Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)
консультация по развитию речи на тему
Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_rechi_detey_ml.doshk_.vozrasta_kons.dlya_vospitateley.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Особенности развития речи детей
младшего дошкольного возраста.»
Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.
Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.
Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от3-х до 5-ти тысяч слов.
Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам чисто и правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- «тамва», вместо трамвай, неправильное ударение).
Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое¸ затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.
Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).
Основные направления работы по развитию речи во второй младшей группе следующие:
- Расширение словарного запаса детей
- Развитие звуковой культуры речи
- Развитие грамматического строя речи
- Развитие связной речи (монологической и диалогической)
- Развитие образной речи
Основные формы – это организация образовательных ситуаций и ситуаций общения. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагоги видят и поддерживают такие ситуации. Стараются уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.
Ежедневно педагоги проводят с детьми пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, речевые игры, развивают мелкую моторику, разучивают чистоговорки, скороговорки, которые также способствуют развитию речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...
Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...
Консультация для педагогов: «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация...
Консультация для воспитателей :«Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Данная консультация поможет молодому воспитателю четко определить, какие особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста...
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детеймладшего дошкольного возрастаВ современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению...
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста"...