.

 Игры по разделу «Количество и счет»

«Найди пару»

«Какое число я задумала»

«Не смотри»(счет на ощупь)

«Назови число на единицу больше меньше».

«Сколько нас без одного» (обратный счет),

«Какие числа пропущены»

«Назови соседей»

«Который по счету»

 «Оживи картинку» - здесь детям даю картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету.

Игры на закрепление знаний о цифрах

«Слепи цифру из пластилина»,

«На что похожа цифра»,

«Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру».

 «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей.

 «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело.

Игры  на закрепление знаний о величине

«Шары» развитие и закрепление умения устанавливать отношение между элементами по величине (больше — меньше, толще, длиннее, короче).

 «Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Матрешки», «Три медведя»

На закрепление умения сравнивать по двум признакам величины (длине и ширине):

«Найди пару», «Завяжем куклам бантики»

«Помоги деду Морозу» использование промежуточного средства — мерки — при определении высоты предметов.

Работая по разделу «Измерение величины» вместе с обычными, всем известными методами использую такие игры, как: измерить шагами, пальцами, условной меркой.

Игры  на закрепление знаний о геометрических фигурах

«Домино» дети учатся находить среди многих одну определенную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о геометрических фигурах.

«Найди предмет такой же формы» -здесь дети учатся выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

 «Пара слов» = например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму.

 «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит, почему лишняя. 

 «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку»,

«Колумбово яйцо», «Танграм»,

«Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.

 «Геометрическое лото» - здесь перед ребенком геометрические фигуры – красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый овал и др.

Предлагается положить на стол желтый овал, справа от него – синий треугольник, а слева от овала – зеленый квадрат. Далее ответить: «Какая фигура осталась?» Выбрать  для нее место и назвать, где она лежит.

«Кодирование фигур».

 «Сосчитай сколько треугольник, кругов».

Использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

Игры  на развитие пространственных представлений

«Что изменилось?»

«Что  где находится?»

«Поможем Зайке найти дорожку к домику»

«Что получилось?» - дети закрепляют умение ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

«Рисуем платочки» -  дети повторяют  узор. Сравнивают получившиеся узоры. Находят ошибки.

 Под влиянием правильно организованной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность.

С помощью игр по формированию математических представлений, дети войдут в мир математики, и обучение не покажется им трудным и скучным.

Математические игры являются эффективным дидактическим средством.

Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал.

Также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры.

Игры рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений.

Задачи, которые призваны решать дид. игры по развитию математических представлений таковы:

- Развитие детской самостоятельности.

    -Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей  

            (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).

   -Развитие математического мышления.

  -Развитие умения детей овладевать разными способами действия.

   -Совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса.

 - Формирование геометрического мышления и графических навыков.

   

Сейчас я расскажу о том, какие игры я использую для формирования математических представлений у детей. Конечно же все игры можно использовать как в работе с подгруппой детей так и индивидуально.

По разделу «Количество и счет» использую дидактические игры.

«Найди пару»

«Какое число я задумала»

«Не смотри» (счет на ощупь)

«Назови число на единицу больше меньше».

«Сколько нас без одного» (обратный счет),

«Какие числа пропущены»

«Назови соседей»

«Который по счету»

 «Оживи картинку» - здесь детям даю картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету.

В подготовительной группе познакомив детей со знаками +, - ,=,  дети решают примеры на сложение и вычитание.

Чтобы детям было интересней выполнять то или иное задание, мы решили превратить сухое решение примеров в развивающую игру «Оживи картинку». (Где даю детям картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету. Это задание дети очень любят и выполняют с особым удовольствием).

Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как

«Слепи цифру из пластилина»,

«На что похожа цифра»,

 «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру».

Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей.

Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело.

В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке.

Детям очень нравится дидактический материал «Игры Воскобовича». Дети с большим удовольствием составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок и гвоздиков. Здесь же закрепляют знания цифр и цветов.

Игры  на закрепление знаний о величине

«Шары» развитие и закрепление умения устанавливать отношение между элементами по величине (больше — меньше, толще, длиннее, короче).

 «Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Матрешки», «Три медведя»

На закрепление умения сравнивать по двум признакам величины (длине и ширине):

«Найди пару», «Завяжем куклам бантики»

Работая по разделу «Измерение величины» вместе с обычными, всем известными методами использую такие игры, как: измерить шагами, пальцами, условной меркой.

 «Помоги деду Морозу» использование промежуточного средства — мерки — при определении высоты предметов.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру:

«Пара слов» = например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму.

Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя. (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная).

Также использую такие игры: «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.

 «Геометрическое лото»,

«Кодирование фигур».

Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольников, кругов».

Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

При формировании циклических представлений я могу предложить такие игры, как «Что сначала, что потом», «Раскрась, продолжая закономерность», «Какая фигура будет последней».

Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением).

В заключении хочу сказать, что математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

С помощью игр по формированию математических представлений, дети войдут в мир математики, и обучение не покажется им трудным и скучным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.

Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка....

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

. Проблема сохранения здоровья детей остается важной во все времена, особенно она, является актуальной в отношении детей с ОВЗ. Здоровье сберегающие   технологии взаимосвязаны и перекликаютс...

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Необходимость использования информационнокоммуникативных технологий в коррекционной работе, бесспорно. Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ИКТ - помощник в повышении актив...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием тренажера - перчаток «Умнички». Тема: «Волшебница Зима» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет. (Образовательные области: «Познавательн

Обогащение знаний детей о сезонных изменениях в зимней  природе через эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира с применением  мнемотехники и нетрадиционного оборудования....

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...