Гендерная социализация дошкольников посредством физического воспитания( автор инструктор по физической культуре Мустафина Гульфия Салимовна г.Тамбов)
методическая разработка (физкультура, старшая группа) по теме

В данной пкбликации рассказывается для чего нужна гендерная социализация дошкольников и как с помощью физической культуры работать по данной проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между “женскими” и “мужскими” профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из “добытчиков” они постепенно превращаются в “потребителей”, а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Представления детей о мужской модели поведения в большей степени связаны с проявлением физической силы и умением драться, представления о женской модели поведения у девочек значительно чаще связаны с внешней привлекательностью образа, а у мальчиков с проявлением доброты. Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота. Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально. В дошкольном возрасте необходимо целенаправленно влиять на процесс гендерной социализации как условия «равного старта» для дальнейшего психического развития детей разного пола. Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий. Но для того чтобы физическое  воспитание  детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.  Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Эффективные физкультурные занятия - возможность для мальчиков выплеска повышенной активности и агрессивности в социально приемлемой форме. Физкультурное занятие дает большую возможность детям для демонстрации всех своих физических качеств, что повышает решительность, уверенность ребенка в себе, в свои силы, поднимает самооценку, а значит, благотворно влияет на общее психоэмоциональное здоровье ребенка. Организация двигательной деятельности дошкольников должна быть, в том числе, направлена на моделирование содержания будущих социальных ролей в контексте современных представлений о психологическом и социальном здоровье личности, а также способствовать психологически благополучному переходу дошкольника на следующий этап возрастного развития в статус школьника. Наряду с такими видами физкультурных занятий, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, мы проводим и полоролевые в старшем дошкольном возрасте. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка. При проведении работы по физическому воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, следует обратить внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения. 
  • На расстановку и уборку инвентаря. Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей (даже если занимается смешанная группа детей разных возрастов) девочки всегда расставляют и убирают только легкий, мелкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т.п.), а мальчики группой в несколько человек - тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, гимнастические маты и т.п.). Педагогу следует постоянно акцентировать внимание детей на различиях в функциях мальчиков и девочек. Решение поставленных задач и использование выше перечисленных организационно-педагогических условий не означало отмену решения приоритетных задач физического развития и оздоровления детей.

 Гендерная социализаци дошкольников определяется следующими организационно-педагогическими условиями использования средств физического воспитания:

организационно-педагогические условия использования средств физического воспитания для формирования представлений о гендерной модели поведения и обучения отдельным её элементам:

• дифференцированные требования х выполнению упражнений мальчиками и девочками:

• направленный на проявление маскулинных качеств подбор заданий;

• выполнение детьми разного пола разных ролей в сюжетно- ролевых играх семейно-бытовой тематики;

• одинаковое привлечешь детей разного пола к выполнению функций водящих, капитанов, направляющих;

• использование разного инвентаря при выполнении упражнений;

• разное участие детей разного пола в уборке инвентаря. организационно-педагогические условия использования средств

организационно-педагогические условия использования средств  физического воспитания для формирования половозрастной идентичности:

• формирование игровых команд, однородных по пологой принадлежности;

 использование устных команд, распоряжений и речитативов с упоминанием половой принадлежности;

• использование обшего игрового пространства для детей одного пола.

организационно-педагогические условия использования средств  физического воспитания для формирования тенденций к социальной кооперации и сотрудничеству между детьми разного пола:

• объединение детей в смешанные по половой принадлежности пары, тройки, игровые команды;

• использование общего игрового пространства для мальчиков и девочек;

• направленность на достижение коллективного результата;

• формирование эмоционально-положительного отношения к представителям другого пола.

Работа по данной теме дала такие результаты:

  • Изменилось представление детей о женской и мужской моделях поведения.
  • Повысились коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между девочками и мальчиками.
  • И у девочек, и у мальчиков повысилась самооценка, понизился уровень тревожности.
  • Изменилось социальное поведение мальчиков и девочек

В то же время, физическое воспитание не в состоянии решить всего спектра проблем тендерного формирования личности. Необходимо сотрудничество педагогов психологов, родителей в использовании различных форм, методов и средств формирования гендерной структуры личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников

Главным образцом для ребенка являются  члены его семьи. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Система взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Область : «Физическое развитие» для детей с ОВЗ. «Веселый зоопарк». Автор: инструктор по физической культуре МАДОУ№20 Татарина Татьяна Николаевна

Программное содержание. -Закреплять действия соотнесения предметов по величине, цветам; содействовать осмыслению детьми понятий “высоко”, “низко”, “широко”, “узко”; развивать глазомер; -содействовать ...