Конспект ООД по ФЦКМ «О правах маленького гражданина своей страны» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кулешова Светлана Васильевна

ООД направлена на воспитание правовой культуры у старших дошкольников, чтобы научить детей правильно понимать значение слов «права и обязанности». Познакомить с основными гражданскими правами и обязанностями детей. Учить анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ФЦКМ «О правах  маленького гражданина своей страны»

в подготовительной группе

 Цель: воспитание правовой культуры у старших дошкольников

Задачи:

Учить детей правильно понимать значение слов «права и обязанности».

Познакомить с основными гражданскими правами и обязанностями детей.

Учить анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы.

Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.

Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

Формировать умения и навыки связно излагать мысли, обогащать словарный запас.

Развивать основные физические качества детей с помощью подвижных упражнений и игр, поддерживать позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Оборудование: презентация, наглядный и раздаточный материал.

Словарная работа: гражданин, конституция.

Ход ООД.   1. Вступительное слово воспитателя.

Я расскажу сегодня о правах и обязанностях каждого человека. Что это такое, вы и узнаете из нашего занятия.

Мы все родились и живём в большой и могучей стране России. Россия – большое государство. Люди, родившиеся и проживающие в ней, называются гражданами. У всех граждан – и у взрослых, и у детей – одинаковые права.

Наша с вами Родина очень красива. Она богата реками и озёрами, лесами и полями, горами и равнинами. В России живут самые разные люди - со своими обычаями и традициями. Но всех их объединяет одно - любовь к Родине.

И страна заботится о своих гражданах, как ваши родители любят и берегут вас.

Каждый россиянин от рождения – с того самого момента, как только появился на свет, - обладает равными свободами и правами, и не важно, кто он по национальности, богатый или бедный, мальчик или девочка.

2. Беседа о правах и обязанностях человека в России.

Давайте внимательно рассмотрим картинку. Машинист поезда может проехать только тогда, когда загорится зелёный свет на семафоре (так называется железнодорожный светофор). В это время управляющий шлагбаумом закрывает проезд автомобилям, чтобы не произошло аварии. Посмотрите, дети на картинке играют дружно и не ссорятся, потому что договорились между собой. Они придумали такие правила игры: загорелся зелёный свет – можно ехать, опустился шлагбаум - ехать нельзя.

Как видите, дети играют на равных правах – каждый имеет право играть. Только играть надо по правилам, о которых ты договорился с товарищем. Тогда вы не поссоритесь.

Перед вами другая картинка. Рассмотрите её.

- Скажите, какое правило поведения выполнил мальчик в автобусе? (Ответы детей: уступай место старшим).

- Почему он так поступил? (Ответы детей: мальчик знает правила поведения).

- Как можно назвать этого мальчика? (Ответы детей: хороший, вежливый, добрый, послушный).

Вот картинка семьи. Все члены семьи имеют равные права на отдых. Бабушке нравится вязать, и никто не может запретить ей заниматься любимым делом. Дети любят играть, и они также свободны в своём выборе. Папа и мама устали на работе и имеют право отдохнуть так, как им нравится.

А вот другая семья собралась отдохнуть.

- Что вы скажете об отдыхе этой семьи? (Ответы детей: дедушка и папа играют в шахматы, мама пьёт чай, а дети играют).

- Расскажите, как ведут себя дети? (Ответы детей: шумно).

- Как вы думаете, они нарушают право взрослых на отдых? (Ответы детей: нарушают).

- Почему в этой семье происходит нарушение права взрослых на отдых? (Ответы детей: в семье не договорились между собой – не выработали правил поведения в семье).

У всех взрослых есть работа.

- Расскажите, кем работают ваши папы и мамы?

- Знаете ли вы, какая профессия была у ваших бабушек и дедушек?

В нашей стране каждый человек имеет право работать. Рассмотрите на картинке представителей разных профессий и предметы, владельцами которых являются люди этих профессий. Расскажите, кому что для работы нужно?

Однако не только у взрослых есть работа. У маленьких детей тоже есть свои обязанности, которые нужно выполнять.

- Посмотрите на картинку и скажите, про какие обязанности забыл мальчик? (Ответы детей: убирать вещи на свои места).

- Как бы вы поступили на месте мальчика? (Ответы детей: все вещи положили на свои места).

- Рассмотрите следующую картинку. Помогите мальчику выполнить его работу: разложить вещи по местам так, чтобы его маме после работы не пришлось работать опять – убирать вещи сына.

Пока вы ещё маленькие, ваша работа заключается в том, чтобы убирать свои игрушки и помогать по дому. А когда вы вырастите, то будете работать так же, как и все взрослые люди.

- Расскажите, кем вы хотите стать? (Ответы детей: космонавтом, врачом, учителем, шофёром).

Для того чтобы получить одну из этих профессий, надо долго и хорошо учиться. В нашей стране у каждого человека есть такое право – право на учёбу. Когда вы подрастёте, родители отведут вас в школу, где вы будете изучать историю, математику, биологию и другие интересные предметы. И никто не имеет права запретить вам учиться в школе, потом в училище, колледже, академии или университете.

А ещё у всех граждан есть право на лечение.

- Расскажите, что делает ваша мама, когда вы болеете? (Ответы детей: мама измеряет температуру, вызывает врача, даёт таблетки и микстуру).

Правильно, мама вызывает врача. К вам домой приходит доктор и прописывает лекарства. Вы их принимаете, а потом вместе с мамой или папой идёте в поликлинику, где добрый доктор осматривает вас и, если вы выздоровели, выписывает вас, даёт справку в детский сад. И никто не имеет права запретить вам обращаться к врачу.

- Знаете ли вы, чем дышат люди, животные и растения? (Ответы детей: воздухом).

- А знаете ли вы, что воздух бывает грязным? (Ответы детей: его загрязняют автомобили, вредный дым заводов и фабрик).

- Как вы думаете, что происходит с людьми, животными и растениями, если они дышат грязным воздухом? (Ответы детей: все начинают болеть).

Вы должны знать, что каждый человек (и вы в том числе) имеет право на экологически чистый воздух и природу, которую все мы обязаны бережно сохранять.

Рассмотрите картинку и назовите всё, что вредит лесу и реке?

Все права и свободы, о которых вы уже знаете, предоставлены и вам, и вашим родителям, и всему российскому народу нашим государством. Взрослые и дети, живущие в России, называют свою страну Родиной, Отечеством.

А кто же защищает Родину, в которой мы живём? Конечно же, мы, её жители. Защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина России.

Посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?

3. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,   Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,  Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,  Всем улыбки подарили.

 Чтобы закрепить знания о правах ребёнка, предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». (Объяснение правил) Мы говорим о каком-то праве, а вы хором отвечаете – разрешается-запрещается

 Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка        Разрешается

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –     Это  Разрешается

Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают.     Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.     Это  Разрешается.

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа    Запрещается

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –    Это    Разрешается

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина       Строго запрещается.

.Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать –      Это     Разрешается.

Другого за руку держать,

Не за цвет кожи уважать,

Под общим солнцем в мире жить,

Со всеми расами дружить –     Это    Разрешается

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы говорили.

4. Итог.

Наше занятие подошло к концу. А о самом важном я ещё не сказала. Слышали ли вы когда-нибудь слово «конституция»? И знаете ли вы, что оно обозначает?

Конституция – это самый главный закон страны. Это целая книга, в которой написано обо всём, что должно быть в государстве.

Очень давно граждане России договорились соблюдать Основной Закон, чтобы жить в мире. Об этом так и сказано в самом начале Конституции Российской Федерации (так официально называется наша страна).

Когда каждому из вас исполнится 18 лет, вы сможете самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объёме.

Для того чтобы все люди в нашей стране соблюдали Конституцию, один раз в 4 года граждане России избирают руководителя страны.

- Как называют руководителя страны? (Ответы детей: президент).

- Кто сегодня является Президентом России? (Ответы детей: В. В. Путин).

В нашей стране Президентом может стать любой гражданин России. В том числе и каждый из вас. Для этого нужно хорошо учиться, заниматься спортом, быть добрым и заботливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД :«Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!» для детей подготовительной группы

Данный конспект предназначен для проведения занятий в подготовительной группе.Направлен на познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие....

Как воспитать гражданина своей страны

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно себя вести в любой обстановке, уважительно относиться к старшим,  сохранять...

Конспект интегрированного НОД (познавательное развитие с физическим воспитанием) для детей подготовительной группы группы «Знай свое тело».

Интегрированное НОД разработано для дошкольников подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС. В НОД реализуются задачи по "Познавательному развитию" и "Физическому воспитанию"....

Консультация для родителей «Воспитание гражданина своей страны – патриота своей Родины.»

      «Воспитание гражданина своей страны – патриота своей Родины.»...

Проект в старшей группе "Я- гражданин своей страны"

Вид проекта:По направленности:  информационно-творческийПо количеству детей: коллективный(23 чел)По возрасту: старшая группаПо продолжительности: долгосрочный (один месяц) Цель: способствова...

Я гражданин своей страны

Анкета для детей...