Консультация для воспитателей Гендерная социализация дошкольников
консультация (старшая группа)

Ловягина Ольга Александровна

Гендерная социализация– это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Федеральные государственные образовательные стандарты, утверждённые и введённые в действие приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года, ставят задачу по формированию в детях всестороннего развития личности. Гендерная составляющая- одна из основных структурных компонентов личности, тесно связанная со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernaya_sotsializatsiya_doshkolnikov.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Консультация для педагогов

на тему «Гендерная социализация дошкольников».

                                                                   Подготовила:    

                                                                                       О.А.Ловягина ст.воспитатель высшей

                                                                                               квалификационной категории

                                                                                         МАДОУ Детский сад №36

2019 год

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество педагогов.

Федеральные государственные образовательные стандарты, утверждённые и введённые в действие приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года, ставят задачу по формированию в детях всестороннего развития личности. Гендерная составляющая- одна из основных структурных компонентов личности, тесно связанная со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка.

Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем.

1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3. Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

Гендерная социализация– это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома-  мама или бабушка, а в детском саду- женщины- воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.

В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости, девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении подвергаются исключительно женскому влиянию.

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково.

Необходимо совершенствовать дифференциальный подход в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.

Физиологические особенности развития мальчиков:

- лучше развито правое полушарие, отвечающее за зрительные и музыкальные образы, форму и структуру предметов, ориентацию в пространстве;

- в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;

- легкие мальчиков по величине больше;

- крови на пол литра больше, чем у девочек;

- смелее;

- физически сильнее;

- здоровье слабее, организм хуже сопротивляется болезням, многие болезни переносятся тяжелее;

- ориентируются на дальнее зрение;

- более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз, в 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности;

- труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями;

- используют в рисунке меньшее количество цветов, их цветовая гамма менее насыщенная;

- себя зачастую изображают на фоне машин;

- больше внимания при рассказе уделяют действиям, рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета;

- более самостоятельны в суждениях, ценят динамические моменты.

Физиологические особенности развития девочек:

- лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления;

- речь обычно богаче, словарный запас обогащается значительно быстрее;

- дышат грудью;

- сердце бьётся быстрее, поэтому они такие суетливые;

- физически слабее;

- большая выносливость, более крепкое здоровье;

- организм лучше сопротивляется болезням;

- меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды;

- быстрее утомляются;

- чувствительны к шуму;

- кожная чувствительность выше;

- ориентируются на ближнее зрение;

- менее подвижны, более усидчивы;

- отдают предпочтение: чёрному, синему, красному, жёлтому, коричневым цветам;

- любят рисовать себя в фате, рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты;

- более детально описывают предметы, используют сложные предложения в речи, более эмоциональны;

- уровень литературного развития у девочек выше, чем у мальчиков, они лучше разбираются в отношениях персонажей.

Психологическое различие.

Мальчики.

-Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.

-Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.

-Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).

-Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.

-Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.

-Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные.

-Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.

Девочки

-Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.

-Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а не её сущность.

-Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.

-Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.

-Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.

-Активно отвечают на повторный информативный призыв.

-В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

Воспитание детей с учетом гендерных особенностей требует высококвалифицированной подготовки педагогов.

Рекомендации воспитателям.

Никогда не забывать, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Никогда не сравнивать мальчиков и девочек, не ставить одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Если надо отругать девочку, не спешить высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

Ругая мальчика, надо изложить кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет слушать и слышать.

Девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Надо бояться списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы воспитатель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

Надо помнить, что для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

Нужно уметь признать за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному: для девочек- слуховое восприятие, для мальчиков- зрительное.

Занятие по ИЗО: следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек.

При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новых высот. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Музыкально- ритмические движения: мальчики- разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки- учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы). Разучивая танцы («Кадриль», «Полька», «Вальс»), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно - мальчики играют на барабанах, ложках, девочки- на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности- женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода- организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

На физкультурных занятиях мальчики и девочки занимаются вместе, но с помощью методических приемов надо учитывать гендерные особенности: требования к качеству исполнения упражнений (от мальчиков- больше ритмичности, четкости, от девочек- пластичности, грациозности), в подвижных играх распределение ролей (девочки- пчелки, мальчики- медведи), акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Старайтесь понимать потребность мальчиков в этих потасовках и не прерывать их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у себя правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научиться руководить ими.

Особое внимание обратите проблеме, связанной с организацией предметно- пространственной среды.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Старайтесь у мальчиков развивать мелкую моторику, а у девочек - крупную (игры с мячом).

Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек поставьте воду и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.

Мальчикам всегда разъясняйте задачу, проблемную ситуацию, дайте указания не менее 1 минуты, прежде чем они приступят к действиям.

Используйте чаще разные головоломки для девочек.

Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчиков пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.

Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используя иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это помогает сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.

Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятие, усложняйте проблемные ситуации.

Приглашайте на занятия чаще мужчин и пожилых людей, в их присутствии мальчики более организованы.

В группе есть лидеры– мальчики, но обратите внимание на девочек. Среди них есть тоже лидер, но из- за мужского доминирования ее лидерским качествам было бы не раскрыться. Больше хвалите ее за умение организовать всех детей, точность в исполнении заданий.

Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием помогает детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Для развития у мальчиков начал мужественности большое внимание уделяйте воспитанию в них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. В девочках развивайте женственность, особое внимание уделяйте воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Мальчиков старшего дошкольного возраста учите уступать место маме в транспорте, помогать нести сумку с продуктами. И пусть это не столь тяжелая ноша, но ребенок чувствует нагрузку. Его труд становится не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова мамы: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!» - воспринимаются сыном как настоящая награда.

Девочек учите сервировать стол, привлекайте к оформлению интерьера, формируйте умение ухаживать за малышами. Просите мам в семье учить домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги.

Значительное место в гендерном воспитании уделяйте различным видам игр, среди них игры- драматизации, строительно- конструктивные. По инициативе детей и с вашей помощью разверните сюжетно-ролевые игры героической тематики, олимпиады. Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: «Будем в армии служить», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Пожарные на учение», Кафе у Анжелики», «Цветочный магазин». В нашей народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в народные игры, распространенные в культурах других народов.

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, обратите внимание на следующее:

· на яркость игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

· на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;

· на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр- «Путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то причин для осуждения нет. Просто предоставляйте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого учите играть мальчиков в строителей, солдат, лётчиков, моряков и создайте для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию, а взрослые часто воспринимают это, как намеренную порчу игрушек, при покупке игрушек для мальчиков это учитывайте. Приобретайте конструкторы, сборные и разборные модели транспорта.

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, старайтесь об этом помнить. Расставляйте всё, что может понадобиться для игры, рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому выставляйте достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то добавляйте больше мелких игрушек, атрибутов к играм.

Для формирования представлений о мужественности и женственности используйте устное народное творчество и художественную литературу.

Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества и о мужественных поступках людей в мирное время дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам.

С помощью сказок, стихов и рассказов формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

Во время этических бесед уточните представления о мужественности и женственности. Проводите беседы как с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретных совещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств, для того или иного ремесла. Рассматривайте иллюстрации и репродукции картин художников, используйте их для развития у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями, их взаимной помощи.

Работу, проводимую в детском саду, просите поддерживать и продолжать родителей. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии предложить подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой.

Положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка. Для этого проведите консультацию в форме круглого стола на тему «О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.

Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и тематические выставки для родителей по воспитанию мальчиков и девочек.

Старайтесь понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, вы облегчите детям жизнь в дальнейшем, поможете избежать ошибок.

Список использованной литературы

1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. – 861 с.

2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

3. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208 с.

5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. - 128 с.

6. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

7. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

8. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.

9. Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.

10. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.

11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994. - 102 с.

12. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.

13. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.

14. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.

15. Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 67 с.

16. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006. - 88 с

17. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. - Издательство: "Детство-Пресс", 2009. - 64 с.

18. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с.

19. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.

20. Щетинина А.М. Поло- ролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.

21. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. - 176


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности гендерной социализации дошкольников»

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...

Презентация "Гендерная социализация дошкольника"

Понятие "гендерная социализация", психологические различия девочек и мальчиков, диагностика детей и опрос родителей....

Гендерная социализация дошкольников посредством физического воспитания( автор инструктор по физической культуре Мустафина Гульфия Салимовна г.Тамбов)

В данной пкбликации рассказывается для чего нужна гендерная социализация дошкольников и как с помощью физической культуры работать по данной проблеме....

Консультация для родителей «Роль книги в процессе гендерной социализации дошкольников»

Под гендерной социализацией мы понимаем процесс усвоения норм, правил, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в об...

«Гендерная социализация дошкольников»

Цель психологии развития детей – формирование всесторонне и гармонически развитой личности, создание необходимых условий для умственного, нравственного, эмоционального, физического развития личности, ...

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА...

Консультация для воспитателей "Гендерная социализация"

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество педагогов.Федеральные государственные образовательные стандарты, утверждённые и введённые в действие приказом Министерства образования...