Главные вкладки

    Игры и упражнения на развитие тактильной системы
    материал

    Нестулиева Ольга Александровна

    Тактильная система - система кожной чувствительности. Еще в утробе матери на коже человека формируются рецепторы, воспринимающие различные раздражители (прикосновение, боль, холод, тепло).

     

    Причины нарушений тактильной системы:
    - недостаток движений во время беременности;
    - кесарево сечение;
    - отсутствие тактильного контакта в первые месяцы жизни ребенка.

     

    При нарушениях тактильного восприятия дети не любят:

    - играть с пластилином, песком, красками;

    - боятся испачкаться клеем или грязью;

    - избегают прикосновений к себе и сами не любят прикасаться ко многим предметам; 

    - резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды (например, водолазки, свитера с горлом);

    - жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки;

    - не терпят ходьбы босиком. 

    Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.

     

    Предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункцию сенсорной интеграции, воздействуя на одну из основных сенсорных систем (см. материал "Игры и упражнения на развитие сенсорной интеграции").

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры и упражнения для развития тактильной системы:

    1. Игры с песком

    2. Игры с крупами

    3. Рисование пальчиками

    4. «Пачкотня»

    5. Рисование на теле кисточками, пальцами

    6. Игры с тактильными стимуляциями

    7. Массаж, поглаживание разными способами

    8. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждачная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т.п. Варианты усложнения заданий:

    - сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами;

    - затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами;

    - произвольно, только правой или левой рукой.;

    - фактура поверхностей должна отличаться незначительно.

    Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.

    9. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). После этого предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.

    10. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. Варианты усложнения заданий:

    - ребенок должен ощупывать предмет двумя руками одновременно;

    - ребенок должен ощупывать предмет каждой рукой по очереди;

    - после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же рукой;

    - а потом другой рукой.

    11. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.

    При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.

    12. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки.

    13. «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги.

    Попросите ребенка:

    - на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;

    - с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;

    - одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

    14. «Вспомни предмет». Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

    15. «Волшебные шарики». Плотные воздушные шарики (или резиновые перчатки) наполнить фасолью, гречкой, горохом, макаронами с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицами, монетками, бусинами, водой, крахмалом, мукой, манкой, тестом для лепки (мука+вода+соль). Ребёнку интересно щупать их, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

    16. Игры с водой:

    - разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.

    - используя игрушечную посуду, можно устроить «чаепитие» или «званый ужин». Ребёнок будет сам «накладывать еду» или разливать по чашечкам «чай».

    - поиграть с губкой, выжимать её, потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.

    17. Мыльные игры:

    - «Танцы пузырей». Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

    - «Король мыльных пузырей». Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На «мыльной» клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь, и он не лопнет. Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

    - «Волшебные руки». Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

    18. «Узнай фигуру». На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзенера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

    Для малышей можно сначала ввести понятие «такую же». Показать одну деталь Лего, потом вторую и сказать, что это такая же. Затем попросить отобрать из двух предложенных такую же, как у Вас на столе (в руке).

    19. «Узнай предмет на ощупь». На столе раскладываем или расставляем различные:

    - овощи (огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан);

    - посуду (ложки большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце);

    - одежду (майка, футболка, платье, юбка, шорты);

    игрушки.

    А теперь предложите ребенку закрыть глаза и попытаться определить, что это за предмет.

    Усложнение задачи:

    - выбрать предметы только определённой формы (круглые, квадратные и т.д.);

    - выбрать предметы только определенного размера (большие, маленькие);

    - выбрать предметы по свойствам материалов: только пластмассовые предметы (или металлические, стеклянные, бумажные, из ткани)

    Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

    20. «Найди пару». Необходимо найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

    1. Ткани (какие есть):

    - хлопок
    - синтетические ткани
    - фетр
    - вельвет (крупный, мелкий)
    - бархат и велюр
    - кожа
    - гладкая ткань (например, подкладочная)
    - флис
    - грубая ткань (например, мебельная для обивки)
    - любая "колючая" ткань
    - ткань с пайетками
    - шелк и атлас
    - мех
    - ткань с рельефом
    - ткань ворсистая (как овечка).

    2. Пуговицы различной формы и размеров.

    3. Липучки с обеих сторон.

    4. Бархатная и фактурная бумага.

    5. Вата или ватные диски.

    6. Нитки или пряжа.

    7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

    9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

    10. Кусочек резинового коврика.

    11. Мочалка.

    12. Губка.

    13. Косточки от персиков, от абрикосов.

    Играть можно несколькими способами:

    - просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

    - берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

    Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

    Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения для развития тактильных ощущений

    Упражнения, которые развивают тактильное восприятие, снимают напряжение, мышечные зажимы и снижают агрессию и оптимизируют детско-родительские отношения....

    Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности "Поздоровайся с водичкой"

    Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека....

    Камушки из ларца. Картотека игр и упражнений на развитие тактильных ощущений, памяти, внимания, воображения.

    Камушки из ларца. Картотека игр и упражнений на развитие тактильных ощущений, памяти, внимания, воображения....

    Буклет "Родителям неговорящего ребенка. Как разговорить молчуна? Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности."

    Буклет с рекомендациями родителям неговорящего ребенка.Игры для стимуляции и запуска речи с использованием методики М.И.Лынской...

    Игры и упражнения на развитие проприоцептивной системы

    Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - восприятие собст­венной позы и движения. Это ощущение напряжения и расслабления мышц, и суставов. Эта с...

    Игры и упражнения на развитие вестибулярной системы

    Вестибулярная система - система поддержания равнове­сия - устанавливает наше положение в пространстве, в тесной связи со зрением и проприоцептивной системой. Помогает ребенку, преодолевая силу тяж...