Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей
консультация по развитию речи (средняя группа)

Зверкова Марина Викторовна

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей

младшего дошкольного возраста

В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования  современных технологий активного обучения. Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников с целью научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Освоить эти непростые навыки детям поможет ТРИЗ – система игр, упражнений и занятий, направленных на совершенствование творческих способностей, воображения, нестандартного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_triz_v_razvitii_rechi.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей

младшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

Подготовила воспитатель

                МАДОУ № 27 «Радость»

Зверкова Марина Викторовна

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей

младшего дошкольного возраста

В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования  современных технологий активного обучения. Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников с целью научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Освоить эти непростые навыки детям поможет ТРИЗ – система игр, упражнений и занятий, направленных на совершенствование творческих способностей, воображения, нестандартного мышления. Причём все эти качества призваны помочь детям не только развиваться творчески, но и применять свои таланты в практической деятельности. Независимо от того, кем станет ребёнок в будущем, быстрота и правильность в принятии решений ему обязательно пригодятся. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.  И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая его успешность. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.

В основе концепции метода ТРИЗ лежит тезис «творчество во всём»:

  • в постановке вопроса,
  • подаче материала,
  • приёмах и методах работы.

Применение ТРИЗ - технологии позволяет осуществить требования ФГОС, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышления, речи, воображения и творчества воспитанников. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников. Сегодня мы остановимся на использовании приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников.

Цель использования технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении – всестороннее развитие творческих способностей ребёнка, формирование у детей навыков самостоятельного поиска оптимальных решений на основе знаний и представлений о системах (предметах и объектах) окружающего мира.

Использование ТРИЗ в детском саду помогает решить такие образовательные задачи:

  • Формирование у детей всестороннего интеллекта, умения быстро и результативно совершать мыслительные операции, стремления разрабатывать необычные варианты решения задач.
  • Развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.
  • Совершенствование памяти, творческого воображения, речевых навыков: умения чётко, связно, обоснованно высказать свою мысль, смело выступать перед слушателями.
  • Содействие становлению свободной личности, раскрепощённой в творческих проявлениях, разноплановой и креативной в поиске решений поставленной задачи и способов их воплощения в реальность.
  • Воспитание уважения к себе и окружающим, умения отстаивать собственные интересы не в ущерб общественным.

Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания – стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми, создание установки на получение быстрого и качественного результата.

Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:

  1. Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).
  2. Выявление и осмысление противоречий (хорошо - плохо, добрый - злой).
  3. Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).
  4. Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).
  5. Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
  6. Неожиданные, смелые варианты решений.

Технология ТРИЗ может быть эффективным инструментом для развития аналитического и структурного мышления, поскольку она:

  • является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
  • позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
  • стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
  • помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
  • стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
  • развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
  • помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Хочется обратить внимание на построение и планирование структуры занятия. Занятие по технологии ТРИЗ проводится по аналогичной структуре традиционного, в таких же временных рамках:

  • 15 минут – младшая группа,
  • 20 минут – средняя группа,
  • 25-30 минут – старшая и подготовительная группы.

Но наполнение этапов отличается специфическими заданиями и упражнениями, соответствующими логике решения изобретательских задач.

Этап первый (вводный, мотивирующий) 

  • пробуждение интереса,
  • выявление проблемы,
  • постановка задачи,
  • формулирование темы занятия.

Этап второй (основной) 

  • уточнение противоречий,
  • выяснение ресурсной базы с помощью игр,
  • моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ.

Этап третий (рефлексия) 

  • выбор оптимального решения,
  • самооценка,
  • самоанализ

(Чем занимались? Что нового узнали? Что получилось, а что нет?).

Поскольку ТРИЗ опирается на опыт и воспроизведение информации, применять эту технологию лучше в старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинают развиваться такие мыслительные процессы, как долговременная память, произвольное внимание, умение оценивать события, вещи, определять их полезность или, наоборот, ненужность. Но и с детьми 3-5 лет можно проводить игры и упражнения, направленные на развитие нестандартного, креативного мышления, которые станут базой для решения более сложных задач.

В младшем дошкольном возрасте на первом этапе детей обучают составлению сравнений по признаку цвета, формы, звука и вкуса. На примере игры «Цепочка» «Назови объект, который обладает такими же признаками», «Что умеет делать?», «Кто (что) делает так же?».

«Цепочка» - Ведущий показывает ребенку объект или картинку с изображением объекта, ребенок называет его. Затем объект передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Например: медвежонок (мягкий, плюшевый, коричневый, маленький и т.д.).

«Назови объект, который обладает такими же признаками» - Ведущий называет или показывает объект. Называет  один признак объекта. Дети должны назвать объекты, обладающие этим же признаком. Например: елка по цвету зеленая, что еще может быть такого же цвета? (лягушка, трава, огурец и т.д.); мяч по форме круглый, что еще может быть круглым? (солнце, помидор, шар и т.д.); лимон по вкусу кислый, что еще может быть кислым? (апельсин, яблоко, кефир и т.д.).

«Что умеет делать?» - Ведущий называет или показывает объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Например: что может мяч? (прыгать, катиться, лопнуть, скакать и т.д.).

«Кто (что) делает так же?» - Ведущий называет или показывает объект. Называет одно из его действий. Дети должны назвать объекты, обладающие тем же действием. Например: мяч скачет, что или кто еще может скакать? (лягушка, кузнечик, воробей и т.д.).

Именно повторы позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Так же на занятиях по продуктивной деятельности (аппликация, лепка, рисование) можно развивать образную речь. Например при лепке репки: репка круглая, как помидор, мяч и т.д.. При рисовании колобка: колобок желтый, как солнце, лимон и т.д. При аппликации мяча: мяч по форме круглый как…, по цвету красный как… желтый как… зеленый… как и т. д..

Очень важно при проведении игр использовать наглядный материал. Выдавать детям в руки игрушку (картинку), которую они передают друг другу и описывают.

На втором этапе детей учат по описанию определять объект. На примере игры «Угадай по описанию», «Угадай по действиям».

«Угадай по описанию» 1 предмет – Ведущий описывает объект (не называя его) так, чтобы дети догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному. Например: высокая, пушистая, колючая, зеленая (елка).

«Угадай по действиям» 1 предмет – Ведущий называет действия, которыми обладает объект (не называя его) так, чтобы дети догадались, о чем идет речь. Например: прыгает, скачет, летает (воробей).

Третий этап составление загадок.  Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании.  Чаще всего верный ответ дают 1-2 ребенка. Остальные запоминают правильный ответ. И если педагог через  некоторое время повторно загадывает загадку, дети отгадывают не по описанию признаков и действий, а по памяти (наизусть). Развивая умственные способности детей, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Обучение детей составлению загадок на начальном этапе происходит коллективно, в дальнейшем дети начинают составлять собственные загадки. Дети вместе с педагогом составляют загадки по известным признакам и действиям объекта. Например: круглый, как солнце, желтый, как лимон. Всем известно, что ответ - колобок. Но технология ТРИЗ всегда подразумевает альтернативные ответы. Ребенок может найти своё верное решение, не  совпадающее с задумкой педагога. Но если добавить признак действия «любит катиться, как мяч», то круг отгадок сужается.

Ещё одним направлением технологии ТРИЗ в развитии речи является развитие рифмы. Всем известны простые задания на рифмовку. Например: са-са-са- прилетела к нам оса, и т.д. Или же игра «Доскажи слово», когда педагог, читая стихотворение, не дочитывает последнее слово или читает только первый слог последнего слова в строчке.

На этапе выявления противоречий в объекте, явлении, ребенок на примере игры «Хорошо - плохо» учится выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

«Хорошо - плохо» - Ведущий называет объект, явление, ребенку нужно определить их положительные и отрицательные свойства. Например: шарф – мягкий, теплый, красивый – хорошо; колется, можно зацепиться, рвется – плохо. Дождь идет – можно намокнуть, простудиться – плохо; смывает пыль, поливает растения – хорошо и т.д..

Чтобы стимулировать творческую активность детей, активизировать мыслительные операции, развивать ассоциативные связи, используется методика мозгового штурма. Метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

  1. Постановка задачи.
  2. Выдвижение идей.
  3. Обсуждение идей.
  4. Принятие решения.

Метод весьма прост и доступен детям. Это коллективный метод решения задач. Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение. Метод почти не требует от педагога предварительной подготовки к занятиям.

Опыт работы по технологии ТРИЗ в развитии речи показал, что дети получают радость от речевого творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Наиболее благоприятным периодом для  усвоения речи является младший  дошкольный  возраст. В этот  период возрастает  речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и ус...

Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....

Семинар - практикум "Использование игр и упражнений по технологии ТРИЗ для развития речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Для развития, обогащения и активизации речи детей младшего дошкольного возраста были разработаны  и апробированы дидактические игры и упражнения  по технологии ТРИЗ. Использование дидактичес...

Презентация "Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Использование технологии мнемотехникив развитии речи детей младшего дошкольного  возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Статья помогает познакомиться с применением технологии "Триз" на занятиях и в свободной деятельности у детей старшей группы....