Проект «Герб моей семьи»
проект (подготовительная группа)

Евгения Сергеевна Пыженкова

Этот проект для формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дрокинский детский сад «Олимпик»

ПРОЕКТ

«Герб моей семьи»

Сроки реализации проекта:  февраль 2020 г (среднесрочный).

Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Тип проекта: познавательный.

Итоговый продукт проекта:

  • Выставка совместных работ родителями и детей «Семейные гербы»
  •  Создание коллективного альбома рисунков детей «Символы моей семьи», «Моя дружная семья».
  • Презентация на тему «Семейные гербы»

Подготовила: Пыженкова Е.С.

Актуальность проекта: Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций и обычаев.

Цель проекта:

- Формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким.

- Создать герб семьи.

Задачи проекта: 

  • Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу;
  • Формирование у детей элементарных представлений о гербе, как эмблеме, символе единства, духовной общности членов семьи;
  • Объединить участников проекта – родителей и детей в рамках создания коллективной творческой работы – семейного герба;
  • Способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта;
  •  Учить детей использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с общим понятием герб и его значением.
  • Познакомить детей с изображением и значением герба  России.

Развивающие задачи: 

  • Формировать у детей элементарные представления о гербе, как эмблеме духовной общности семьи;
  • Формировать у детей  семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства;

Воспитательные задачи:

  • Способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу;

Ожидаемый результат проекта:

  • разработка проекта семейного герба;
  • реализация проекта (создание герба семьи)
  • представление творческих работ: презентация
  • выставка семейного творчества.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  1. Введение в тему проекта: размещение информации о предстоящей выставке «Герб моей семьи» на информационном стенде группы.
  2. Сбор информации.
  3. Серия интегрированных занятий «Моя семья»
  4. Сбор копилки гербов и ее анализ. Пробудить интерес родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Практический этап.

Системная паутинка проекта

«Герб моей семьи»

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

1

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Моя родословная», «Что такое семья»

 «Традиции моей семьи», «Моя семья», «Символика нашей Родины», «Главные символы родного края»,

«Как возникла Россия». Символика страны - герб, флаг, гимн, «Гербы разных стран».

 Сюжетная игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Шофер», «Автомастерская».

• Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п.

• Ситуативное обсуждение домашних рецептов /отзывы о приготовлении блюд дома/

• Фантазийная игра «Жила-была мама», «Если бы я был моим папой…»

2

Художественно-эстетическое

развитие

• прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.

• рисование «Мой дом», «Моя дружная семья». 

• рисование с дорисовыванием «Портрет моей мамы/папы/бабушки/дедушки»

• аппликация «Фартук для бабушки», 

• лепка «Кукла- пеленашка» ,«Чайный сервиз», 

• ручной труд «Топиарий- дерево счастья» (из помпонов) «Цветок для мамы», «Мебель для моей семьи» (стол и стул, кукла-пеленашка для игры).

3

Речевое развитие

Развитие речи:  Чтение и разучивание стихов, рассказов «Мама» Я. Ким, «Наша семья» О. Поскребышева, «Волшебное слово» В. Осеева, А. К. Вестли «Папа, мама, 8 детей и грузовик». Русская народная сказка «Хаврошечка»,ненецкая сказка «Кукушка»,А.Гайдар «Чук и Гек» (главы) ,В. Осеева «Три сына».

Составление рассказов о своей семье и ее традициях. 

4

Познавательное развитие

Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.

Просмотр мультимедийных презентаций «Моя семья», «Профессии», «Путешествие в мир посуды», «Веселая семейка мебели».

Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик», Федорино горе», «Мойдодыр».

5

Физическое развитие

 «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков», 

«Моя семья и я любим…» (с мячом, «Кто быстрее соберет», «Где мы побывали, что мы повидали», «Стирка», «Упрямые козы»,

• Игра- эстафета «Кто быстрее добежит» (команда мальчиков и команда девочек, игра-соревнование «Разложи рабочую и праздничную одежду»(с обручами)

• Физминутки «Семейная зарядка», «Кто приехал?»

• Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей»

• Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники»,

Работа с родителями:

  • Беседа «Моя семья»; Составление альбома «Моя дружная семья»;
  • Консультация для родителей «Знакомим дошкольников с государственной символикой страны и округа»;
  • Анкета для родителей «Семейные традиции» ;
  • Консультация для родителей « Семья и семейные традиции» ;
  • Консультация для родителей «Как создать герб своей семьи»; Продуктивная деятельность «Семейный герб».

Заключительный этап:  28 февраля. (Фотоотчёт).

  • Выставка совместных работ родителями и детей «Семейные гербы»
  • Создание коллективного альбома рисунков детей «Символы моей семьи», «Моя дружная семья».
  • Презентация на тему «Семейные гербы»

Приложения к проекту

Беседа: «Что такое семья»

Ребята! Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме. Попробуйте произнести слово «семья» — вот так: «семья»

Как вы думаете, что это значит? (ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье 7 раз.

На самом деле, приглядитесь по внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

На кого из родных вы похожи внешне? На кого по характеру? Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Верно: Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей, дружеской семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга.

Недаром говорится в народе: «не нужен и клад, коли в семье лад», «согласная семья – самая счастливая!»

Что же такое согласная семья?

Правильно! Это семья, где все живут в согласии.

Каждый – и старый, и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! Родительское сердце – в детках. «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословиц

Конспект беседы «Родословная»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Цели: сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе;

Воспитывать желание заботится о близких, вызвать чувство гордости за свою семью;

Активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье;

Расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо).

Предварительная работа: разучивание пословиц.

Материалы: фотографии семьи

Ход беседы:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (семья)

Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?

Дети: О семье.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о семье.

2. Основная часть

Рассказ детей о своей семье.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети подходят по желанию к фотографиям своей семьи, рассказывают, кто изображён).

Вопросы:

- С кем ты живёшь?

-Кто самый старший в вашей семье?

-Кто самый младший?

-Кто кому мама?

-Кто кому сын (дочка?

-Для мамы ты кто?

-А для бабушки?

- Для брата сестры?

-Вы любите своих близких? Почему?

-Кто чем занимается в семье?

-Кто о тебе заботится?

-Как ты заботишься о других?

Физминутка. «Моя семья».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши);

Кто живёт у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч);

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши);

Всех могу пересчитать (пальцем пересчитываем).

Папа, мама, брат, сестрёнка;

Кошка Мурка, два котёнка;

Мой щегол, сверчок и я;

Вот и вся моя семья. (загибают поочерёдно пальцы в руке).

Воспитатель: Читает стихотворения О. Дриз.

Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо сырое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся ясно и тепло.

Вот уже солнышко в комнате взошло.

Воспитатель: Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама. Скажите самые хорошие слова о маме. Какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.)Как вы обычно называете свою маму? (Мамочка, мамуля.)Как вы называете своего папу? (Папочка, папуля.) Как называют твою маму бабушка с дедушкой? (Леночка, доченька.) Как зовут бабушку и дедушку? Как называют их ваши родители? (Мама, папа.)

Самые важные и уважаемые в семье считаются старшие по возрасту члены семьи – бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему? (Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом.) Мы должны их уважать за то, что они дали жизнь нашим родителям.

У многих из вас есть братья и сёстры. У ваших пап и мам они тоже есть. Скажите, как мы их всех можем назвать? (Родственники.)

Правильно, родственниками. Родственниками называют близких по родству людей. А как вы думаете, что означает слово «род»? (Предложения детей.) Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род – это одна большая семья. Большой род всегда изображали в виде дерева. Которое называют «генеалогическое древо», дети рассматривают «генеалогическое древо»  семьи.

Пальчиковая игра «Дружная семья».

(Дети по очереди загибают пальцы в кулак.)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Как хорошо, что у вас есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. (Педагог читает пословицы о семье, дети объясняют их смысл.)

При солнышке тепло, при матери – добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

3. Итог.

-О чём мы с вами говорили?

-Кого можно назвать родственниками?

-Что такое генеалогическое древо?

Молодцы! Вы все хорошо поработали.

Беседа: Тема: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

Программное содержание:

Учить детей аргументировать выбор друга, ценить дружбу, беречь ее. Акцентировать внимание на положительных чертах характера и поступков мальчиков и девочек.

Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц о дружбе, беседа и рассматривание иллюстраций из серии «Человек и его поступки», чтение художественной литературы: Л. Толстой «Два товарища», С. Седов «Сказка про Сережу и Лену», Е. Серова «Нехорошая история».

Оборудование и материалы:

Кукла - мальчик, кукла - девочка, иллюстрации на тему о дружбе и поступках, музыкальный центр, диски, аудиокассета, схемы - действий мальчиков и девочек, фломастеры, У2 альбомного листа.

Структура и методические приемы:

Вводная часть.

Прослушивание песни о дружбе. Организационный момент (мальчики предлагают стульчики девочкам).

Вопросы к детям:

Ребята, о чем песня?

Что такое дружба? и т. д. Высказывания детей.

Основная часть. Рассказ детей о своем друге (2-3 ребенка). Рассказывание пословиц о дружбе и друзьях. Высказывания детей. Игры «Назовите имена девочек», «Назовите имена мальчиков». Знакомство со схемами - действий мальчиков и девочек. Физминутка под фонограмму. Беседа. Рассматривание иллюстраций из двух и трех ситуаций.

Дети заходят в группу под фонограмму и поют песню о дружбе. Поставлены стульчики только для девочек.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как мало стульчиков. Как же нам быть? Кому предложить присесть на них? (Мальчики должны предложить сесть девочкам, а для себя предложить другие). Дети, под какую песню мы зашли в группу? Дети: Под песню о дружбе.

Воспитатель: Вы догадались, о чем мы с вами будем говорить? Дети: Да, о дружбе.

Воспитатель: Ребята, у вас есть друзья? Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, какого человека можно назвать другом? Ответы   детей:   (Того,   который   помогает,   не  бросает  в  трудную  минуту,

разделит вместе радость и горе, готов всегда прийти на помощь). Воспитатель: Настоящий друг какой?

Ответы детей: (Верный, близкий, терпеливый, надежный). Воспитатель: Вспомните пословицы о дружбе. Дети: Новых друзей наживай, а старых не забывай. Помогай другу везде, не оставляй его в беде. Друга ищи - а найдешь, береги. Дружбу помни, а зло забывай. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг за друга стой, и выиграешь бой.

Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков. Воспитатель: Булат, как ты понимаешь свою пословицу? Амелия, как ты поняла пословицу Элины? (Спросить двух - трех детей). Савва, кого ты можешь назвать своим другом? Почему? (Спросить двух -   трех детей).

Ребята, а кого еще можно считать своим другом. Ответы детей: (Маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку и т. д.). Воспитатель: А только ли люди могут быть нашими друзьями?

Ответы детей:.

Воспитатель: А можно подружиться с животными? Что нужно делать, чтобы

кошки, собаки приносили радость? Ответы детей: (Ухаживать, кормить, убирать за ними, гулять, лечить).

Воспитатель: Да, и они ответят вам лаской, добротой.

Ребята, а можно дружить с книгами? И как надо дружить с ними? Ответы детей: (Читать, чинить, если порвались, беречь их). Воспитатель: Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу.

А теперь поиграем. Игра «Назовите имена мальчиков», а показать куклу - девочку. Добиться от детей доказательства, что это девочка, и назвать имена девочек. Воспитатель: Спросим у мальчиков, какой должна быть девочка, с которой хотелось бы дружить. Мальчики называют по очереди качества девочек, передавая куклу - девочку. Варианты   ответов   мальчиков ;  (Девочка ;  должна   быть   доброй,   аккуратной, заботливой, красивой, стильной, спортивной, хорошей хозяйкой). Воспитатель: А какой не должна быть девочка? Ответы мальчиков: (Злой, ленивой, неряшливой).

Игра   «Назовите   имена   мальчиков».   Показать   куклу   -   мальчика.    Девочки рассказывают, что это мальчик, потому что он одет в брюки, рубашку, жилет,короткая стрижка.

Воспитатель: Девочки, скажите, каким должен быть мальчик, с которым бы

хотелось дружить?

Девочки называют качества мальчиков, передавая куклу - мальчика друг другу.

Варианты ответов девочек: (Мальчик должен быть умным, сильным, ловким,

смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не лгать, уступать игрушки).

Воспитатель: Девочки, а скажите, каким мальчик не должен быть?

Ответы девочек: (Мальчик не должен быть ленивым, трусливым, слабым).

Работа со схемами - действий мальчиков и девочек. Разобрать вместе с детьми.

Воспитатель: Да, ребята. Все хотят иметь верного друга. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступил с вами. Народная мудрость гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По поступкам   ваших  друзей   судят   о   вас.    Поэтому,   если   ваш   друг  совершит недостойный   поступок,     помогите   ему   стать  хорошим,   не   поощряйте   его недостатки. Верный друг разделит с вами и радость, и беду.

Физминутка под фонограмму.

Воспитатель: А теперь разберемся в ситуациях.

Ситуация  первая  из  двух  картинок:  девочка идет по ; лестнице  с  корзиной продуктов. Сзади девочки идет мальчик.

Кого вы видите на картинке? Что можно сказать об этой ситуации?

Как вы думаете, чем закончилась эта ситуация?

Варианты ответов детей:.

Я усложняю для вас задание. Вывешиваются   сразу   три   картины.    Предлагается   расставить   картины   по развитию ситуации (с чего всего началось, как развивались события).

Варианты ответов детей:.

Рассмотрев эти ситуации, теперь и мальчики, и девочки будут помогать друг другу в любых ситуациях. Рисование автопортрета (под музыку) и дарение друзьям. Поощрение детей. Воспитатель: А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите и улыбнитесь.

 

Беседа «Что такое традиции и традиции моей семьи»

Задачи:

1. Формировать представление о семье

2. Воспитывать уважение и любовь к своей семье

3. Изучение семей и традиций семьи

Оборудование: Фотографии семьи и рисунки детей, на которых нарисованны традиции, конверт с письмом и картинкой, смайлы (зеленое- веселое, желтое- равнодушное, красное- печальное, недовольное, картонный дом.

Предварительная работа: составление рассказов по картинке на тему «Семья», рассматривание семейных фотографий, рисование семьи, лепка семьи, чтение рассказов, стихотворений на данную тему, сюжетно- ролевые и настольные игры.

Ход беседы:

1. Организационный момент

- Ребята, сейчас я под дверью нашей группы нашла письмо, которые адресовано нам от девочки Маши. Давайте его прочитаем.

Воспитатель достает из конверта картинку с изображением семьи (вывешивает на доску) и письмо.

- Посмотрите, Маша нам отправила фотографию. Кто изображен на этой фотографии? (взрослые, дети, родители, сын, дочь). А как одним словом можно назвать? (Семья). И еще она написала стихотворение Олега Бундур. Я сейчас вам его прочитаю, а вы мне потом ответите, о чем же это стихотворение.

Семья (Олег Бундур)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

- Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (О семье)

- Правильно! Для автора семья- это что? (Ответы детей по стихотворению)

- Молодцы! А для вас, что такое семья? (Ответы детей)

- Хорошо! Кто мне скажет, о чем мы сегодня с вами поговорим? (О семье)

- Правильно, о семье, но и о традициях, которые существуют в вашей семье. И Маше очень интересно услышать о вашей семье, и какие у вас есть традиции. Потом мы с вами напишем ей ответное письмо и вышлем фотографии с вашими семьями.

2. Основная часть

- Семья- это самое дорогое, самое важное, что есть у человека в жизни!

- Из чего может состоять семья, как вы думаете? (Папа и мама, сестренки и братики, бабушки и дедушки)

- Молодцы! Вот посмотрите на Машину фотографию. Маша живет с мамой Ириной и папой Сашей. У нее есть сестричка Соня, а также с ней живет бабушка Люда и дедушка Миша. Бабушка и дедушкой на пенсии. Сестричка ходит в школу, в третий класс. Мама работает поваром, а папа водителем. Но, а Маша ходит в садик. У них в семье есть традиция, отмечать День Рождения в кругу семьи, каждые выходные ходить в парк, наслаждаясь красотой природы и свежим воздухом, печь пироги и ватрушки. А летом они ездят всей семьей на море отдыхать.

- Теперь расскажите, из каких членов семьи состоит Машина семья? (ответы детей)

- А, какие традиции у них существуют? (Ответы детей)

- Правильно! А кто хочет рассказать по фотографии и рисунку о своей семье? (Рассказывают 4-5 человек)

- Спасибо! Молодцы!

- Чей рассказ вам больше всего понравился, и почему? (Ответы детей)

- Теперь скажите, чем похожи все семьи, о которых рассказывали? Чем отличаются? (Ответы детей)

Воспитатель с детьми кратко обсуждают, а также, какие семейные традиции существуют.

- Ребята, а существует ли такая традиция, как собираться в кругу семьи на активный (спортивный) отдых для здоровья (например: зимой на лыжах,на коньках; летом сплавляться, ходить в походы?

- А у вас есть такие традиции? Какие? (Ответы детей)

- Вы знаете, у Маши в семье, есть традиция делать каждое утро зарядку. И сейчас мы с вами попробуем тоже сделать ее.

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? (Ответы детей)

- Сейчас мы с вами и проверим, как вы знаете.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

- Молодцы! Правильно! Хорошо, вы знаете членов семьи.

- А какая ваша семья? (Ответы детей)

3. Итог беседы

- Теперь, скажите, чтобы семья была дружной, что нужно делать? Какими нужно быть? (Ответы детей)

- О чем мы напишем Маше в нашем письме?

- Сейчас посмотрите на доску, что вы видите на ней? (Домик)

- У вас есть на столах смайлы, какие они цветом? (Зеленый, желтый, и красный).

- Если вам понравилась наша беседа, то прикрепите на домик зеленый смайл, если же не очень понравилось, то желтый, если вам беседа была не интересна, то красный.

Дети берут смайлы и прикрепляют их на домик.

Конспект беседы «Моя семья»

Цель: обобщение представлений о семье и родственных отношениях.

Задачи: - расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях: какие бывают семьи, и кто чем занимается дома;

- формировать навыки диалогической речи: уметь слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них;

- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство любви и уважения к членам своей семьи.

Словарная работа: члены семьи, любовь, уважение и забота к друг другу;

Материал: семейные фотографии детей.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковых игр "Моя семья", "Кто живет в семье"; чтение и рассказывание сказок "Три медведя", "Гуси-лебеди", "Волк и семеро козлят"; сюжетно-ролевые игры: "Дом", "Семья".

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем все в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: А теперь тихо садимся на свои места. Сели правильно, руки полочкой, спинки выпрямили, ноги вместе.

-Ребята, я приготовила для вас загадку, а вы попробуйте ее отгадать

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. семья.

- Правильно! Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья - это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.

Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитатель: Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье и мы послушаем ваши рассказы.

(Желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Я хвалю ребят за интересные рассказы, при затруднении помогаю наводящими вопросами, обращаю внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи веселые, улыбаются, значит любят друг друга).

Воспитатель: Молодцы, хорошие и интересные получились у вас рассказы, но не все ребята смогли рассказать, а мне хочется услышать от всех, какая у вас семья. Поэтому, предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется "Какая у вас семья?" И поможет нам в игре волшебный мячик.

Ребята, встаньте все в кругу, а я с мячиком встану в центр круга. Я брошу одному из вас мяч и спрашиваю: - Какая у вас семья? Тот, кто поймает мяч, должен будет ответить на вопрос. Например, моя семья дружная. (большая, маленькая, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая)

(Если дети затрудняются подобрать прилагательное, применяю метод прямой подсказки, например: -А если у вас в семье много людей. большая; -А если у вас все живут дружно. дружная; -А если в семье все друг о друге заботятся. заботливая.)

Воспитатель: Молодцы, вижу, замечательные у вас семьи. А еще мне хочется узнать, кто чем занят в вашей семье. Поэтому предлагаю вам поиграть в игру "Кто, что делает в нашей семье?".

Я задаю одному из вас вопрос, например: -Что делает твоя мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), Тот, кто поймает мячик должен ответить на него, например: моя мама моет посуду. (гладит, стирает, готовит, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги, проверяет уроки, ходит в магазин за покупками,учит уроки, ухаживает за цветами, вытирает пыль, играет, читает, мастерит.)

Воспитатель: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас пройдем в нашу художественную мастерскую, и каждый из вас нарисует свою семью, а вечером вы подарите свои рисунки родителям.

Конспект занятия Тема: «Для чего человеку дано имя»

Цели:

1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование полных имен, отчества.

3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.

4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.

5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: крупные цветы из картона по количеству детей, предметные картинки, большой лист бумаги (полянка), аудиокассета с записью классической музыки.

 Ход занятия:

Организационный момент.

При входе в кабинет, дети называют любое приятное слово всем присутствующим.

Основная часть. Имя.

На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

- Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

(Имя).

- Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры).

Беседа «Твое имя»

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?

Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

- Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Дарья – побеждающая.

Катя – чистая, непорочная.

Маша-святая, высокая.

Павел - Малый.

Алёна - Солнечная.

Алиса - Благородная.

Ксения - Чужая, гостья.

Артем – Здоровый.

Татьяна - Учредительница, поставленная, назначенная.

София - Мудрая, мастерство, премудрость.

Василиса - Царица.

Сергей - Высокочтимый.

Мирон - Божий человек.

Слава - Священная слава.

 Игра «Назови ласково».

- Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».

(Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)

Беседа «Полные имена, имя и отчество».

Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

- Саша, как зовут твоего папу? (Толя).

Значит, твое отчество Анатольевич – Александр Анатольевич.

- Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество. (Дети называют свое имя и отчество).

- На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.

Людей с одинаковыми именами называют «тезками».

 Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять.                                 Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам                          Идут змейкой за ведущим.

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели                          Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели.                               Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись                         Стоя на носочках, потянуться, руки

                                                                        вверх.

И, как кошечки, прогнулись.                       Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте                           Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе.                             Хлопки в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья.         Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я.               Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша.                    Действуют одновременно обеими руками.

Это Лиза, это Даша.                    

 «Поляна имен» (коллективная работа).

Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится. В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).

С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.

Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.

Затем все цветы наклеивают на один большой лист – «полянку». Во время работы включается аудиозапись.

Итог.

Рассматриваются результаты коллективной работы.

- Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.

- Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.

- Закрепляются понятия «тезка», «отчество».

Тема занятия аппликация «Фартук для бабушки»

Цель: развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции, используя разные способы создания выразительного образа.

Задачи:

Закрепить у детей навыки работы с трафаретами, совершенствовать навыки работы с ножницами.

 Учить детей делать аппликацию, дополняя ее деталями, придающими работе особую выразительность.

Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции.

 Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Методические приёмы:

1. Беседа;

2. Рассматривание;

3. Показ;

4. Объяснение;

5. Напоминание;

6. Художественное слово.

Материалы:

1.Картон разного цвета.

2.Салфетки бумажные белого цвета, бумага цветная.

3.Кисти клеевые, клеенки, салфетки, ножницы, простые карандаши.

4.Клей ПВА.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:

- Кто рукавички нам теплые вяжет?

Сказочку добрую кто нам расскажет?

Вкусный-превкусный пирог испечет?

И колыбельную песню споет? (Бабушка)

- Кто ставит на пятку заплатку,

Кто гладит и чинит белье? (Бабушка.)

 Кто дом поутру прибирает,

Обед приготовит нам? (Бабушка.)

 С внучатами кто играет,

Успеет и тут, и там? (Бабушка.)

- Расскажите о своих бабушках, чем они занимаются дома, какие у них заботы?

Воспитатель читает стихотворение:

Бабушка – это сама доброта.

Там где она, там уют, чистота.

Вкусные блинчики и пирожки.

Буйная зелень, с цветами горшки.

Бабушка - это волшебная сказка.

Мудрость, забота и нежная ласка.

Бабушка наша совсем не старушка,

Это моя дорогая подружка.

Я уважаю бабулю мою.

Ей помогаю я и не грублю.

С ней мне так тихо, спокойно всегда.

С бабушкой мне и беда не беда.

- Бабушка... У каждого из нас с этим, словом связаны воспоминания о своём детстве. Мы помним добрые глаза, тёплую улыбку и ласковые руки, которые гладили нас по головке или протягивали удивительно вкусный пирожок. Первую колыбельную песню в своей жизни, первую сказку многие из нас, конечно, услышали из уст своих бабушек.

Сколько тепла, внимания, любви и ласки отдают своим внукам наши бабушки! Они очень добрые и мудрые, учат нас только хорошему - доброте, вежливости. Бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они. К их советам надо внимательно прислушиваться. У некоторых бабушек неважное здоровье, поэтому не мешает им почаще помогать. Даю вам, ребята, домашнее задание: тем, у кого бабушка живет в деревне или другом городе, сегодня же постараться написать письмо, а у кого бабушка дома - не забывать поблагодарить ее за обед, а когда нужно - обязательно помочь. И стараться делать так каждый день, без напоминаний и просьб.

      Давайте сделаем нашим бабушкам подарок в честь праздника! А делать мы будем с вами праздничный фартук. Для этого нам необходимо:

Сложить цветной картон пополам, как открытку.

Обвести по трафарету фартук, вырезать.

Сложить цветную бумагу пополам, вырезать карман для фартука.

Обвести по трафарету ложку с вилкой.

Вырезать из цветной бумаги украшения и завязки для фартука.

Из салфетки, сложенной несколько раз, вырезать цветок и сделать его объемным, приподнимая лепестки.

Аккуратно наклеить все элементы.

Конспект занятия по рисованию «Мой дом»

Цели:

Развивать у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание потребности узнавать о культурных ценностях родного города, беречь и охранять их. Продолжать знакомить детей с малой родиной. Умение выразительно передать образы объектов окружающего мира, изображать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений. Приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.

Задачи:

- продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы.

- закреплять представление о форме предметов, величине.

- уточнить представление о родном городе.

- закреплять цвета и их оттенки.

- развивать творчество, умение работать самостоятельно.

-прививать любовь к родному городу.

- воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа:

-чтение рассказов, сказок о родном крае.

- рассматривание иллюстраций, фотографий различных домов и архитектурных сооружений родного города.

-конструктивные игры в свободное время.

Материалы и инструменты:

Альбомы, краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации по данной теме.

Словарная работа: прямоугольный, высокий-низкий, прямая линия.

1. Ход НОД:

Воспитатель:

- Дети, вы знаете, что наш мир состоит из множества красок? Всё вокруг яркое. Наше настроение тоже бывает разным, оно раскрашено в разные краски. Вот у меня есть красивая коробочка – она волшебная. Мы сейчас в нее подуем, и в ней окажется наше хорошее разноцветное настроение.

Подумайте, какого цвета у вас сегодня настроение. У меня, например, зеленое настроение

Дети отвечают.

Воспитатель:

-Вот как много красок, доброты, хорошего настроения появилось в волшебной коробочке.

- Ребята, как вы думаете, а в нашем детском саду живут краски?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

-Правильно, много красок живет в садике. А в нашем городе живут краски? Да, ведь наш город разноцветный.

2. Отгадывание загадок про город.

Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы. (Дом)

Вот жилище горожан:

В кухне есть плита и кран,

Ванна есть и туалет,

Мебель в комнате, паркет.

Заходи в нее, живи,

Только слово назови. (Квартира)

Вот проснулись утром рано

Два больших подъемных крана,

Чтобы собирать высотку,

Настоящую красотку.

Близко вы не подходите,

Но объект мне назовите. (Стройка)

Угадай, куда ведут

Малышей с утра.

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (Детский сад)

Тут на каждом этаже

Побывали мы уже.

Вот внизу - регистратура,

А повыше - логопед.

Врач лечебной физкультуры

И массажный кабинет.

А пройдете коридор -

Там табличка "Доктор ЛОР". (Поликлиника)

Воспитатель:

- Скажите, как называется деревня , в котором мы с вами живём?

Дети:

- Деревня Дрокино.

Воспитатель:

Воспитатель:- Правильно. Ребята, а деревня Дрокино большая  или маленькая?

Дети:- Большой.

Воспитатель:- Скажите, что находится в нашей деревне?

Ответы детей.

Воспитатель:- Вы всё правильно сказали, ребята, наша деревня большая, красивая, с домами, с магазинами, с больницей, со школой, с детскими садиками.

-Вот она какая наша деревня! (показ на слайдах)

Утром рано мы встаем, деревню видим за окном.

Она проснулась, она живет, нас на улицу зовет.

Дома бывают разные: высокие и низкие,

Зеленые и красные, далекие и близкие.

Панельные, кирпичные, вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные – дома бывают разные.

Воспитатель:

- Ребята, предлагаю вам нарисовать дома нашей деревне. Наша волшебная коробочка превращает вас всех в художников. Рассаживайтесь за столы. Давайте, ребята, рассмотрим дома – какой они формы (прямоугольные). Правильно, они могут быть высокие, узкие, а бывают низкие, широкие. (воспитатель показывает на листе бумаги рисование прямоугольного дома). Попробуйте нарисовать свой дом.

3. Физ. минутка.

Раз, два!

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)

К солнышку, к тучке.

Вдоль дорожки теремок.

Он не низок, не высок. (Присели.)

В нем живет мышонок Квак.

Быстро прячется

Вот так! (Прыжки.)

Раз, два — выше голова

Раз, два — выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть,

4. Выполнение работы.

Воспитатель:

- Дети, давайте вспомним, как мы набираем краску на кисточку (обмакиваем кисточку в краску, а остаток убираем о край баночки). Когда нам нужно взять краску другого цвета, мы тщательно промываем кисточку в воде, и обмакиваем её о салфетку. Можете приступать. Сядьте правильно: спинку выпрямите, ноги вместе, кисточку возьмите тремя пальчиками. Сначала давайте попробуем нарисовать большой дом в воздухе.

Самостоятельная творческая деятельность детей. Помощь воспитателя затрудняющимся детям.

По мере выполнения, рисунки располагаются на доске.

5. Итог и анализ детских работ.

Воспитатель:

- Ребята, предлагаю рассмотреть ваши рисунки. Все они очень хороши.

- Дети, вам самим понравились ваши рисунки? И мне очень понравились. Вы все сегодня очень постарались. Что вам сегодня больше всего понравилось делать?

Ответы детей.

Воспитатель:

А свои рисунки мы покажем мамам, папам.

Занятие по ИЗО по теме «Я и моя дружная семья».

Задачи:

1. Формирование представления о семье;

2. Воспитание уважения и любви к своей семье;

3. Развитие чувства цвета, мелкой моторики рук;

4. Обогащение словарного запаса детей;

5. Закрепление приемов рисования карандашами, красками, восковыми мелками.

Цель:

Создание рисунка семьи при помощи силуэта ладошки.

Оборудование: готовый рисунок-образец, трафареты домиков, фотографии детей и их семей, шаблоны ладоней, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Содержание:

1. Организационный момент.

Игра "В круг ребята собрались"(Дети встают в круг и, держась за руки произносят слова игры.)

"Собрались ребята в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!"

Воспитатель:" Ребята отгадайте загадку:

Вот ведь дело-то какое,

Нас не семеро, а трое:

Папа, мамочка и я,

Но все вместе мы. (семья)"

Воспитатель говорит, что сегодняшнее занятие посвящено семье.

На доске выставляется трафареты домиков, в окошках которых выставлены фото детей.

2. Проблемный и информационный этапы.

Дид. игра "В домик селим мы родню"

Детям раздаются изображения домов с пустыми окнами. Предлагается заселить домики используя фотографии родных, а затем рассказать о своей семье.

3. Практическая работа.

Моделирование ситуации.

Воспитатель использует коробку с сюрпризом. В этой коробке находятся шаблоны ладошек.

- Ребята, пальцы- это самые главные помощники людей. Именно они помогают нам рисовать, держат карандаш. 5 пальчиков всегда вместе, как члены одной семьи.

Давайте вместе с вами превратим каждый пальчик в папу, маму, дедушку, бабушку и себя.

Алгоритм выполнения:

1) Положили шаблон ладошки перед собой.

2) Фломастерами, карандашами или мелками нарисуйте на пальчиках глазки, нос, рот, уши и волосы. (педагог показывает на доске, как это сделать)

Так же можно нарисовать шляпы, бусы, галстуки, бантики, шарфики и т. д.

Во время выполнения задания воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, помогает советом, подсказывает.

4. Физкульт-минутка.

"Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-мама,

Этот пальчик-я,

Вот и вся моя семья!"

Дети правой рукой показывают и загибают пальцы на левой руке, а потом наоборот, меняют руки.

5. Анализ результатов. Рефлексия.

Подведение итогов.

Игра "Опиши семью".

Воспитатель бросает мяч по очереди детям. стоящим в кругу. Дети ловят мяч и называют прилагательные, описывающие свою семью:

Счастливая, большая, веселая, маленькая, заботливая и т. д.

После игры все работы детей помещают на выставку, работы обсуждаются, воспитатель хвалит детей.

Семья. Пословицы и поговорки семье

А ну, сочтемся своими: бабушкин внучатый козел тещиной курице как пришелся?

Баба-бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

Близкая родня: наша Марина вашей Катерине двоюродная Прасковья.

Брат брата не выдаст.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

Была б моя бабуся, никого не боюся; бабушка — Щиток, кулак — молоток.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своей семье всяк сам большой.

В своей семье какой расчет?

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.

Густая каша семьи не разгонит.

Двойня — и счастья вдвое.

Девичье смиренье дороже ожерелья.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дети родителям не судьи.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Доброе братство лучше богатства.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

Дружная семья не знает печали.

Жизнь родителей в детях.

За общим столом еда вкуснее.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

И ворона воронят хвалит.

Каков брат, такова и сестра.

Княжна хороша, и барыня хороша, а живет красна и наша сестра.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Коли внучек маю, так и сказки знаю.

Куда мать, туда и дитя.

Лучших братьев и сестер не бывает.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Любовь братская крепче каменных стен.

Любовь да совет — там горя нет.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать приветная — ограда каменная.

Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.

На что и клад, когда в семье лад.

Намеки да попреки — семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Нет добра, коли меж своими вражда.

Нет друга супротив родного брата.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Родительское слово мимо не молвится.

Свои люди — сочтемся.

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Свой своему не враг.

Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.

Семейное согласие всего дороже.

Семейный горшок всегда кипит.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семьей и горох молотят.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья — опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Сердце матери греет лучше солнца.

Сердце матери отходчиво.

Сестра с сестрою, как река с водою.

Согласие да лад — в семье клад.

Согласную семью и горе не берет.

Согласье в семье — богатство.

Ссора в своей семье — до первого взгляда.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Терпенью матери нет предела.

Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

У милого дитяти много имен.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Что есть — вместе, чего нет — пополам.

Загадки про семью для детей

Моя семья

У меня семья большая:

Мама Нина, баба Рая,

Папу Александром звать,

Он бабуле просто — зять!

Ну а я бабуле — внучка.

И еще собачка Жучка

С нами вместе проживает,

Дом бабулин охраняет!

Кто в большой семье хозяин?

Ну конечно, баба Рая —

Здесь сомненья быть не может:

Всем подскажет и поможет,

У нее большой талант

Завязать красивый бант,

Маму с папой помирить

И красиво стол накрыть,

Приласкать, поцеловать,

На ночь сказку рассказать!

Даже Жучка понимает,

Чьи приказы выполняет,

Благодарно лижет руки —

От любви, а не от скуки!

* * *

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой... (мамочки)

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты... (маму)

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)

Бабушке — солнышко, дедушке — стих,

Много здоровья им на двоих!

Счастья желаем еще на два века,

С Днем пожилого вас... (человека)!

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Дедушка и бабушка

Были молодыми,

А когда состарились —

Стали... (пожилыми)

Он научит вас трудиться,

От души повеселиться,

Всем ребятам он пример!

Кто? — Мой дед... (пенсионер)

Осень праздник подарила

И поздравить не забыла

Ясным солнышком к обеду

Наших... (бабушку и деда)

Им горжусь всегда по праву,

Хоть теперь он весь седой.

Кто ж с портрета смотрит браво? —

Это дед мой... (молодой)

С моей бабушкой вдвоем

Мы и спляшем, и споем,

Праздник всем друзьям устроим —

С пирогами стол накроем!

Когда ж гостей мы встретим с ней? В Праздник... (пожилых людей)

Анкета для родителей «Семейные традиции»

Уважаемые родители!

В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.

Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

• да, обязательно;

• возможно, если они сами собой сложились;

• нет, это пережитки прошлого.

Какие семейные традиции вы соблюдаете?

• дни рождения членов семьи;

• дни поминовения усопших;

• коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

• религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;

• государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др. ;

• день создания семьи;

• профессиональные праздники;

• оформление фотоальбомов;

• воскресные семейные обеды (ужины);

• проведение семейных советов;

• другое ___ .

Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

• спорт;

• рыбалка;

• домашние животные;

• шитье;

• шахматы;

• чтение;

• компьютерные игры;

• рукоделие;

• музыка;

• коллекционирование;

• другое ___ .

К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?

• спорт;

• рыбалка;

• домашние животные;

• шитье;

• шахматы;

• чтение;

• компьютерные игры;

• рукоделие;

• музыка;

• коллекционирование;

• другое ___ .

5. Какой труд объединяет вашу семью?

• работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными;

• индивидуальная трудовая деятельность;

• общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;

• другое ___ .

6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка?

• мама;

• бабушка;

• прабабушка;

• няня (гувернантка);

• папа;

• дедушка;

• другие родственники.

7. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?

• совместное чтение;

• прогулки на природе;

• обучение рукоделию;

• развивающие игры;

• занятия спортом;

• наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

• специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;

• другое ___ .

8. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения ___ .

Спасибо за сотрудничество!

Консультация для родителей « Семья и семейные традиции»

Как сказал Л. Н. Толстой, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Детей делают довольными и весёлыми даже незначительные моменты их жизни, но по- настоящему счастливыми их может сделать только счастливая семья.

Ребёнок выносит из детства различные воспоминания, которые впоследствии накладывают отпечаток на всю его взрослую жизнь. Хорошо, если это будут добрые семейные традиции и обычаи и ребёнок по этой модели семейных отношений создаст свою крепкую и дружную семью.

Придумывая свои семейные традиции и обычаи, родители делают жизнь малыша более насыщенной и интересной.

Интересная и весёлая традиция получается из «главного» детского праздника – дня рождения. Этот день празднуется во всех семьях, независимо от материального положения. Очень часто получается, что родители организуют праздник для своего ребёнка и его друзей, а получается обычное застолье для взрослых. Если подойти к организации этого мероприятия с фантазией, привлечь к участию в нём гостей всех возрастов, можно превратить обычный день рождения в захватывающее приключение.

Прекрасная семейная традиция получается из поездок «на природу». Подобного рода экскурсии можно организовать таким образом, чтобы было интересно и взрослым, и детям. Нужно заранее продумать программу такого досуга, заранее обговорить предстоящую поездку. Независимо от планов на активный отдых, необходимо захватить с собой любимые игрушки, книги, раскраски, настольные игры. Обязательно следует учесть то обстоятельство, что отдых на природе должен быть безопасным.

Из обычных выходных, проведённых всей семьёй в виде экскурсии по городу, может получиться великолепная семейная традиция. Такого рода времяпровождение не только позволяет больше времени проводить вместе, но и получать от этого массу эстетических впечатлений. Чем больше и разнообразнее экскурсии, тем больше у дошкольников знаний о родном городе. Это и посещения театров, музеев, выставок, красивых архитектурных здания, а также зоопарка, цирка, кинотеатра. Некоторые экскурсии можно совершать несколько раз, например, на новые представления в цирке или спектакли в театре. Также интересная экскурсия может получиться от посещения городских парков и водоёмов. Когда малыш подрастёт и легче будет переносить дальние поездки, можно организовать экскурсии в другие города России.

Делая фотографии во время поездок и экскурсий, можно создать семейную хронику о весёлом совместном досуге. Если дома сохранились детские фотографии родителей, предков, письма, дневники, описания различных семейных событий, можно создать семейную летопись. В эту деятельность обязательно нужно привлечь дошкольников. Дети могут принять участие в оформлении семейных альбомов.

Несомненно, коллекционирование может стать отличной семейной традицией. Не имеет значения, что именно является объектом коллекции - модели машинок, игрушки из «Киндер-сюрпризов», наклейки, камушки и т. д. Если начинать коллекционировать, но целью нужно ставить не количество предметов, а их тематическую подборку. Предметы из коллекции можно красиво систематизировать, например, сделать альбом для наклеек или красивую полочку для игрушек. Несомненно, такие семейные увлечения будут интересны и детям, и родителям. К тому же позволят расширить знания детей в определённой области.

Если в семье существует традиция совместно проводить летний отдых, то следует продумать программу отдыха и подготовиться к ней. Чаще всего, летом родители планируют длительные и дальние поездки. Конечно, лучше путешествовать налегке, но следует брать с собой те вещи, к которым ребёнок привычен, чтобы ему было легче приспособиться к новой обстановке. Родители нередко мечтают во время отпуска заниматься «ничегонеделаньем», но дети есть дети и предпочитают активный отдых. Следует заранее придумать достаточно увлекательных дел, чтобы можно было получить удовольствие и радость от совместной деятельности.

Чем больше в семье будет добрых и интересных традиций, тем более увлекательной и весёлой станет жизнь этой семьи. Ребёнок поймёт, что ничего нет важнее, чем семейное благополучие и эмоциональное состояние близких. Удачи Вам и увлекательных традиций Вашей семье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Герб моей семьи"

Детско-родительский проект "Герб моей семьи"....

Проект:«Герб моей семьи».

Актуальность проекта:  В результате наблюдения  было выявлено, что дети имеют элементарные    представления о своей   семье, но не знают о родословной и традициях св...

Детско-родительский проект " Герб моей семьи"

Внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс,  воспитание в детях семейного патриотизма.Разработка проекта семейного герба;  реализация проекта (со...

Проект «Герб моей семьи»

Актуальность: обусловлена тем, что в современных условиях важной в обществе и государстве стала проблема воспитательной работы, обеспечивающей формирование высоких патриотических качеств у молодого по...

Педагогический проект "Герб моей семьи"

Данный проект рбудет полезен для воспитателей. чтобы познакомить детей в доступной форме с разнообразием блюд разных народов, прививать интерес к здоровой и полезной пище, приготовленной своими р...

Проект "Герб моей семьи" старша группа (5-6 лет)

Цель проекта: Содействие возрождению традиций семейного воспитания, через изучение символики герба и создание семейных гербов.Задачи проекта:1. Формировать у детей представление о себе, свое...

Детско-родительский проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с изображением и значением гербов в разных странах, эпохах....