Программа "Азбука семейного воспитания в условиях детского сада"
методическая разработка

Леонова Галина Ивановна

Прграмма "Азбука семейного воспитания в условиях детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma.docx182.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение image001_386.jpg

 «Благовещенский  детский сад «Светлячок»

 р.п. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края

«Азбука семейного воспитания в усовиях детского сада»

Программа по формированию понятий о функции семьи и ее ценностях

                                                     

Автор:Леонова Г.И.

Музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад «Светлячок»

Благовещенка

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА  
  1. Актуальность  программы    
  2. Цели  и  задачи  и основные направления программы
  3. Этапы реализации программы
  4. Ожидаемые результаты     
  1. СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ
  2. МЕХАНИЗМ  РЕАЛИЗАЦИИ 
  3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
  4. ПРИЛОЖЕНИЕ

logo.jpg

Паспорт программы

  « Азбука семейного воспитания в условиях детского сада»

1

Наименование программы

Целевая программа по формированию понятий о функции семьи и ее ценностях

 « Азбука семейного воспитания в условиях детского сада»

2

Основание для разработки программы

Необходимость  дальнейшего совершенствования взаимодействия семьи и детского сада в процессе формирования личности ребенка на новом качественном уровне, решения новых задач в развитии  семейного воспитания.

3

Автор программы

Леонова Галина Ивановна

4

Цели и задачи программы

Цель: Обеспечить гармоничность взаимодействия семь и детского сада, способствовать формированию у воспитанников понятия «семейные ценности».

Задачи: Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе дошкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей и их родителей 

  Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи.

  Совершенствовать   методическую работу с педагогами и родителями по повышению профессиональной  компетентности   и родительской культуры.

   Обновить формы, методы  и содержание работы с семьей и родителями по семейному  воспитанию.

   Активизировать деятельность детского сада по организации  мероприятий с семьями.

5

Условия достижения целей и задач программы

Наличие системы семейного воспитания в детском саду.

 Укрепление взаимодействия с районными  организациями  по проблемам воспитания, взаимодействия   семьи  и детского сада

6

Основные направления программы

-нормативно-правовое  обеспечение процесса воспитания;

-информационно-просветительская деятельность родителей;

-организация работы с семьёй на основе дифференцированного подхода;

-совершенствование методов воспитательного воздействия на ребёнка как  на   гармонично развивающуюся  личность;

-повышение родительской  активности   в мероприятиях детского сада;

-проведение коллективно-творческих мероприятий ;

-пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа  социально – благополучной семьи: родительский всеобуч.

7

Сроки реализации программы

2013– 2016 годы

8

Исполнители основных мероприятий программы

Педагогический коллектив МБДОУ детский сад «Светлячок»

Родительская общественность  МБДОУ детский сад «Светлячок»

9

Ожидаемые результаты

-Возрождение и развитие лучших отечественных традиций семейного воспитания, утверждение духовных ценностей: Семья, Родина, Добро.

-Активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей, педагогов, населения.

-Создание действенной, высокоэффективной системы социального партнерства семьи и детского сада по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на гармоничное развитие личности и ее адекватное взаимодействие со всеми социальными институтами.

-Позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшение морально-нравственный климата в группе и в детском саду.

10

Система контроля

Анализ работы воспитателей с семьей в течение года.

Круглый стол родителей и воспитателей по теме: «Взаимодействие детского сада и семьи. Проблемы и перспективы». Проведение мониторинга на каждом этапе.

11

Этапы реализации программы

1 этап 2013-2014 г.

 Диагностико-аналитический.

 Изучение состояния проблемного поля программы, определение приоритетности направлений деятельности, создание условий реализации целей и задач программы.

Ожидаемый результат: формирование условий реализации экспериментального этапа программы.

2 этап 2014-2015г.

Этап экспериментальный, активной деятельности по вовлечению в систему единого педагогического всеобуча родителей, развитию семейного воспитания, формированию общественного сознания и утверждению приоритетности здорового образа жизни, пониманию своей ответственности в воспитании подрастающего поколения, укреплении семьи.

Ожидаемый результат: формирование системы деятельности детского сада в рамках программы:

« Азбука семейного воспитания в условиях детского сада»

3 этап 2015-2016 г.

Этап устойчивого функционирования, внедрения лучшего опыта, продуктивных технологий и методик в практику работы.

Ожидаемый результат: устойчивое функционирование детского сада и родительской общественности.

Итоги работы по реализации программы будут подведены на педагогическом совете «Во имя семьи и детей в 2016г»

2.  Пояснительная записка

Актуальность программы. Особенности взаимодействия детского сада и семьи  в современных условиях

Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка. Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как "помощника" семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей. Проблема состоит в том, что ДОУ заявляя о родителях, как полноправных субъектах образовательного процесса, зачастую не имеют достаточно эффективных механизмов для реализации этого тезиса в практической деятельности. Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года признана необходимость обеспечения  равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу из разных социальных групп и слоев населения. Поэтому, задачей  нашего дошкольного учреждения является создание необходимой среды для обеспечения развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к обучению в школе. Это и послужило разработать систему взаимодействия ДОУ и семьи.

2.1 Актуальность программы заключается в том, что: возможный резерв повышения качества работы в данном направлении – совместная деятельность ДОУ и семьи.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте.

Важным условием эффективности образовательно-воспитательного процесса является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно важно в организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

        В основу новизны положена практическая помощь семьям (скрининг развития детей; индивидуальные консультации для родителей;; участие детей в массовых мероприятиях ДОУ; родительский клуб).

Разрабатывая программу взаимодействия с семьей в условиях ДОУ мы опирались на труды Ю. Хямяляйнен, Т.Н. Дороновой, В.В. Серикова, Ю.П. Сокольникова, Д.Я. Райгородского, Н.Е. Щурковой (терминология, основы и принципы воспитания дошкольников, теория воспитательного пространства, проектирование педагогических систем, процессы личностного развития, принципы взаимодействия, психология семьи).

Теоретически и технологически обеспечивая взаимодействие ДОУ с семьей, мы опирались на работы: В.П. Беспалько, Т.М. Давыденко, И.Ф. Исаева, Л.В. Поздняк и Н.Н. Лященко, Л.М Сенникова и Т.М. Русиновой, П.И. Третьякова и К.Ю. Белой (вопросы технологии взаимодействия и управления образовательным процессом, управление дошкольным образовательным учреждением, интеграция воспитательных сил в микрорайоне).

Идея создания единой, неразрывной и преемственной системы воспитания детей в социуме, создания на базе детского образовательного учреждения целостного социально-воспитательного комплекса, безусловно, не нова: в России существует несколько социально-педагогических центров. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Для этого необходимо проведение педагогом-психологом индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных  методик (Анализ семейного воспитания /Эйдемиллер, Юстицких/, рисуночные методики “Моя семья”, ”Мой дом” и т.п.)

Однако наиболее сложным является установление (или вхождение) воспитателя и педагога-психолога в первый контакт с семьей или ее отдельными членами. Обеспечить этот процесс может следующая методика контактного взаимодействия (адаптированная), предложенная Л.Б. Филоновым (Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми, М., 1983.). Методика предусматривает шесть стадий в контактировании, в процессе которых закономерно развиваются положительные отношения между контактерами.

               2.2. Цель, задачи и основные направления развития

Цель: Обеспечить гармоничность взаимодействия семь и детского сада, способствовать формированию у воспитанников понятия «семейные ценности».

Задачи:  Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе дошкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей и их родителей 

Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи.

Совершенствовать   методическую работу с педагогами и родителями по повышению профессиональной  компетентности   и родительской культуры.

Обновить формы, методы  и содержание работы с семьей и родителями по семейному  воспитанию.

Активизировать деятельность детского сада по организации  семейных мероприятий.

Условия достижения целей и задач программы:

1.Наличие системы семейного воспитания в детском саду.

 2.Укрепление взаимодействия с районными  организациями  по проблемам воспитания, взаимодействия   семьи  и детского сада

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Воспитательная работа в рамках Программы включает следующие направления:

  • нормативно-правовое  обеспечение процесса воспитания;

информационно-просветительская деятельность родителей;

  • организация работы с семьёй на основе дифференцированного подхода;
  • совершенствование методов воспитательного воздействия на ребёнка как  на   гармонично развивающуюся  личность;
  • повышение родительской  активности   в мероприятиях детского сада; проведение коллективно-творческих мероприятий .
  • пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа  социально – благополучной семьи: родительский всеобуч.

          2.3 Этапы:

1 этап 2013-2014 г.

 Диагностико-аналитический.

Изучение состояния проблемного поля программы, определение приоритетности направлений деятельности, создание условий реализации целей и задач программы.

Ожидаемый результат: формирование условий реализации экспериментального этапа программы.

2 этап 2014-2015г.

Этап экспериментальный

 Этап экспериментальный, активной деятельности по вовлечению в систему единого педагогического всеобуча родителей, развитию семейного воспитания, формированию общественного сознания и утверждению приоритетности здорового образа жизни, пониманию своей ответственности в воспитании подрастающего поколения, укреплении семьи.

Ожидаемый результат: формирование системы деятельности детского сада в рамках программы:

«Азбука семейного воспитания в условиях детского сада»

3 этап  2015-2016 г.

Этап устойчивого функционирования,

 внедрения лучшего опыта, продуктивных технологий и методик в практику работы.

Ожидаемый результат: устойчивое функционирование детского сада и родительской общественности.

Итоги работы по реализации программы будут подведены на педагогическом совете «Во имя семьи и детей в 2016г»

 2.4.  Ожидаемые результаты:

1. Возрождение и развитие лучших отечественных традиций семейного воспитания, утверждение духовных ценностей: Семья, Родина, Добро.

2. Активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей, педагогов, населения.

3. Создание действенной, высокоэффективной системы социального партнерства семьи и детского сада по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на гармоничное развитие личности и ее адекватное взаимодействие со всеми социальными институтами.

4. Позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшение морально-нравственный климата в группе и в детском саду.

  • Укрепление связи семьи и школы.
  • Создание системы педагогической подготовки родителей.
  • Усиление ориентации дошкольников на духовные ценности.
  • Возрождение традиций семейного воспитания, учреждение здорового    образа жизни.
  • Улучшение микроклимата в семье.
  • Обучение родителей навыкам социально – поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.
  • Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание в условиях детского сада

Если пол имеет отношение к физиче­ским, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то по­нятие «гендер»  затрагивает их психологические, социальные и куль­турные особенности....

" Гендерное воспитание в условиях детского сада"

" Гендерное воспитание в условиях детского сада"...

Гендерное воспитание в условиях детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается омужествление девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где  – слабый).Причины:...

Развитие умственных способностей дошкольников средствами физического воспитания в условиях детского сада.

Физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно срав...

Консультация для педагогов "Гендерное воспитание в условиях детского сада".

Цель: Актуализация и уточнение знаний педагогов "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"...

«Азбука семейного воспитания в усовиях детского сада»

laquo;Азбука семейного воспитания в усовиях детского сада»Программа по формированию понятий о функции семьи и ее ценностях...

Коррекция стилей семейного воспитания в условиях детского сада

В статье представлены результаты исследований  методики "Рисунок семьи", опросник "Анализ семейных взаимоотношений " Э.Г. Эйдеммилера и методика "Взаимодейстие родитель -...