Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте
статья (подготовительная группа)

Пряникова Светлана Юрьевна

В статье рассказывается об  осбенностях развития речи детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте

        Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

        В подготовительном периоде развитие речи, на первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения с взрослыми закладываются основы будущей связной речи.

        В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовлетворение), а не мысли.

 Постепенно отношение взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитие функций общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивной, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание к себе, к какому – нибудь предмету.  Все это имеет исключительное значение для речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируется речевой слух, произвольность произношения.

К концу первого – началу второго года жизни появляются осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначением предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с взрослым. Слова для него имеют смысл целого предложения. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно.

 На третьем году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений.

        В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь – сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологичной, контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все развернутыми и связными.

 В младшем дошкольном возрасте речь связана непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны не полные неопределенно – личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями.

Ученые доказали, что уровень развития речи зависит от уровня общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка.

 Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

 В заключение, следует отметить, что нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему усваивать  новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире.

Литература:

  1. Артемова, Л.В. М.: - Просвещение - 1995
  2. Волкова Л.С. Пособие для логопедов. - 1997
  3. Зебзеева В.А., Чугунова О.И. Актуальные проблемы и пути их решения. – 2014
  4. Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников. - 2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Как развивается речь ребёнка в младшем возрасте....

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В данной статье размещены матералы о важных аспектах развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте...

«Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал св...