«Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Дашкевич Любовь Валентиновна

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.

Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.pptx305.34 КБ
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель: Дашкевич Л.В.

Слайд 2

Речь- существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

Слайд 3

Основные задачи речевого развития . Воспитание звуковой культуры речи , словарная работа , формирование грамматического строя речи , ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе . Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи , меняются методы обучения . Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро : быстро , как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас , улучшается звуковое оформление слов , более развернутыми становятся фразы .

Слайд 4

Формирование словаря . Активный словарь . Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. К концу четвертого года словарный запас ребенка должен достигать приблизительно 1500 — 2000 слов. Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.

Слайд 5

В речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто). Обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их детеныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда.)

Слайд 6

Практическое задание «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие. ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме. Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет. «ПОДБЕРИ ПАРУ» Цель: закрепить словарь существительных по теме «Игрушки», учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках, совершенствовать зрительное восприятие. ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки ( мяч, кукла, мишка и т.д.), предметные картинки с изображением этих игрушек. Рассмотрите вместе с ребенком игрушки и предметные картинки. Назовите каждую из них. Попросите ребенка взять в руки одну из картинок и найти игрушку соответствующую ей.

Слайд 7

Грамматический строй: Дети отвечают на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»), В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

Слайд 8

Предлоги в речи “В”, “ На ”, “ Под ”, “ Над ”. Упражнение: Желтое…(солнце) Пушистые …(котята) Машина ……какая? (большая) Упражнение : Зайчик ( под столом , над столом , на столе ) Ворона ( над крышей , на крыши ) Мячик ( под столом ) Поросенок (в коробке ). Упражнение : Утка - утенок - утята . Кошка - котенок - котята Собака-щенок - щенята и т.д .

Слайд 9

Связная речь: Задачи: 1.Развития диалогической речи. 2. Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Слайд 10

Телефон. разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей. Ситуация общения «Научи меня». Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом. ( …А меня научишь???) Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика: – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

Слайд 12

Звукопроизношение: Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц). Упражнение Произнесите звуки в, с, з, д, н, к, ц, ш. Пропойте звуки м, н, с, з, ж. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки. все губные (п, пь, б, бь) все зубные (т, ть, д, дь) губно-зубные (ф,фь,в, вь)

Слайд 13

Советы логопеда : речь взрослых : четкая , неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная , не следует искажать слова , имитировать детскую речь ; обращать внимание детей , на то , как они согласовывают слова в предложении , поправлять ребенка ( исправлять допущенные ошибки ); играя с ребенком упражнять в согласовании имен существительных с разными частями речи , например , с глаголами : взять куклу и спросить : “ Кто к нам приехал в гости ?, и ребенок дает полный ответ : “К нам в гости приехала кукла ”; использовать игру “ Чего не стало ?” им . существительное в р.п . ед.ч . (выст.3-4 игр и т.д .)

Слайд 14

Часто ли Вы читаете ребёнку книги? Чаще читайте детям их любимые сказки, даже если вам они приелись. Любимая сказка есть у каждого ребенка. Такую сказку дети готовы слушать снова и снова, переживая каждый раз за ее героев, потому что отождествляют себя с ними. Если вы поймете почему ваш малыш любит именно эту сказку, то вы лучше постигните его внутренний мир. Если вдруг ваш ребенок не любит сказки — выберите ему сказку, по сюжету его любимого мультика (например, по Диснею).

Слайд 15

Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ) Правильная , выразительная речь - портрет человека . Речь - это не прирожденный дар . Все начинается с детства …



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

Родительское собрание

во второй младшей группе

на тему

 «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатели: Дашкевич Л.В.

г.Городец 2015г.

2слайд

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.  ( пример, Мауги )Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

3 слайд

Развитие устной речи, ее компонентов  является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

4-5 слайд

1.Формирование словаря.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов.

И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

  • Расширять и активизировать словарь  мы должны на основе  обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы;  качества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шороховатая).
  • Обогатить словарь названиями  частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

6 слайд Практическое задание

7 слайд 2.Грамматический строй речи

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

Наша задача: 8 слайд

  • совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
  • научить употреблять существительные с предлогами.
  • Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей

В возрасте 3-4 лет ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные).

3.Связная речь 9 слайд

Задачи :

  1. Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.
  2. Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, мы часто используем алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.          

Практика.10 слайд

4.Звуковая культура речи 11 слайд

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Задачи для детей 3-4 лет:12-13 слайд

  • Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)

Выступление логопеда 14 слайд

Часто ли Вы читаете ребёнку книги?  15 слайд
Мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать. 
Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке. 

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.

Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Как развивается речь ребёнка в младшем возрасте....

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Психологические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В данной статье размещены матералы о важных аспектах развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Наиболее благоприятным периодом для  усвоения речи является младший  дошкольный  возраст. В этот  период возрастает  речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и ус...